ВВЕДЕНИЕ
Искусство света – это вид искусства, где свет является основным средством выражения. Искусство света может быть вырвжено скульптурой и световыми инсталляциями, использующими городскую и природную среду.
Существует два различных типа искусства света: первый тип, когда произведения искусства выставляются в галерее, в помещении, второй тип –на открытом воздухе. С искусством света тесно связаны такие технические новинки XX-XXI веков, как проекторы, 3-D проекционные карты, мультимедиа, видео и фотографии. В них свет технически проецируется на изображение.
В любом визуальном искусстве свет в той или иной форме используется и имеет важное значение в рамках использования в художественном искусстве [2].
В 1923 году русский художник и инженер-архитектор Эль Лисицкий создал «Проуненраум» – «проун-румы» проекты утверждения нового светового искусства. По мнению многих искусствоведов, Лисицкий был первым художником, включившим архитектурные элементы освещения как неотъемлемую часть работы [3].
Эксперименты и инновации в области театрального света также часто оказывали влияние на искусство света. Развитие модернизма и электрического света идет рука об руку; идея современного города с небоскребами и электрическим светом воплощает в себе это развитие. Искусствовед Хилари М. Шитс говорит, что»взаимодействие тени и света всегда оказывало сильное влияние на искусство». От греческой и римской скульптуры до живописи эпохи Возрождения.
1 Современное световое искусство
1.1 Определение понятия «световое искусство»
Говоря о «световом искусстве», необходимо определить его особенности и основные характеристики, чтобы описать историю его развития и современности. Сегодня под этим понимается применение световых проекционных систем для создания статических или динамических, музыкально-синхронизированных, лучевых композиций в пространстве аудитории (так называемое «лучевое шоу») или графических изображений на экране («экранное шоу»). Любое светорассеивающее средство может быть использовано для локализации изображения, например, стена здания, рельеф местности, отражающий или полупрозрачный экран.
Световое искусство, как отдельный вид современного искусства, рассматривается как отдельный перформанс, но чаще всего это номер в общем представлении, презентации, концертной программе. Лазерные шоу являются одним из видов светового искусства [1].
Лазерные эффекты иногда используются в концертных и театральных программах как элемент светового дизайна. Как правило, это лучевые композиции, дифракционные картины, лучевые размахивания в пространстве, позволяющие в слегка задымленном пространстве сцены и зала создавать волны, туннели и многие другие объемные композиции согласно возможностями сканирующих устройств проекционной системы.
Искусство света – это вид искусства, где свет является основным средством выражения. Искусство света может быть скульптурой и световыми инсталляциями, использующими городскую и природную среду [2].
Существует два различных типа искусства света:
- первый тип, когда произведения искусства выставляются в галерее, в помещении,
- второй тип - на открытом воздухе.
С искусством света тесно связаны такие технические новинки XX-XXI веков, как проекторы, 3-D проекционные карты, мультимедиа, видео и фотографии. В них свет технически проецируется на изображение.
В любом визуальном искусстве свет в той или иной форме используется, но в фотографиях и фильмах использование света особенно важно. С изобретением электрического света возможности стали намного шире, и многие художники стали использовать свет как основную форму самовыражения, а не просто как средство для других видов искусства.
Автор имеет право выражать свои идеи различными способами, например, светом и тенью. Световые иллюзии являются актуальным примером современного искусства, девизом которого является: «Экспериментируй со всем! Световое искусство экспериментирует даже с демонстрацией работ: зрители наслаждаются инсталляциями как в галереях, так и на открытом воздухе, и каждая выставка уникальна, учитывая специфические условия инсталляции» [3]
Основные направления современного светового искусства:
1. Светокинетическое искусство Lumino – это новая форма искусства, включающая, как следует из названия, свет (Lumino – свет, свет) и движение (греческий kinetikos – движение, которое течет). Световое кинетическое искусство – один из подвидов, кинетического искусства, которое, в свою очередь, является подвидом медиа-искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационных и коммуникационных технологий. Искусствовед Франк Поппер видит эволюцию этого вида искусства как свидетельство у людей «эстетической потребности, связанной с технологическим прогрессом» и как отправную точку в контексте высоких технологий в искусстве [4].
2 Современные световые фестивали
2.1 Китайские шоу фейерверков как прототипы современных световых фестивалей
Фейерверки в Китае являются частью культурного наследия, и по сей день остаются одним из главных атрибутов создания праздничной атмосферы. Он имеет большое культурное и религиозное значение. Первые фейерверки китайцы изобрели еще в начале 9 века. Пиротехническое искусство быстро завоевало признание и стало активно использоваться при организации различных фестивалей и торжеств.
Интересным фактом является то, что китайский народ проделал большой путь, чтобы сделать фейерверк, и не для организации праздников и вечеринок. Было время, когда китайцы искали способ отпугнуть врагов и злых духов. Несколько веков спустя порох был изобретен китайскими монахами, а бамбук уже не помнят, потому что порох намного эффективнее [34].
Неизвестно, кто придумал первый фейерверк и в какой день. В Китае простые люди уже давно используют стебли зеленого бамбука для своего рода религиозного ритуала. Молодые бамбуковые палочки бросали в огонь, где они трещали и яростно грохотали. Поверьте, этот громкий звук должен был прогнать злых духов. Такой умный способ избавиться от нечистой силы был хорошо известен местному населению и превратился в народную традицию.
После объявления этой новости жители были очень довольны, и теперь перед праздниками стоят огромные очереди в магазинах, торгующих пиротехникой. С наступлением праздника небо горит разнообразными яркими огнями. Но три цвета, которые наиболее приемлемы для китайцев – синий, желтый и зеленый. Каждый цвет имеет свою символику. Синий - символ жизни, желтый - золотая середина, а зеленый – земля [14].
С помощью таких великолепных традиционных зрелищ народ Китая определённо не должен бояться злого и опасного монстра Ниан, ведь искусство фейерверков настолько мощное и в то же время впечатляющее, что все злые духи наверняка забудут свой путь сюда.
Со временем эта культурная практика приобрела национальное значение. Фейерверки совершенствовались и стали обязательными для таких важных праздников, как Новый год и Праздник середины осени (Праздник Луны).
Первые упоминания о фейерверках в Древнем Китае относятся к IX веку, во времена династии Тан. Они использовались в качестве сопутствующего элемента при проведении многих важных мероприятий и торжеств. Китайцы верили, что громкий шум и производимые искры способны не только отгонять злых духов, но и притягивать счастье и богатство [33].
Искусство изготовления фейерверков стало отдельной профессией, которая пользовалась большим уважением. В своей работе пиротехники стали использовать инновационное изобретение – взрывной порошок, называемый порошком. Его формула была изобретена даосскими монахами-алхимиками в погоне за эликсиром бессмертия. В процессе алхимических экспериментов монахи получали смесь серы, нитратов и древесного угля. Полученный порошок не продлевал жизнь, но обладал собственными, не менее полезными свойствами, которые быстро нашли применение.
Порох – одно из четырех великих изобретений Китая, являющееся культурным достоянием и символом передовых технологий древности. К ним также относятся компас, бумага и типография.
Историческим событием, поднявшим пиротехническое искусство на новый уровень, стало празднование Нового года при императоре Хуэй Цзуне (восьмом правителе империи Сун) в 1110 году. Был организован грандиозный фейерверк с использованием фейерверков с пороховым»наполнением». Во время праздника тысячи бамбуковых палочек, наполненных порохом, взорвались к восторгу публики [16].
3 Световой фестиваль Glow в Ейденховене, Нидерланды
3.1 История фестиваля
Фестиваль Glow в Нидерландах является одним из наиболее масштабных фестивалей света в современном мире. Данный фестиваль имеет не особо длительную историю и берет свое начало от Китайских народных традиций. Уже более 10 лет, как и каждый ноябрь, в городе Эйндховен проходит Фестиваль светового искусства GLOW. Команды художников и дизайнеров со всего мира создают фантастические композиции из света со всего центра города. Каждый вечер, в течение недели фестиваль посещают тысячи людей [38].
Основными художественными чертами данного фестиваля являются такие как высокий уровень оригинальности, при котором при помощи света создаются немыслимо красивые инсталляции, а также предоставления гостям возможности самим стать частью инсталляции, участвуя в определенной игре или соревновании.
В 1891 году братья Жерар и Антон Филипсы основали в Эйндховене небольшую фабрику по производству ламп накаливания, которая стала всемирно известным промышленным гигантом»Филипс». Это дало большой толчок развитию города. Местные жители чествуют братьев Филлипс и каждый год создают в городе ноябрьскую достопримечательность [39].
Ежегодный фестиваль GLOW Eindhoven проводится в голландском городе Эйндховен. Каждый год художники и дизайнеры со всей Голландии и даже за рубежом представляют свои световые инсталляции, созданные по последнему слову техники.
Первый фестиваль GLOW Eindhoven состоялся в 2006 году. Город Эйндховен был выбран в качестве места проведения не случайно: в 1891 году здесь была открыта фабрика братьев Филипс, которая со временем стала одной из крупнейших в мире компаний по производству электроники. И хотя штаб-квартира Philips находится в Амстердаме, компания по-прежнему играет важную роль в экономике Эйндховена.
GLOW Eindhoven – это выставка искусства уличного освещения. Каждый год здания и памятники Эйндховена освещаются яркими огнями, а десятки художников украшают его улицы своими световыми инсталляциями, скульптурами, проекциями и шоу. Фестиваль открывается грандиозным светомузыкальным шоу, вход в которое совершенно свободен. На церемонии открытия обязательно присутствуют мэр города, а также голландские знаменитости [40].
Все основные инсталляции находятся в центре города, на сайте GLOW Eindhoven заранее публикуется карта, чтобы посетителям было проще планировать свой маршрут. Фестиваль также включает в себя выставку GLOW NEXT, на которой представлены новейшие художественные проекты, никогда ранее нигде не демонстрировавшиеся, а также ряд специальных мероприятий.
В 2015 году, в честь десятой годовщины фестиваля, организаторы представили совместный проект с Нидерландской железной дорогой и группой молодых художников из Hyperspace Collective: некоторые вагоны, направляющиеся в Эйндховен, были украшены световыми инсталляциями, а технология VirtualRealityMaster помогла пассажирам погрузиться в атмосферу GLOW Эйндховена еще до их приезда [27].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что световое искусство является своеобразным и специфическим и отражает особенности построения определенного художественного замысла. При определении основных разновидностей необходимо определить такие как светокинетическое искусство, поп-арт, световые скульптуры, световое граффити, а также световые инсталляции. Современные особенности освещения основаны на применении передовых технологий в формировании света и выражение определенного художественного замысла.
Освещение в театральной деятельности представляет собой отдельный элемент театрального и сценического мастерства, которое определяется как осознанный подбор и гармонизация световых решений. При правильном подборе цветовых решений создается совершенно новый образ театрального искусства. История развития светового искусства длительна и требует более пристального внимания со стороны.
При использовании различных световых шоу применяются такие формы работы как применение различных световых шоу, применение различных технических средств и формирования определенного светового шоу. Также форма применения определенных световых средств зависит от типа определенного мероприятия.
Только в 21 веке особые достижения в световом искусстве позволили определить основные тенденции в рамках формирования определенного типа шоу. Данная направленность в формировании световых шоу определяется тем, что каждая страна по-своему определяет тенденции в развитии композиционного строя построения светового фестиваля. Однако, основными направлениями в рамках данного направления являются такие как наполнитель, чертеж, фон и определенный стиль моделирования.