Введение
Одна из важных задач, которую решает вокально-хоровая деятельность – научить детей правильно петь. Эта проблема на протяжении многих лет остаётся актуальной, привлекающей внимание всё большего круга музыкантов-педагогов. Очевидно потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями для развития музыкальных способностей, формирования вокально-хоровых навыков, воспитание эстетических качеств. Хоровое пение благотворно сказывается на физическом состоянии поющих. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связаны с сердечнососудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье. Словом, функции хорового пения разносторонни, полезны, привлекательны и эффективны практически для каждого ребёнка. Этим и обуславливается актуальность данной темы.
Большой вклад в опыт работы по формированию личности ребёнка в процессе обучения пению внесли педагоги-музыканты: Е.А. Алмазов, Н.А. Ветлугина, Р.Т. Зинич, Н.Д. Орлова, и другие. В настоящее время Требования ФГОС ДО, а также Концепция сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации призывают к развитию социализации и индивидуализации личности [9]. Коллективное хоровое пение детей – объединяющий процесс, он способствует развитию социализации, толерантности, коммуникативных качеств, вхождению ребёнка в мир социальных отношений, открытию и презентации своего «я» социуму.
Объектом исследования является вокально-хоровая деятельность.
Предмет исследования: методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков.
Цель исследования состоит в изучении особенностей организации вокально-хоровой деятельности детей дошкольного возраста, в выявлении комплекса методов, активизирующих процесс усвоения вокально-хоровых навыков.
Глава 1. Теоретические основы организации вокально-хоровой деятельности детей дошкольного возраста
1.1 Детский голос и особенности его развития
Голосовой аппарат является сложной структурной системой. В качестве ее базовых частей выделяются органы дыхания, которые представлены лёгкими, а также дыхательными путями и мышцами, также гортань вместе с голосовыми проходами, в которых формируется звук, весь аппарат артикуляции, и набор резонаторов. Элементы голосового аппарата тесно связаны между собой и находятся в теснейшем взаимодействии.
В период акта пения элементы голосового аппарата могут сотрудничать как единый механизм. Функционирование голосового аппарата подчиняется влиянию мозговых структур головного мозга, то есть подчиняется всей центральной нервной системе [6, с. 13].
Что касается физиологических механизмов функционирования голосового аппарата, то следует указать на специфичность звучания детского голоса. В качестве физиологической специфики детского голоса можно указать на его хрупкость и постоянное развитие. Процесс возрастных изменений в детских голосах обусловлен изменениями физиологии организма. Но этот процесс индивидуален. Во многом развитие голосового аппарата обусловлено индивидуальными особенностями строения, состоянием организма, зависит от показателя музыкальности ребёнка, а также окружающей ребенка музыкальной среды.
В качестве морфологических особенностей строения голосового аппарат детей следует указать, что в ребёнка дошкольного возраста гортань находится несколько выше, по сравнению со взрослыми. Эффект грудного резонирования звуков практически не выражен. В этой связи певческий звук отличается выраженной лёгкостью, он нежный, отличается слабостью, высотой резонирования. Специфично то, что голосовая мышца имеет свое строение еще в недостаточно развитом состоянии. Поэтому она не способна пока в достаточной степени осуществлять регулировку функционирования голосовых связок. Они при пении испытывают колебательные движения по краям. При извлечении звука происходит неполное смыкание связок, и по всей их протяженности между ними имеется маленький просвет [11, с. 37].
Глава 2. Формирование вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста
2.1 Принципы формирования вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста
В основе процесса обучения хоровому пению лежат следующие методические принципы:
− единство эмоционального и сознательного;
− единство художественного и технического развития хора;
− постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;
− применение индивидуального подхода к ребенку.
Формирование вокально-хоровых навыков основывается на следующих методических принципах:
− установление в процессе упражнений соответствия между характером, качеством звучания и определенными движениями голосового аппарата; воспитание у детей слухового контроля, оценки качества и правильности выполнения каждого вокальнотехнического задания в хоре;
− сознательность в овладении вокально-хоровыми навыками, то есть осмысления, задач и результатов учебного процесса; понимание правил и способов выполнения упражнения;
− личный показ и объяснения педагога в процессе упражнений, а также демонстрация фотографий и плакатов, отражающих правильные и неправильные приемы голосообразования, с соответствующими пояснениями;
− связь вокальных упражнений в хоре с музыкальной грамотой, что достигается разучиванием и пением всех вокальных упражнений;
− поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса в процессе упражнений при помощи разнообразия упражнений и методических приемов;
− сочетание в процессе вокально-хоровых упражнений коллективного пения всем хором с опросом учащихся по группам и с индивидуальным опросом отдельных учеников;
− пение без сопровождения, способствующее воспитанию у учащихся вокального слуха, чистоты интонации [18, с. 56].
Заключение
Вокально-хоровая деятельность как наиболее действенный вид массового музицирования, на протяжении столетий является основной формой музыкального воспитания и просвещения. Из опыта теории и практики организации хоровых коллективов в разные периоды в стране и за рубежом, помогают рассматривать сегодня этот вид искусства во взаимосвязи с другими его видами, как неотъемлемую часть формирования духовной культуры ребенка на основе развития его музыкальной грамотности и способности к овладению общечеловеческими, культурными ценностями. Именно хоровое пение как, искусство истинно массовое, воспитывает в детях чувство искренней любви к своей Родине.
При организации вокально-хоровой деятельности с детьми дошкольного возраста следует учитывать, что рабочий диапазон голоса детей 4-6 лет сравнительно невелик и колеблется между ре первой и ре второй октавы. С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в этом возрасте.
Вокально-хоровое развитие ребенка предполагает развитие его вокально-хоровых навыков, к которым относятся: певческая установка, дыхание, звукообразование, дикция и артикуляция, строй, ансамбль.
Главная задача детского хорового пения состоит в формировании интереса детей к хоровому пению, в развитии их музыкальных способностей, не в стремлении к активной концертно-исполнительской деятельности, а внимании личности ребенка средствами музыки, к самому процессу формирования его музыкальной культуры, куда составной частью, как закономерный результат, входит и концертная общественно полезная деятельность.
В основе процесса обучения хоровому пению лежат следующие методические принципы: единство эмоционального и сознательного; единство художественного и технического развития хора; постепенность и последовательность в овладении мастерством пения; применение индивидуального подхода к ребенку.