Право на иск
Право на защиту в судебном процессе (иске) является одним из центральных институтов, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК РФ). Данная тема имеет важное теоретическое и практическое значение, так как связана с реализацией права на оборону, одним из важнейших субъектов права граждан и организаций.
Статья 2 ГПК РФ предусматривает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, что является одной из основных задач гражданского судопроизводства. Поэтому изучение данной правовой концепции, ее правовой природы и актуальности условий ее реализации обусловлено главным образом большим значением для каждого гражданина и для организаций, защищающих его субъективные гражданские права, свободы и охраняемые законом интересы, а также для общества в целом.
Таким образом, представляется, что лица, чьи права были нарушены, могут свободно защищать и восстанавливать их в суде. Но в судебной практике неоднократно приходится сталкиваться с ограничением права требования.
Законодатель ввел обязательное соблюдение, условия и условия, на которые лицо имеет возможность претендовать.
Основной целью гражданского иска должна быть защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, которые должны оставаться неизменными независимо от изменений в общественной жизни. Все остальные цели гражданского судопроизводства играют для этой первоначальной цели подчиненную роль и являются средством или дополнительным социально значимым и желаемым результатом достижения этой цели.
Важной гарантией права на обращение за судебной защитой в гражданском судопроизводстве является установление в законе исчерпывающего перечня оснований, по которым судья отказывается принять заявление.
Задание
Привести примеры из конкретного судебного дела, в котором разрешается вопрос об условиях реализации права на предъявление иска.
Ответ
Анализ практики о возвращении искового заявления (анализ определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2019 № 32-КГ19-21, источник публикации дела: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс] : 26 авг. 2019 г., № 32-КГ19-21 // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.)
Краткое описание сути дела:
Гражданка Г. обратилась в суд с иском к пенсионному органу о признании незаконными решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, об обязании включить в специальный стаж период работы, о назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения за ее назначением.
В исковом заявлении гражданка Г. указала, что решениями пенсионного органа ей отказано во включении в специальный стаж периода ее работы в качестве аппаратчика подготовки сырья, отпуска полуфабрикатов и продукции в отделении доработки и подготовки продукта в цехе фосфорных удобрений в обществе и в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В п. 1 просительной части искового заявления гражданка Г. просила признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 5 июля 2018 г. и от руки в этом пункте дописала – «от 15 декабря 2016 г.».
В п. 2 просительной части искового заявления гражданка Г. просила обязать пенсионный орган включить в специальный стаж периоды ее работы с 1 марта 2015 г. по 5 апреля 2017 г., назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - с 15 декабря 2016 г.
Анализ судебной практики по делу (пояснение по существу задания):
Определением судьи районного суда от 12 ноября 2018 г. исковое заявление гражданкой Г. оставлено без движения до 28 ноября 2018 г. на основании ч. 1 ст. 136 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), со ссылкой на то, что:
1) в просительной части искового заявления имеется дополнительная запись, не заверенная подписью истца; требования заявлены к нескольким ответчикам (управлениям), а наименование приводится только одного ответчика;
2) истец просит включить в специальный стаж периоды работы, однако указывает временные границы только одного периода и не называет свою должность и место работы в этот период;
3) вторая часть предложения в п. 2 просительной части искового заявления не содержит самостоятельного требования и не имеет логической привязки к его первой части.