Введение
Современная социокультурная ситуация характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура творческой деятельности в сфере культуры, она освобождается от администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в социально-культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости творческой деятельности в сфере культуры как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности.
Актуальность исследования технологии творческой деятельности в сфере культуры обусловлена потребностями социально-практического и научного характера. Происходящие в данной сфере человеческой жизнедеятельности изменения задевают самую суть проблемы, воздействуют на всю систему познавательных средств, которыми пользуются ученые, преобразуют ценностно-смысловые, содержательные, технологические подходы, которые реализуются в современных научных исследованиях социально-культурной деятельности. Данная деятельность, обладает огромным арсеналом форм и методов духовного и физического развития личности, она способна оптимизировать жизнедеятельность личности, стимулировать ее творческие способности. В этой связи актуализируется разработка программ, поиск новых подходов, структуры, содержания, выразительных средств культуротворческих технологий.
В исследование данной проблемы внесли значительный вклад труды теоретиков в области социально-культурной деятельности: Т.Г. Бортниковой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, И.Н. Ерошенкова, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Е.В. Литовкина, Т.Э. Мангер, Е.Г. Нефедовой, Л.В. Пасюковой, Е.Ю. Стрельцовой, H.H. Ярошенко и др.
Объект исследования: технологии творческой деятельности в сфере культуры.
Предмет исследования: использование технологий творческой деятельности в сфере культуры как фактор организации досуговой деятельности подростков в условиях школы.
Цель работы: технологии творческой деятельности в сфере культуры.
Для достижения поставлено цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить степень разработанности проблемы на основе обзора научной литературы по теме;
- раскрыть сущность технологии творческой деятельности в сфере культуры на современном этапе;
- отметить особенности организации форм творческой деятельности;
- разработать музыкальный проект как форму реализации творческой деятельности в сфере культуры.
Методы исследования: метод теоретического анализа и обобщения научной и методической литературы по теме исследования, метод структуризации фактического материала, метод проектирования.
Глава 1 Теоретический аспект технологии творческой деятельности в сфере культуры
1.1 Степень разработанности проблемы. Обзор научной литературы по теме
Технологии творческой деятельности в сфере культуры рассматриваются в рамках учебного предмета – социально-культурная деятельность. Как отрасль научного знания социально культурная деятельность обладает всеми необходимыми характеристиками, присущими любой самостоятельной специальности: объектом, предметом, методами изучения, категориально-понятийным аппаратом, собственной системой закономерностей, принципов и правил. Понятие социально-культурная деятельность является производным от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», и вместе с тем она отражает эволюцию такого явления, как творческая деятельность в сфере культуры.
Понятие социально-культурной деятельности достаточно широкое. Тонкая грань между социальной и культурной деятельностью человека не позволяет рассматривать эти понятия обособленно, так как их взаимосвязь определяет как социальную направленность культурной деятельности, так и наоборот. Руководствуясь определением, предложенным М.А. Ариарским о том, что «социально-культурная деятельность – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры» [1, с. 135], можно говорить о том, что такая деятельность затрагивает каждого индивидуума независимо от его профессии и социального статуса.
Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые, прежде всего, раскрывают ее предметное поле, цели, закономерности, функции, связи с практикой.
Глава 2 Основы организации творческой деятельности в сфере культуры
2.1 Особенности организации форм творческой деятельности
В процессе организации творческой деятельности можно выделить следующие подсистемы:
1) организационная;
2) методическая;
3) психологическая.
Данные подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждений культуры. Структуру технологического процесса в сфере культуры можно представить следующим образом: социальный заказ → цель → содержание → форма → методы → материально-техническое и кадровое обеспечение → корректировка цели → конечный результат. Эти компоненты находятся в так называемой линейной зависимости, когда каждый последующий компонент зависит от всех предыдущих.
Под организацией творческой деятельности принято понимать приведение в систему всех элементов технологического процесса для достижения взаимосвязи и взаимодействия с посетителями. А.Д. Жарков выделил следующие этапы организации:
1) анализ обстановки и формулирование цели, разработка планов работы (годовых, квартальных, месячных);
2) составление программы последовательных действий, определение функциональные обязанности всех участников;
3) подготовка программы, которая включает репетиции, корректировку сценария;
4) проведение программы;
5) анализ проведения, выводы и планы на будущее [8, с. 259].
Заключение
Творческая деятельность в сфере культуры по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.
Технологии творческой деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым историческим условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для творческой деятельности, предполагают свободу выбора разнообразных ее видов, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.
В ходе работы было дано определение социокультурной деятельности, как социально ориентированной работы человека по выявлению, сохранению, распространению, освоению и трансляции культурных ценностей, накопленных определенным обществом, этносом, личностью.
В данной работе было проведено исследование с целью совершенствования культуротворческих технологий по организации досуга в сфере культуры. При решении поставленных задач была изучена и проанализирована специальная литература, что позволило рассмотреть структуру творческой деятельности и раскрыть ее основные функции. Творческая деятельность отличается свободой и позволяет каждому индивиду выбрать те виды занятий, которые обладают свойствами, отсутствующими в других видах жизнедеятельности. Практическая значимость изучения творческой деятельности вытекает из потребности человека в рекреации, общении, самореализации, саморазвитии.
При рассмотрении технологий творческой деятельности было выявлено, что данная сфера имеет свои особенности. Было установлено, что исследователи выделяют следующие технологии культурного творчества:
- художественно-развивающие технологии;
- культуроохранные технологии;
- рекреативные технологии;
- социально-защитные и реабилитационные технологии;
- технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества.
Также в ходе работы были выделены основные этапы организации творческой деятельности:
1) анализ обстановки и формулирование цели, разработка планов работы (годовых, квартальных, месячных);
2) составление программы последовательных действий, определение функциональные обязанности всех участников;
3) подготовка программы, которая включает репетиции, корректировку сценария;
4) проведение программы;
5) анализ проведения, выводы и планы на будущее.
В ходе курсовой работы был разработан проект по проведению фестиваля современного музыкального искусства «Музыкальное поколение», как реализация творческой деятельности в сфере культуры.