Тема 4. Художественно-творческая деятельность учащихся и ее формы на уроках музыки.
Творчество учащихся является залогом развития его дальнейшего художественного и образного мышления. Творческий процесс – это деятельность человека, направленная на создание нового оригинального продукта в области идей, искусства, а также производства и организации. Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может быть как объективной, так и субъективной. Объективная ценность признается для таких продуктов творчества, которые раскрывают неизвестные законы окружающей действительности, устанавливают и объясняют связи между явлениями, которые считались несвязанными, создают произведения искусства, не имеющие аналогов в истории культуры.
Субъективная ценность продуктов творчества имеет место, когда продукт творчества не является чем-то новым, объективным, а является новым для человека, который его создал впервые. Это, по большей части, продукты детского творчества в области рисования, лепки, написания стихов и песен. Усилия ученых, изучающих творческий процесс, в основном направлены на изучение творчества, продукты которого имеют объективную ценность, то есть то, что влияет на развитие науки или культуры в целом. Но при этом следует учитывать важность субъективной креативности детей в том смысле, что она является одним из показателей роста творческого потенциала человека, получившего этот результат. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом, и это как раз субъективная ценность продуктов детского творчества.
Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, знаний, навыков, глубокое понимание того, что человек хочет воплотить. Накопление знаний и опыта можно охарактеризовать как количественный подход к проблеме, когда возникающую проблему пытаются решить с помощью обычных операций стереотипного мышления, которые неоднократно использовались ранее. Творческий акт характеризуется переходом множества разных идей и подходов к решению проблемы в их уникальное новое качество, которое является решением этой проблемы. Любое значительное научное открытие – качественный скачок в мышлении, будь то коперниканская гелиоцентрическая система, периодическая таблица элементов Менделеева или теория относительности Эйнштейна. В художественных произведениях – создание ярких образов, которые поражают зрителя, читателя, слушателя глубиной обобщения и понимания. Переход количества к качеству в этом случае происходит через понятие «типичный», когда художник, изучив десятки жизненно важных прототипов, обобщает их художественным способом.
Тема 9. Практические занятия по использованию различных видов деятельности в рамках тем дисциплины «Музыка» в начальной школе.
Виды деятельности на уроке: слушание и анализ музыкальных произведений, формирование знаний по истории музыки и творчеству композиторов, работа над терминологией и элементами музыкальной грамоты.
Реализация комплексного подхода к уроку возможна на основе хорошей методической подготовки будущего учителя. Он обеспечивает понимание всех видов музыкальной деятельности школьников, так что развитие музыкальных способностей осуществляется совместно, один урок обогащает другой, и каждый урок является неотъемлемой частью целостного процесса музыкального образования.
Специфика уроков музыки более точно соответствует потребностям ребенка младшего школьного возраста. В отличие от детей других возрастных категорий, для младших школьников уроки игры актуальны, поэтому в начальной школе так важны уроки музыки и знакомства с искусством. Когда ребенок начинает учиться, ему трудно перейти от изучения естественных наук к музыкальной деятельности. Уроки музыки влияют на психотерапевтический образ ребенка, служат своеобразным расслаблением и психологическим отдыхом, снимают общую скованность, вызванную другими занятиями, тем самым сохраняя здоровье ребенка.
Существует множество программ для обучения музыке в начальной школе, которые учитываются учителем музыки и учитель имеет право выбирать ту программу, которая совпадает с его взглядами на ребенка и ролью музыкального искусства в его жизни. Но самое главное не то, как учить своих учеников музыке, а то, как их увлечь! Творчески подходя к программе, учитель не должен разрушать ее тематическую структуру, все должно быть последовательным и органичным, но у учителя должен быть план урока в голове, о котором дети не должны догадываться.
Общее музыкальное образование не требует специальных музыкальных данных, достаточно «средних способностей» нормального человека. Какую бы программу ни выбрал учитель, структура урока музыки всегда стандартна:
• прослушивание музыки
• осуществление деятельности
• пение
• музыкальная и образовательная деятельность
Давайте внимательнее посмотрим на эти формы музыкальной деятельности.
Тема 14. Новые педагогические технологии в преподавании музыки. Деятельность учащихся и ее формы на уроках музыки.
Технология музыкального образования: технология игры, художественно-педагогическая драматургия, технология арт-терапии, технология организации учебного процесса, проверка качества обучения и развития детей.
Обозначаем и характеризуем основные современные гуманитарные технологии, которые используются в музыкальном образовании.
Технология рефлексивного обучения наиболее развита в отечественном музыкальном образовании. Это связано с растущей ролью субъективизма и самостоятельности, необходимостью учиться «на всю жизнь». Ее можно назвать лидером в музыкальном образовании современного мира. Это связано с возрастающей ролью рефлексии в обучении. Она используется на всех уровнях музыки начального, среднего (профессионального) и высшего образования. Используя эту технологию, мы имеем определенные приоритеты и достижения, которые во многом отражаются на ведущей роли отечественных музыкантов в культурной жизни планеты. В технологии рефлексивного обучения субъективная позиция становится определяющим фактором образовательного процесса. Личное развитие выступает в качестве одной из основных образовательных целей, поэтому интериоризация имеет особое значение – психологическая концепция, подразумевающая формирование психических действий внутреннего плана сознания посредством ассимиляции определенных внешних действий с объектами и социальными формами общения. Интернализация предметных знаний в органическое единство с рефлексивно-методологическими и культурными основами создает условия для развития у детей рефлексивных навыков. Технология рефлексивного обучения создает условия для формирования навыков и умений на основе собственного личного опыта ребенка. Практически все техники и техники исполнительского искусства основаны на рефлексивных технологиях.
Технология проективного обучения – довольно новая форма в российском музыкальном образовании. Она основана на гуманитарных технологиях и обеспечивает актуализацию личного отношения к образовательным и научным проблемам, изучаемых предметов и участников образовательного процесса. Это помогает субъектам образовательного процесса реализовать свой личный потенциал. Реализация личного потенциала наиболее эффективно в технологии проективного обучения. В отечественном гуманитарном искусстве эта технология чаще используется в системе высшего музыкального образования.
Тема 19. Роль и место игры на уроках музыки.
Игра, классификация игр, условия и принципы организации.
Опираясь на анализ музыкально-педагогической литературы, можно предложить следующие классификации музыкальных игр:
1. Сюжетно-ролевые:
– хороводные;
– подвижные;
– вокальные;
2. Игры с предметами:
– с музыкальными инструментами;
– настольно-печатные.
Другая классификация делит музыкальные игры на:
– музыкально-дидактические;
– ассоциативные;
– медитативные;
– интерактивные.
Сюжетно-ролевые игры: «Играем в дирижёра», «Играем в композитора», «Разыграй песню», «Прощай, Масленица!»
Музыкально-дидактические игры которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Настольные игры: «Русские композиторы» ребусы, шарады, чайнворды, кроссворды загадки и разнообразные конкурсы.
Очень важно формировать на уроках музыки ассоциативное мышление. Дети с большим удовольствием становятся активными участниками такой формы игры как музыкальная пантомима: «Зеркало», «Море», «Оркестр», «Любимый инструмент», «Шапка вопросов», «Видимо-невидимо», «Живое слово».
Игры – имитации: – «Изобрази звук», «Звучит – не звучит», ««Угадай высоту звука» (тренинг на внимательное выслушивание звуков), «Музыкальные инструмент», «Живые ноты». Именно в такой деятельности у детей формируются музыкально – образное и творческое мышление, «Кукушечка» (при распевании учащиеся закрывают глаза, и один кукует потом все должны угадать по тембру голоса кто это).
Хорошо известная, но в тоже время увлекательная форма игры – это музыкальная викторина. Совместно с детьми мною разработаны музыкальные викторины: «Композиторы «Могучей кучки», «Инструменты симфонического оркестра».