ВВЕДЕНИЕ
Атрибутивным признаком социалистических отношений и общения является сотрудничество и взаимная помощь. Они адекватны коллективистской сущности человека и социалистического общества. Некоторые элементы структуры образа жизни трудового коллектива являются системообразующими признаками, что позволило исследователям в 80-е годы ХХ века начать изучение образа жизни трудового коллектива как определенного социального феномена, отражающего его полифункциональность в социуме.
Полноценная жизнь советского человека была налажена в рамках трудовых коллективов. Отечественный трудовой коллектив — это самоценная и самодостаточная форма социального бытия; не он для работы, а работа для него. В СССР производственные функции трудового коллектива были не целью, а условием выживания. Внерабочая деятельность трудовых коллективов данного периода включала культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия, в абсолютном большинстве организуемые средствами профсоюзных организаций.
Целью этой работы выступает рассмотрение специфики организации внерабочей деятельности в советских трудовых коллективах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать особенности социалистического общества и форм досуга, характерных для данного периода;
- изучить специфику внерабочей деятельности среди трудящихся советских предприятий.
ГЛАВА 1. Формы досуга, характерные для социалистического общества
Вопросы внутреннего трудового распорядка и продолжительности времени труда рабочих России в конце XIX начале XX в. находили ранее свое отражение в исторической науке в ряде обобщающих исследований. Это трехтомное издание К.А. Пажитнова «Положение рабочего класса в России», исследование Ю.И.Кирьянова «Жизненный уровень рабочих России» и работы В.П. Зиновьева, посвященные рабочим Сибири. Эти исследования больше касались вопросов распорядка и продолжительности труда рабочих европейской части России [2, c. 85].
Основные усилия по организации внерабочей деятельности были направлены все же на формирование общественного сознания городских рабочих. По мнению Шейлы Фицпатрик наряду с базовым уровнем, который включал в себя грамотность, чтение газет и журналов, минимальную политическую осведомленность на уровне советских лозунгов, городские рабочие, в особенности их авангард (например, стахановцы) должны были освоить и другой уровень культуры – навыки поведения в публичных местах, дисциплинированность, эрудированность, знание коммунистической идеологии, большевистского языка и ритуалов. Быт и досуг советских рабочих, как и других слоев населения, были изрядно политизированы [3].
Немалую роль в формировании этих культурных «доминант» сыграла организация досуга фабрично-заводских рабочих. Бесспорно, что объем, структура и содержание досуга являются показателями культурных ориентиров населения, во многом влияют на его ментальные представления и поведенческие реакции. Не случайно в обществах индустриального типа возник вопрос о регулировании досуга косвенным, но вполне цивилизованным путем – посредством законодательства о продолжительности рабочего дня. На юбилейной сессии ЦИК СССР, посвященной десятилетию Октябрьской революции (1927) был провозглашен переход на семичасовой рабочий день. Однако уменьшение продолжительности рабочего дня не привело к расширению досуга.
ГЛАВА 2. Специфика внерабочей деятельности трудовых коллективов в Советском союзе
Развитие социалистических принципов хозяйствования лежит в основе формирования особого феномена — определенного образа жизни трудового коллектива. Конечно, конкретные характеристики образа жизни разных коллективов в соответствии со специфическими отраслевыми, региональными и локальными условиями его формирования могут быть различными. В то же время некоторые элементы структуры образа жизни трудового коллектива являются системообразующими признаками, что позволило исследователям в 80-е годы ХХ века начать изучение образа жизни трудового коллектива как определенного социального феномена, отражающего его полифункциональность в социуме. Обобщение наблюдений и суждений философов, экономистов, научных коммунистов и начинающих социологов, позволили исследователям выделить следующие сферы жизнедеятельности трудового коллектива: производственно-трудовая, общественно-управленческая, политико-идеологическая, нравственно-воспитательная, культурно-просветительская, спортивно-оздоровительная, совместно-досуговая, социально-бытовая.
Трудовой коллектив рассматривался как важнейший проводник идейного и политического воспитания трудящихся в социалистическом обществе. Выполнение этой функции было предписано в основном партийной и комсомольской организациям; частично должна была принимать участие в этом процессе и профсоюзная организация. При этом основные мероприятия политико-воспитательного характера определялись органами общегосударственного политического управления, т.е. центральными органами КПСС; возможности инициативного проведения каких-либо политических мероприятий практически были исключены. В соответствии с названием политико-идеологическую сферу составляла организация политической учебы в форме работы постоянных политических кружков, проведения тематических лекций и бесед по вопросам международной и внутренней политики, а также организация участия членов коллектива и его представителей в различных политических мероприятиях, в том числе в подготовке и проведении государственных праздников, привлечение работников предприятия к участию в политико-воспитательной работе с населением и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, формы проведения досуга в рабочей среде в конце 20-х –30-е гг. были весьма разнообразными. На развитие этих форм влияли разные обстоятельства: с одной стороны, интересы, традиционные воззрения, уровень образованности рабочих, а с другой – интересы партийно-государственной власти. Библиотеки и музеи, театры и кино, а также многие другие формы проведения досуга удовлетворяли потребности городских рабочих в отдыхе и развлечениях, способствовали их культурному росту. В то же время они активно политизировались под нажимом партийно-государственных структур и при деятельном участии части интеллигенции, готовой обслуживать политико-идеологические требования власти. Все это позволяет говорить о наличии в конце 20-х – 30-е гг. симбиоза выполняемых учреждениями досуга функций – социокультурных и политических при очевидном приоритете последних.
И. Прусс одной из первых в начале 90-х обратила внимание на то, что эффективность не может стать целью нашего трудового коллектива. Полноценная жизнь нашего человека была налажена в рамках трудовых коллективов. Наш трудовой коллектив — это самоценная и самодостаточная форма социального бытия; не он для работы, а работа для него. В СССР производственные функции трудового коллектива были не целью, а условием выживания [5, c.56].
Таким образом, для формирования «нового человека» обязательным было наличие коллектива художественной самодеятельности на каждом заводе и фабрике города.