ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных периодов в психологическом развитии ребенка. Это период, когда все психические функции развиваются наиболее интенсивно, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы всех способностей – в том числе и творческих. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование структуры мотивов и потребностей, нравственных норм и правил, самооценки, а также элементов волевой саморегуляции поведения.
Творчество является сложным психическим процессом, неразрывно связанным с индивидуальными особенностями личности – ее характером, интересами, способностями. Главную роль в творчестве выполняет воображение. Продукт, получаемый личностью в процессе творчества, может быть новым как для общества, так и сугубо для самого индивида. В первом случае говорят об объективном творчестве, а во втором – о субъективном.
Значение творчества для личности сложно переоценить. Развитие творчества способствует обогащению воображения, расширению кругозора, пополнению знаний, жизненного опыта ребенка, развитию его интересов. В творческой деятельности происходит развитие чувств детей, совершенствование высших психических функций – памяти, восприятия, внимания и мышления, которые оказывают непосредственное влияние на успех ребенка в учебной деятельности.
В творческой деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка. Именно этот вид активности помогает ему в усвоении моральных и нравственных норм. В созданном произведении творчества ребенок отражает свое собственное понимание жизненных ценностей, а также свойства своей личности.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия «творческие способности»
Характер анализа проблемы творчества и творческих способностей связан с содержанием, вкладываемым в данные понятия. Зачастую в понимании обывателей творческие способности ассоциируются со способностями к разным видам художественной деятельности – умением рисовать картины, сочинять стихи т музыку, красиво петь и танцевать, играть роли. Раскрывая сущность творческих способностей, мы остановимся на разных подходах к определению этого понятия.
В настоящее время существует несколько подходов к определению понятия «творчество» в разных областях научного знания – в философии, психологии, педагогике. В философии творчество – есть необходимое условие развития материи, образование новых ее форм, с возникновением которых изменяются и сами формы творчества. В философской энциклопедии творчество трактуется как «деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее» [1, с. 237].
В психологическом словаре творчество – это «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей… Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [2, с. 150].
В педагогике творчество трактуется как «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [3, с. 132].
2 ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Содержание и методы развития творческих способностей младших школьников на уроках трудового обучения
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт, определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к «условно творческим», продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов, творческих заданий, требующих разрешения противоречий, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.
Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.
Между тем для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения его технологической и материально-технологической базы ставят перед системой образования, в том числе перед ее начальным звеном, задачу формирования творческой личности. Способность самостоятельно принимать оригинальные решения, определять направления своей деятельности, обеспечивать свою экономическую независимость на основе постоянного повышения образования и квалификации - эти умения помогут адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни и производства.
Трудно представить себе сферу жизни, в которой не была бы востребована творческая личность. И художественно-познавательная деятельность младших школьников является основой для развития творческих способностей детей.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.
Необходимо отметить, что творчество является одним из наиболее важных механизмов детского воспитания и самовоспитания. Следует обращать внимание не на продукты творческой деятельности, а на формирование способностей.