Введение
Преступность - одна из наиболее значимых проблем современности. Ее повсеместное распространение вызывает серьезные опасения за стабильность мирового сообщества в будущем. Пожалуй, нет ни единого государства в мире, в котором темпы прироста преступности в длительный период времени имели отрицательное значение. Особое беспокойство вызывает повышение уровня негативных показателей преступности несовершеннолетних. Подростки, находясь в пограничном состоянии между детством и взрослой жизнью, наиболее подвержены воздействию неблагоприятных факторов, способствующих формированию противоправного поведения. Как результат, общество пополняется социально неустойчивыми личностями, склонными к криминогенному поведению, что в конечном итоге ведет к возрастанию общих показателей преступности.
Тем не менее некоторым странам удается сдерживать темпы прироста общей преступности и преступности несовершеннолетних на контролируемом уровне, а иногда и добиваться сокращения негативных показателей. К одной из таких стран относится Республика Корея. Несмотря, на то, что проблема преступности несовершеннолетних в Корее стоит достаточно остро, чем в некоторых других странах, государству все же удается осуществлять эффективный контроль за подростковой преступностью. Используются при этом не только правовые методы в рамках существующих правовых институтов, но и широкое внеинституциональное воздействие, в частности масштабное привлечение общественности.
Уголовная ответственность несовершеннолетних в уголовном праве Южной Кореи
Уголовная ответственность несовершеннолетних в уголовном праве Южной Кореи
Уголовное законодательство Республики Корея представляется в достаточной мере сложным для восприятия. Корейское уголовное право до настоящего времени в окончательном виде не оформилось как самостоятельная отрасль. Уголовное законодательство разбросано по различным сферам правового регулирования, не систематизировано и зачастую противоречиво.
В то же время в Корее удалось настолько обособить систему правовых норм об ответственности несовершеннолетних за совершение противоправных деяний, что можно сделать вывод о наличии отлаженной системы ювенальной юстиции, основу которой составляет под отрасль корейского права — уголовное право несовершеннолетних.
Система наказаний для несовершеннолетних представляется несколько хаотичной. Установление законами различного рода «усиливающих» наказаний по отдельным видам преступлений вряд ли может говорить о какой-либо системе института наказания в уголовном праве данного государства. Кодифицированные нормативные правовые акты являются, бесспорно, предпочтительными (хотя и у них есть свои недостатки). Однако представляется, что определенная доля систематизации уголовно-правовых актов все же должна присутствовать в законодательстве Республики Корея. Равно как вполне целесообразно было бы предусмотреть отдельный перечень наказаний, применяемых к несовершеннолетним.
Наличие большого количества некодифицированных специальных законов, указов о правоприменении создает существенные трудности для применения нормы на практике, а также ослабляет воспитательную функцию уголовного закона. Многие из таких специальных законов вовсе не включаются в систему уголовного законодательства.
Исходя из анализа криминологических показателей, корейским органам власти удается эффективно сдерживать темпы прироста преступности несовершеннолетних на контролируемом уровне.
Со времени финансового кризиса 1998 г. контроль над преступностью был существенно ослаблен, но с того времени правительством страны предприняты существенные меры по ее обузданию. Несмотря на недостаточную, по мнению автора, теоретическую разработанность уголовно-правовых институтов и зачастую слабость законодательной техники, уголовная политика Кореи в отношении несовершеннолетних представляется весьма эффективной. Представляется также, что для контроля над преступностью первостепенное значение имеет не качество законодательного материала, не степень разработанности отдельных институтов уголовного права, а наличие политической воли правоприменителя в действительном и целенаправленном.
Заключение
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о наличии в Республике Корея системы ювенальной юстиции. Являясь частью общегосударственного комплекса предупреждения преступности, система ювенальной юстиции представляется достаточно эффективной и соответствующей международным стандартам. Как видно из проведенного в рамках нашего исследования статистического анализа, несмотря на увеличение количественного показателя подростковой преступности в 2007–2009 гг., государство не отказалось от гуманистического подхода в уголовноправовом воздействии на подростковую преступность, при этом число уголовных дел в рамках формального судопроизводства сохраняется ниже отметки в пять процентов. Современная уголовная политика Кореи в отношении несовершеннолетних характеризуется развитием гуманистического подхода к назначению и реализации мер ответственности для подростков.
Следует полагать, что наиболее востребованным в настоящее время является принцип экономии репрессии, который заключается в выборе таких средств воздействия на подростка, которые с наименьшим вредом для последнего могут привести несовершеннолетнего делинквента к исправлению, примирению его с обществом и правомерному поведению в будущем.
Для России, только становящейся на путь реформирования системы правосудия в отношении несовершеннолетних, такой опыт представляется весьма полезным. Причем формирование системы ювенальной юстиции должно носить комплексный характер, с созданием не только подсистемы пробации, но и эффективного механизма её осуществления в отношении подростков (ювенальных судов). Судебные составы по делам несовершеннолетних в рамках системы судов общей юрисдикции представляются наименее затратным и быстрым способом введения ювенальной юстиции в судебную систему. К тому же в нашей стране такой опыт уже имеется. Для его реализации не требуется внесение изменений в федеральное законодательство, достаточно соответствующей воли Верховного Суда РФ.