ВВЕДЕНИЕ
Серьезные изменения, возникшие в результате реформирования всех сфер социальной и экономической жизни общества, нашли свое отражение и в книжном деле, в определении места и роли книги как культурной ценности. С одной стороны, разрушена государственная монополия в области книгоиздания и книгораспространения, и полностью изжило себя понятие дефицита на книжном рынке. С другой стороны, переход от жесткого планирования выпуска книг к формированию стихийного книжного рынка привел к возникновению новых проблем, одной из которых является отсутствие необходимой информации о планируемых к выпуску и имеющихся в наличии книгах. Современный уровень информированности отечественных издателей, книготорговцев и прежде всего покупателей чрезвычайно низок. Издатели либо вовсе не публикуют, либо не стремятся анонсировать свои издательские планы, являющиеся одним из самых важных источников формирования книготоргового ассортимента. В результате современный книжный рынок характеризуется дублированием, определенными тематическими пробелами, а также отсутствием своевременной информации об издательском предложении.
Литература для детей и юношества является особой областью художественного творчества, включающей произведения, написанные специально для детей и отвечающие духовным и эстетическим запросам ребенка, а также возможностям его восприятия. Чтение книг предоставляет большие возможности для развития эмоциональной сферы личности ребенка, его образного мышления и кругозора, формирования у детей основ мировоззрения, нравственных представлений и межкультурной компетентности. Воздействуя непосредственно или опосредованно на ребёнка, на его читательское развитие, литература решает педагогические задачи, связанные с воспитанием личности юного читателя.
Одним из ярких представителей русской детской литературы является Борис Заходер. Начав появляться в 1950-е годы, его произведения для детского чтения остаются популярными у многих поколений детей и их родителей.
Объект исследования – печатные издания.
Предмет исследования – издания произведений Б. Заходера.
Цель исследования: провести обзор изданий Б. Заходера.
Задачи исследования:
– выявить вехи творческого пути писателя;
– рассмотреть издания произведений Б. Заходера в советский и постсоветский периоды.
Методы исследования: поисковый, анализ литературы, сравнительно-сопоставительный.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ИЗДАНИЙ Б. ЗАХОДЕРА В 1950-1970-е ГОДЫ
1.1. Жизненный и творческий путь Б. Заходера
Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября 1918 в молдавском городе Когуле, где его родители впервые встретились и поженились. Отец Бориса в 1914 году ушел добровольцем в русскую армию, мать была в то время сестрой милосердия, ухаживала в госпитале за ранеными.
Однако семья Заходера в Молдавии прожила недолго: сначала перебралась в Одессу, а затем переехала в Москву. Отец закончил Московский университет, стал работать юристом; мать, будучи образованной женщиной и знавшей несколько иностранных языков, работала переводчицей.
В 1935 году Борис Заходер закончил школу, пошел работать на завод учеником токаря, позже поступил учиться в Московский авиационный институт, затем продолжал обучение на биологических факультетах в Московском и Казанском университетах, а в 1938–1947 гг. – в Литературном институте им. А.М.Горького.
Участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах, куда отправлялся добровольцем. Был сотрудником армейской печати. В коротком промежутке между двумя войнами писал стихи и очерки о строительстве ВДНХ – Выставки Достижений Народного Хозяйства.
В 1946 Борис Заходер возвратился в Москву, на следующий год окончил Литературный институт. Свое первое детское стихотворение «Морской бой» Борис Заходер опубликовал в 1947 году под псевдонимом Борис Вест в журнале «Затейник». О творчестве Бориса Заходера высоко отозвался знаменитый писатель Лев Кассиль, предрекая поэту большую известность.
ГЛАВА 2. ОБЗОР ИЗДАНИЙ Б. ЗАХОДЕРА В 1980-2000-е ГОДЫ
2.1. Издания произведений Б. Заходера в 1980-1990 годы
Произведения Б. Заходера пользуются популярностью и в 1980-199-е годы.
В 1980 году в издательстве «Детская литература» свет увидел сборник «Моя вообразилия», куда включены стихи и сказки. Разделы книги: «Мартышкин дом», «Морской бой», «Школа для птенцов», «Мохнатая азбука», «На Горизонтских островах», «Диковинные звери», «В моей Вообразилии», «Остров Гдетотам», «Почему деревья не ходят».
В «Моей Вообразилии» обитают загадочные Кавот и Камут, Чуженица (из «Мухи-Цокотухи» – «На тебе хочу жениться»), Мним, Южный Ктототам. Из-за опечатки в словах Кит и Кот меняются местами. Играя в слова-омонимы, поэт совершает чудеса: злой Волчок (из колыбельной) превращается в заводную игрушку «волчок» и уже не страшен; живой ежик превращается в ежик-щетку.
Вихрем мчится под водой
Головастик молодой.
А за ним – ещё пяток,
А за ним – сплошной поток...
Б. Заходер пользуется всей палитрой комического – от мягкого юмора до иронии и сатиры, – смешивая их во всевозможных пропорциях. Темп стиха и напор действия заставляют вспомнить Чуковского, у которого тоже все бегут, скачут, на ходу решая важные вопросы.
Рисунки к изданию выполнил Виктор Пивоваров. Тираж издания – 100 000 экз. Переплет твердый. Рисунки в издании цветные. Объем – 143 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как отмечают многие исследователи, читая стихи и сказки Заходера – такие звонкие, такие светлые, смешные и мудрые – трудно предположить, что их автор прошел две войны, пережил мучительные годы непризнания и немало личных трагедий. Основной темой Заходера, проходящей через все его произведения, стал удивительный сказочный мир животных, в котором каждому из обитателей фауны приписывались свои черты и индивидуальные характеры, свойственные только им. К примеру, всегда положительными и яркими персонажами были кенгурята, хорьки, верблюды, страусы, которые зачастую вызывали умиление. Отрицательными персонажами с глупыми, невежественными чертами и самолюбием были кабаны, попугаи, павлины, носороги. Как и у большинства детских писателей, у Заходера были и выдуманные герои-животные, как Южный Ктототам или забавный Рапунок.
В повестях и стихотворениях писателя звери совершают разные поступки, свойственные людям: плохие и хорошие, добрые и злые, они общаются и спорят, ругаются и мирятся, просят о защите и справедливости, предают друзей и защищают свой дом. Безусловно, под маской каждого животного скрывается отдельная типичная человеческая личность, которая наполнена своими чертами и характерами.
Вся проза Заходера наполнена скрытым глубоким смыслом, который становится понятным только со временем, как, например, превращение некрасивой гусеницы в прекрасную бабочку в реалии предполагает метафорический смысл: дорогу к нахождению собственного истинного «Я». И произведений с такими подоплеками множество: «Мартышкино Завтра», «Серая Звездочка», «История Гусеницы», «Добрый Носорог», «Русачок» и прочие. Даже по названию этих книг-сказок можно сделать определенные выводы.
Обзор изданий Б. Заходера показал, что большинство книг Б. Заходера издано в московских издательствах. Также книги автора издавались в региональных издательствах Твери, Смоленска.
Популярность произведений Б. Заходера не проходит с годами. Об этом свидетельствуют высокие тиражи изданий автора.
В советское время, когда существовало только несколько издательств, распространявших свою продукцию на всю страну, произведения Б. Заходера издавались тиражами от 100 000 до 2 000 000 экземпляров. В современное время, когда, с одной стороны, количество издательств значительно возросло, а с другой – все больше потребителей предпочитают электронные книги, о тиражах изданий писателя судить значительно сложнее. Можно сказать, что тираж книги Б. Заходера одного издательства колеблется от 3000 до 15 000 экземпляров. Однако то, что книги автора постоянно переиздаются, говорит о непреходящей популярности его произведений у читателя.