Введение
Можно выделить несколько подходов к определению понятия культуры. Культура понимается как искусственная среда обитания человека, как то, что противостоит естественной среде обитания, Природе. В латинском языке слово «культура» означает «возделанное». В этом значении культура – то, что создается искусственно и воспитывается людьми, в отличие от того, что развивается в обществе или отдельном человеке спонтанно, как дикорастущее растение. Именно на основе такого понимания культуры некоторые народы противопоставляли себя другим как бескультурным (диким варварам). В самом общем плане культура определяется как форма духовного опыта общества, отличающая его от других обществ. Можно говорить также о культуре каждого человека, которая делает его индивидуальным по отношению к другим людям.
При анализе культуры возникает ряд проблем. Первая проблема заключается в том, что доминирует в культуре: выражение духовного мира общества или отражение материальных условий существования общества. С этим связана вторая проблема: автономна ли культура (есть ли у нее своя собственная внутренняя логика развития) или она зависит от развития техники и материальной жизни общества. Третья проблема: является ли каждая культура уникальной и неповторимой или можно выделить некие общие характеристики во всем многообразии культур. Четвертая проблема заключается в характере развития культуры: является ли культура замкнутой, интровертированной, или, напротив, открытой, экстравертированной. Пятая проблема пытается определить соотношение традиций и новаций в культуре: ориентирована ли она на производство нового (развитие) или на воспроизводство старого содержания (консервация).
Культура – сложная многоуровневая система, ее структура является одной из сложнейших в мире. Культуры, несмотря на различия между ними, представляют собой способ существования общества в окружающем мире, и в каждой культуре есть базовые признаки, т.е. факторы существования, без которых культуры нет. Эти элементы отличаются по уровню развития и существуют в любой культуре.
Цель данной работы рассмотреть структуру культуры и определить ее основные функции.
1. Структура культуры
Специфика культуры и ее содержание определяются сущностью человека, его характерными чертами, его возможностями в динамике их осуществления. Поэтому культура рассматривается как человеченность общества (социума), как человечески содержательный аспект бытия.
Основные базовые признаки культуры:
1. Материальное производство (что производится, как производится, т.е. технология, материалы для производства, производительность труда).
2. Общественное сознание, т.е. представления о мире (естественно-научные, гуманитарно-философские), способы выражения этих представлений или знаний (язык, искусство, письменность). К формам общественного сознания относятся мировоззрение (идеология), наука, искусство, мораль, право, политика, вера.
3. Общественная психология (ментальность, темперамент, подсознательные реакции на окружающий мир – архетипы).
4. Функциональная дифференциация с выделением функций материального производства, духовного творчества, социального регулирования, военной и других и степенью функциональной дифференциации членов общества.
5. Социальная организация, включающая биосоциальные (семья, род, племя), социальные (союз племен), социально-политические (государство) системы, а также возрастные группы и союзы, политические и профессиональные объединения.
6. Информационно-коммуникативная сфера, куда входят способы передачи информации, виды социальной информации, технические характеристики коммуникаций, скорость прохождения необходимой информации.
7. Нормативная система с такими регуляторами, как биопсихологический, мифолого-религиозный, право, мораль, при этом регулируются нормы распределения трудовых затрат, общественного продукта и социальная иерархия.
Носителем всех базовых элементов культуры выступает этнос.
Культуры объединяются по различным типам в зависимости от основания деления. Типологизация – научный метод упорядочения культурных общностей. Такая модель используется в целях изучения существенных признаков, функций, отношений, уровней организации изучаемых объектов. Существуют различные подходы к типологизации культуры в зависимости от тех или иных критериев. Чаще встречаются три подхода: хозяйственно-культурный, этнолингвистический и историко-этнографический.
Хозяйственно-культурная типология выделяет культуры схожие по отношению людей к природе, например, земледельческие, скотоводческие, оседлые, кочевые. Однако такая типология недостаточна. Культуры одного хозяйственно-культурного типа, развивающиеся в разных условиях, приобретают существенные различия в духовных ценностях, нравственных нормах, политических и юридических традициях и так далее (например, культура русских и французов).
2. Функции культуры
Культура представляет собой социальное явление и выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. А это значит, что культура может быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Функции в общественных науках обычно показывают предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции культуры» в культурологии подразумевается характер и направление воздействия культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах. Число социальных функций культуры чрезвычайно велико и можно по-разному выделять, классифицировать и описывать эти функции. Рассмотрим основные функции культуры.
Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений – орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии – человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы [3, c. 13]. Всякий вид живых существ приспосабливается к среде своего обитания. У растений и животных это происходит в процессе биологической эволюции благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, посредством которых функционируют и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише).
Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закрепленной за ним экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную культурную среду.
Биологическая незавершенность, не специализированность, неприспособленность человеческого рода к определенной экологической нише обернулась способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусственных условий своего существования, культуры. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего обеспечения продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечения коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохранительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная человеком материальная культура, социальная организация, система экономических, социальных и политических отношений выполняют защитную роль.
Заключение
Таким образом, культура – это над биологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечества, закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемый из поколения в поколение. По своей структуре культура подразделяется на: духовную – весь духовный опыт человечества – научная идея, художественное, музыкальное произведение, книга, стихотворение, образование, искусство, мораль, политические и правовые взгляды и материальную – культура труда и материального производства, быта, отношения к собственному телу, физическая. Также иногда используется понятие «художественная культура» – своеобразная дань специфике искусства, некий синтез духовного и материального.
Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция феномена культуры человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее. Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.
Одна из основных функций культуры коммуникативная – культура не существует вне общения, она формируется через общение. Сигнификативная функция неразрывно связана с коммуникативной, она означает придание значений и ценностей различным явлениям и вещам, окружающим человека. Регулятивная функция культуры связана с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Осуществляя интегративные функции, культура объединяет народы, социальные группы, государства. Через аксиологическую (ценностную) функцию культура определяет содержание, средства и способы социализации личности.