ВВЕДЕНИЕ
История коррупции неотделима от истории человеческой цивилизации – археологические изыскания и дошедшие до нас письменные памятники тех времен свидетельствуют о том, что и в Древнем Египте, и в Китае, и в Греции, не говоря уже о Римской империи, не понаслышке знали, что такое коррупция. Хотя, возможно, и не называли ее этим словом. Не минула чаша сия и наших предков – мздоимство на Руси упоминается в летописях уже XIII в. Но, первым, кто попытался законом ограничить в Московии «лихих любителей запустить лапу в государственную казну», стал Иван III. Его внук, Иван Васильевич «Грозный», этим не ограничился и определил взяточникам справедливое, на его взгляд, наказание – смертную казнь.
Основой противодействия коррупции во все времена являлось антикоррупционное законодательство, которое в России имеет глубокие исторические корни.
Большая часть исследователей истории российского законодательства полагает, что понятие посула начинает употребляться в смысле взятки, начиная с Псковской Судной грамоты 1397 года [2]
Как социальное явление российской действительности коррупция получила распространение в сфере государственного управления в период становления Московской Руси. Основой ее служила система так называемого местничества, в условиях которой большинство государственных чиновников не получали жалованья, а кормились от должности за счет просителей.
Так называемое «зло» взимания чиновниками от населения платы за услуги в свое время было введено самими великими князьями, когда еще не было другой возможности расплатиться с чиновниками. В XV и XVI веках воеводы получали за свои заслуги землю, с которой они должны были кормиться.
Таким образом, чин вполне официально считался «кормом» или «кормлением», то есть «источником питания» своего владельца.[3]
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В XIV -XV ВВ.
1.1 Общие вопросы образования единого российского государства в XIV -XV вв.
«Кормление» было не только системой вознаграждения, но и принципом общественной организации России. В 1497 году Иван III определил коррупцию как аномалию. В 1550 году Иван IV в своем судебнике объявил взяточничество преступлением, карающийся смертью. [5]
С 1613 года правит страной династия Романовых, Михаил, первый представитель династии Романовых запретил воеводам принимать «кормы».
Распространенность лихоимства (взяточничества) в России была столь значительной, что по указу Петра I от 25 августа 1713 года и позднейшим «узаконениям» «лихоимцам» была определена в качестве наказания смертная казнь. Однако и она не слишком устрашала казнокрадов. Петр I со всей определенностью попытался запретить обмен дарами между чиновниками и «просителями» и окончательно объявить давнюю традицию отклонением от нормы, введя в 1715 году регулярный оклад для служащих.
Реформы Петра I и в особенности введение табели о рангах в 1722 году представляли собой нападение на клановую структуру. Внедряя 14-уровневую табель, Петр создал инструмент упорядочения, призванный втиснуть дворянство в иерархию, независимую от персоналий.
В самом деле, старые сети утратили власть, но они организовались заново. Поскольку такие ресурсы, как влияние, власть и благосостояние, отныне были доступны только через должности, последние функционировали как точка кристаллизации новых сетей высокопоставленный чиновник играл роль покровителя.
Таким образом, лояльность оставалась привязанной к лицам, способным в силу своей должности обеспечить доступ к положениям и почестям.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В XIV -XV ВВ.
2.1 Проблемы образования единого российского государства в XIV -XV вв.
В XVI веке с начала существования централизованного Русского государства и объединения земель Иваном III стало формироваться централизованное административно-территориальное деление Руси. Основной территориальной единицей стали уезды, которые делились на станы (города) и волости (сельские районы). Остатки системы земского управления окончательно сменились на приказно-воеводсткое управление. Таким образом, с момента образования централизованного Русского государства местное управление характеризовалось жесткой вертикалью власти князя и отсутствием выборности, а также участия населения в решении вопросов местного значения.
В период правления дома Романовых неоднократно предпринимались попытки реформирования системы местного самоуправления, в большей мере в городах и, главным образом, с целью более жесткого отправления повинностей средним классом и входящими в него купцами, ремесленниками, банкирами и другими представителями зажиточного городского сословия.
В 1718 г. было введено городское самоуправление: городские жители разделялись на три гильдии (банкиры, купцы, доктора относились к первой, мелкие торговцы и ремесленники – ко второй, наемные работники, городские обыватели – к третьей). Гильдии имели право выбирать городской магистрат орган управления городом. Его члены могли «выбираться только из первостатейных, добрых, «пожиточных» и умных граждан». Оценивая учреждение магистратов, можно согласиться с мнением, что «в этой реформе в очередной раз проявилось стремление Петра I поставить местное самоуправление на службу государственной власти».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К этому времени соборы оказываются инструментом борьбы боярских родов, обернувшись своей противоположностью собственному изначальному состоянию и утратив роль института укрепления государственности и выражения «земских», то есть общегосударственных интересов, вновь уступив ее своему предтече – неформальному армейскому представительству. Но они ее уступили тогда, когда выполнили свою историческую задачу обеспечения перехода русской государственности от средневековых форм к формам Нового времени, заложив основу создания Российской Империи.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Земские соборы, возникая позже аналогичных органов Англии и Франции, в отличие от них начали свою работу не как орган собственно политической борьбы по важным, но относительно узконаправленным вопросам, а как своего рода «конституционная ассамблея», уже на первом Соборе 1549 года обратившись к вопросам национального примирения и общегосударственного строительства. В кругу их ведения оказались вопросы избрания и возведения на престол и низложения с престола монархов, своего рода конституционного и текущего законодательства, войны и мира с соседними государствами, создания армии, сбора и введения налогов, границ и принятия в состав России других стран. Как орган представительной власти XVI–XVII веков, они подчас соединяли полномочия и функции законодательной, судебной и исполнительной власти, обеспечив как иммунное сохранение русской государственности в условиях кризиса монархической власти первых десятилетий XVII века, так и обеспечив процесс трансформации России из созданного Иваном Третьим русского национального государства в многонациональную Империю Петра I, став первым русским парламентом и определив в целом почти полутысячелетнюю историю русского парламентаризма. Став практикой и опытом некого романтического «соборного» конструирования нового состояния соединенной ими России.