Культурные стереотипы
В современном мире, отличительной особенностью которого выступают многообразие форм, видов, проявлений культуры и их перманентная транс-формация, человек стремится свести сложное персонифицированное содержание к узнаваемым маркерам, схемам и знакам, которые, в свою очередь, соотносятся со стереотипными суждениями. Очевидно, что стереотипные суждения во многом определяют поведенческие модели и установки, задают степень продуктивности межкультурной коммуникации, которая заключается в том, что в последние два десятилетия перед культурологами и социологами остро стоит задача повышения уровня эффективности межкультурного общения, толерантности и снижения конфликтности межкультурного общения.[1]
Объектом исследования общественных и гуманитарных наук стереотип становится ещё в 20-е годы XX столетия на волне возросшего интереса к проблемам массового сознания. Термин «социальный стереотип» был введен в научный оборот У. Липпманом: под ним ученый понимал упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» окружающей реальности «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценностные позиции и права. [2]
Понятие “стереотип’ рассматривается в работах лингвистов, социологов, этнографов, когнитологов, психологов, этнопсихолингвистов. Представители каждой из вышеназванных наук имеет свое собственное представление о стереотипе, свою классификацию данного понятия.
Поскольку стереотип как феномен сознания оказывается в центре внимания представителей разных отраслей гуманитарного знания, то для его комплексного анализа необходимы междисциплинарные методы исследования. Междисциплинарный подход позволяет проанализировать положения частных областей знания и раскрыть интегративную, комплексную природу этнокультурного стереотипа.
Проблема изучения гендерных стереотипов в современной науке занимает особое место и представляет со¬бой одно из наименее разработанных направлений. Первые исследования гендерных стереотипов, проведенные зарубежными учеными, были связаны преимущественно с выделением содержа-тельных характеристик гендерных стереотипов, позднее были выделены основные функции гендерных стереотипов. В дальнейшем гендерная проблематика рассматривалась западными учеными с точки зрения каузальной атрибуции, теории социальной идентичности, функциональной теории аттитюдов. В этнопсихологическом аспекте проводились кросс-культурные исследования гендерных стереотипов, направленные на выявление межкультурных различий в со-держании психологических характеристик мужчин и женщин, поиск различий и сходств в восприятии и оценке половых ролей в различных культурах. В отечественной психологии теоретические положения полоролевой стереотипизации рассматривались в рамках историко-социологаческого, медико-психологического, психолого-педагогического и социально-психологического подходов. При этом практически не изученными остаются природа, содержание, функции, источники формирования, механизмы усвоения, особенности трансляции из поколения в поколение гендерных стереотипов. Мало внимания уделяется особенностям содержания и динамики гендерных стереотипов представителей разных культур.
Очевидно, что стереотипы и предрассудки потому так распространены и не подвержены изменениям, что они содержат в себе целый ряд положительных эффектов для собственной самоидентификации: они упрощают ориентацию в сложном социальном мире, защищают нормы и ценности своей культуры, создают чувство социальной и культурной принадлежности, а также легитимируют неприязненное отношение к представителям других групп. Ослабление культурного шока. Стереотип означает упрощение сложных социальных реалий до уровня обыденного сознания. Стереотипы упрощают и дифференцируют окружающий мир, помогая человеческому сознанию «навести в нем поря-док».
Исследования приемов стереотипизации как феномена психологии индивида сводятся к изучению процессов отбора, восприятия и обработки информации об объектах окружающей человека действительности. Данные процессы основаны на определенных представлениях, или предзнании. В исследованиях социальных психологов стереотип выступает как явление, характеризующее индивидуально-личностный уровень психологических особенностей человеческого сознания. По мнению многих ученых, стереотипы основываются на таких психологических процессах, как избирательное внимание, оценка, формирование понятий и категорий, атрибуция, эмоции и память. Рассмотрение феномена стереотипа исключительно в психологическом ключе, без привязки его к групповому сознанию, не способно раскрыть социальную сущность данного феномена и обнаружить важнейшие функциональные особенности стереотипа. Корреляция психологических и социальных особенностей перцептивных процессов изучена исследователем В. Дуазом. В своих работах ученый объединил стерео-тип с рядом других явлений группового и общественного порядка в концептуальный комплекс. В. Дуаз выделил четыре уровня стереотипов – личностный, межличностный, социальный и идеологический. Таким образом, синопсический анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что процесс стереотипизации – это обязательный компонент рецептивных и перцептивных процессов психики человека, проявляющийся в процессах социального взаимодействия. В связи с этим важной является задача определения функциональных особенностей стереотипов в процессах межкультурного взаимодействия.
Важную роль стереотипы восприятия играют в осуществлении когнитивной и межгрупповой социальной дифференциации. Так, например, попадая в ситуацию, требующую незамедлительной первичной оценки явления или объекта, представитель конкретной этнической общности делит их на «знакомые» («свои», «положительные») и «незнакомые» («чужие», «враждебные»). В дан-ной ситуации собственная этническая атрибутика характеризуется позитивно, со знаком «плюс», а та, что не вписывается с имеющуюся систему представлений, – со знаком «минус». Этим объясняется жизнеспособность стереотипов восприятия, призванных оценивать представителей других социальных общностей по определенным схемам. Таким образом, противопоставление «мы» – «они» основывается на процессах максимизации межгрупповых различий и минимизации межгруппового сходства, тем самым способствует гомогенизации собственной референтной группы и большему обособлению гетерогенных сообществ.[2]