ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Особое значение имеет обеспечение деятельности представителей власти на современном этапе развития российского общества в контексте проводимых в Российской Федерации административных реформ и реализации государственной политики по укреплению «вертикали власти».
Очевидна необходимость совершенствования системы мер, направленных на повышение качества работы органов государственной власти, основной целью которых является представление интересов российского народа в целом. При этом для поддержания оптимального положения кадрового состава органов государственной власти принимается комплексный подход к повышению эффективности осуществления полномочий органами государственной власти, включающий реализацию комплекса правовых, организационных и социальных мер.
В этой связи основная роль отводится правовому статусу представителей власти, поскольку закон предусматривает принятие на себя лицом определенных обязанностей, при условии, что это лицо обеспечено соответствующими нормативными гарантиями его неприкосновенности, они могут успешно выполнять свои обязанности.
Учитывая, что природа государственной власти предполагает командование над субъектом государства, представители власти носят «форму» главы исполнительной власти. В то же время такая организационно-правовая роль носителей государственной власти неизбежно сталкивается с конфликтом интересов всего государственного механизма и его отдельных граждан.
Для этого представители власти нуждаются в особой правовой защите и, конечно же, защита наиболее ценных человеческих благ, в том числе и уголовно-правовыми средствами, становится главным приоритетом.
Среди таких благ наряду с честью и личным достоинством выделяются в отдельную группу. Следует подчеркнуть, что при определении специального Уголовного кодекса о защите чести и достоинства органов власти (Статья 319 Уголовного кодекса) закон представляет собой не столько запрет на нарушения общественных отношений, способствующих здоровью, неприкосновенности, чести и достоинству личности, сколько запрет на нарушения интересов других лиц, носителями которых являются представители органов власти.
Статистика результатов с 2006 по 2019 год показывает, что динамика преступности относительно стабильна, а представленные данные отражают незначительные колебания значений уровня на определенном временном интервале.
Недостаточное знание и разработка теоретических и практических вопросов уголовной ответственности за посягательства честь и достоинство представителей власти, применение и дальнейшее совершенствование практики применения уголовного законодательства определяют актуальность данной работы,
Именно это позволяет говорить о том, что данная тема очень актуальна, теоретически и практически значима и необходима для проведения аспирантуры.
Степень научной разработанности темы.
Теоретические проблемы в области уголовно-правовой охраны здоровья, личной неприкосновенности, чести, и достоинства представителя власти ранее становились предметом научных исследований. Они нашли освещение в трудах М.А. Алиевой, М.И. Бажанова, Л.И. Блиновой, В.Б. Боровикова, Ю.И. Бытко, В.А. Владимирова, Л.Д. Гаухмана, Ю.В. Голика, С.Н. Гулина, А.Н. Игнатова, Ю.И. Ляпунова, С.В. Максимова, Э.Ф. Побегайло, Г.Ф. Поленова, В.П. Ревина, Н.К. Рудного, С.Л. Скутина, В.В. Сташиса, М.Х. Сулайманова, Е.А. Сухарева, М.Г. Фетисова, С.С. Яценко и других исследователей.
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
1.1. Уголовно-правовое регулирование ответственности при посягательстве на честь и достоинство личности
Защита чести и достоинства граждан, вне зависимости от их пола, расы, национальности, социального или имущественного положения, принадлежности к какой-либо религии или отсутствия религиозных убеждений, является одной из важнейших задач подлинно демократического государства.
Именно поэтому в ст. 2 Конституции РФ 1993 г. определено, что достоинство личности охраняется государством, а ст. 23 гарантирует защиту чести и доброго имени каждому человеку. Согласно с последними изменениями законодательства правовая защита чести, достоинства личности и его деловой репутации осуществляется в соответствии со ст. 152 Гражданского кодекса РФ, ст. 5.61 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ст. 128¹ Уголовного кодекса РФ.
Ответственность за посягательства на честь и достоинство личности предусмотрена и иными статьями Уголовного кодекса РФ: ст. 282 УК РФ устанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а также за унижение человеческого достоинства, ст. 297 УК РФ – за неуважение к суду в форме оскорбления участников судебного разбирательства, ст. 298¹ УК РФ – за клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, ст. 319 УК РФ – за оскорбление представителя власти, ст. 336 УК РФ – за оскорбление Ретроспективный анализ защиты чести и достоинства личности военнослужащего.
Перечисленные виды оскорбления особенно опасны, т.к. посягают не только на честь или достоинство личности, но и на безопасность государства, подрывают авторитет государственной власти, нарушают порядок несения военной службы и т.д. Прежде чем рассмотреть средства и методы борьбы с посягательствами на честь и достоинство личности, необходимо вспомнить некоторые фрагменты истории развития уголовного законодательства нашей страны.
История развития отечественного уголовного законодательства о посягательствах на честь и достоинство личности уходит своими корнями еще в «Русскую Правду», по которой предусматривалась ответственность за обиду, бесчестие, словесное оскорбление, так называемый «лай». Во времена Русской Правды при известных привилегиях феодалов за оскорбление, бесчестие все свободное население отвечало за криминальные действия в отношении представителя другого сословия. Статья 3 Краткой Правды уделяет внимание не характеру нанесенных повреждений, а рассматривает орудия, которыми наносятся побои: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия.
Такой перечень говорит о том, что закон не учитывает степени опасности для здоровья потерпевшего того предмета, которым наносятся побои. Важно не причиненное телесное повреждение, а оскорбление, непосредственно нанесенное ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же обиженный сразу не отомстил обидчику по той или иной причине (не настиг), то последний подвергается денежному взысканию в размере 12 гривен. Также об оскорблении гласят ст. 4 Краткой Правды (удар мечом, не вынутым из ножен) и ст. 8 Краткой Правды (вырывание бороды и усов). Обе эти статьи предусматривают наказание за преступление в размере 12 гривен. Статья 9 Краткой Правды гласит: «Ежели кто, вынув меч, не ударит, то тот положит гривну».
Преступление, описываемое в данной статье, можно характеризовать как покушение на преступление либо как оконченное преступление (угроза, оскорбление). Следует согласиться с утверждением В.И. Сергеевича и М.Ф. Владимирского-Буданова о том, что упомянутое деяние является не оскорблением, а угрозой, т.к. в ст. 3 Краткой Правды дается примерный перечень предметов, удар которыми являлся оскорбительным. Нанесение оскорбления каралось денежными штрафами. За удары жердью, палкой, а также вырывание бороды и усов – 12 гривен, за нецензурные оскорбления женщины устанавливались следующие штрафы: за жен бояр – 5 гривен золота, меньших бояр – 3 гривны золота, городских людей – 3 гривны серебра, сельских людей – 1 гривна серебра. Комплекс статей (ст. 23–31) Пространной Правды посвящен оскорблению действием и телесным повреждениям. Основным источником данного раздела является Краткая Правда.
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЯГАТЕЛЬСТВ НА ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ
2.1. Объективные признаки оскорбления представителя власти
Что касается трактовки текста УК РФ норм, предусмотренных статьей 319 УК РФ, то мы считаем, что в законе незаконность таких общественно опасных деяний предусмотрена следующим образом: «публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с исполнением–наказуемо...».
Получается, что, согласно статье 319 УК РФ, объективная сторона преступления может быть выражена в двух альтернативных формах:
1) публичное оскорбление представителей правительства при исполнении ими своих служебных обязанностей;
2) публично оскорблять представителей власти при исполнении ими своих служебных обязанностей. Обе формы общего поведения представляют собой общественно опасное деяние-публичное оскорбление представителя власти, и исследование будет сопровождаться анализом правовых признаков преступления, предусмотренных статьей 319 УК РФ. Анализ доктринальных источников показывает, что при толковании признака «оскорбление» принято учитывать положения, устанавливающие ответственность за обычное оскорбление в нормах уголовного права (ст. 130 УК РФ) .
В данной статье признается аксиомой, что в части 1 статьи 130 УК РФ дается определение домогательства:»оскорбление, представляющее собой оскорбление чести и достоинства других лиц в непристойной форме». В связи с этим принято считать, что объективными характеристиками оскорблений являются две основные характеристики:
1)унижение чести и достоинства;
2)неприличная форма.
Что касается первого признака, то теория уголовного права выражает различные по внешнему виду, но сходные по смыслу, по своему пониманию положения. По мнению Кизилова, «унижение чести и достоинства-это негативная оценка личности, дискредитирующая ее в глазах общества или подрывающая моральный престиж самого потерпевшего» .
Л.Л. Кругликов утверждает, что унижение сопряжено с «негативной оценкой личности потерпевшего, подрывающей уважение последнего к самому себе и его престиж в глазах окружающих» .
Предложенные дефиниции во многом основаны на этимологическом значении слов «оскорблять», «оскорбить». Так, в толковом словаре В.И. Даля указанные слова означают «обидеть, огорчить, опечалить и раздражить словом или делом» . Как видно, здесь делается акцент на то, что оскорбление вызывает определённую реакцию потерпевшего в форме обиды, огорчения, печали, раздражения. Не случайно некоторые авторы признают оскорбление разновидностью психического насилия .
На наш взгляд, данная характеристика унижения чести и достоинства должна быть отражена в его понятии, поскольку констатировать факт унижения чести и достоинства потерпевшего можно только тогда, когда соответствующее деяние виновного вызывает у потерпевшего негативную эмоциональную реакцию. Иначе, если человеческая психика воспринимает субъект любого действия нейтрально, трудно назвать поступок чести и достоинства унижением. Кроме того, слова «оскорбление» и «унижение» можно рассматривать и как процесс, и как результат (аналогично слову «навязанный»).
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМ НА ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ
3.1. Проблемы квалификации и законодательного совершенствования составов преступлений, посягающих на честь и достоинство представителя власти
В Уголовном кодексе РФ есть статья 130, которая предусматривает ответственность за оскорбление, то есть за оскорбление чести и достоинства других лиц, выраженное в непристойной форме, но в 2011 году она утратила силу. Однако уголовная ответственность за оскорбления оставалась в Уголовном кодексе до 2011 года специальной нормой, относящейся к статьям 297 и 319 статьи 130 УК РФ.
Фактически действующий Уголовный кодекс защищает честь и достоинство судей, присяжных заседателей или других лиц, участвующих в осуществлении правосудия (часть 2 статьи 297 Уголовного кодекса), а также представителей власти (Статья 319 Уголовного кодекса).
Оскорбление государственных должностных лиц во многом отличается от неуважения к суду, которое проявляется в оскорблении судей и других лиц, участвующих в отправлении правосудия:
1. Для жертв. Часть 2 статьи 297 Уголовного кодекса Российской Федерации признает потерпевшими судей, присяжных заседателей и иных лиц, участвующих в отправлении правосудия. Статья 319 Уголовного кодекса признает потерпевшим любого представителя власти.
Согласно описанию статьи 318 УК РФ должностным лицом считается должностное лицо правоохранительного или контрольного органа, а также иное должностное лицо, наделяющее заинтересованное лицо административными полномочиями в соответствии с законом, а не отбывающее его зависимость. Это могут быть сотрудники МВД России, таможенных органов, органов санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и др.
2. Неуважение к суду по месту и времени совершения преступления (Статья 297 УК РФ) совершается в суде или ином месте суда. Оскорбление лица, указанного в части 2 статьи 297 Уголовного кодекса Российской Федерации, вне суда или после разрешения дела, хотя судебный материал не является преступлением в связи с рассмотрением дела. Поэтому обязательным признаком объективного аспекта такого преступления является место совершения преступления.
Время, в которое совершаются такие преступления – это вся продолжительность судебного разбирательства дела. Согласно статье 319 УК РФ, оскорбления в адрес представителей власти могут быть нанесены во время исполнения служебных обязанностей либо в любом месте и в любое время в связи с исполнением служебных обязанностей.
3. На основе публичности. Неуважение к суду (Статья 297 УК РФ) как оскорбление конкретного лица может быть осуществлено в отсутствие третьих лиц и в их присутствии, т. е. публично и в частном порядке.
Согласно статье 319 УК РФ, необходимые признаки объективной стороны преступления предаются гласности, то есть в адрес представителей власти могут быть нанесены только публичные оскорбления.
В данном случае публичность имеет место тогда, когда:
– оскорбительные действия совершаются в присутствии хотя бы одного постороннего лица, не имеющего отношения к органу власти (в противном случае не происходит умаления авторитета органа власти в глазах граждан);
– результаты действий, имеющих оскорбительный характер, доведены до сведения неопределенного круга лиц (публики).
Как мы видим, законодатели заняли совершенно иной подход к конструированию преступников, призванных защищать представителей разных ведомств власти одинаково хорошо (честь и достоинство), вопреки конституционному принципу равенства .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лингвисты выделили ряд диагностических признаков оскорбления. В частности, оскорбление характеризуется сообщением негативной информации о потерпевшем, возможностью отнесения такой негативной информации к конкретному лицу или личности, субъективной эмоциональной природой сообщения, не субъективно-эмоциональным характером сообщения, неприличной (нецензурной) формой высказывания, негативной характеристикой адресата, наличием умысла.
Оскорбляя представителя власти (Статья 319 УК РФ), следует осознавать оскорбление его чести и достоинства, независимо от проявлений таких деяний.
Конструктивным признаком оскорбления объективных сторон деятельности представителей власти (Статья 319 УК РФ) является пропаганда оскорблений. Признак публичности характеризует обстановку совершения преступления. Публичный (польское publiczny, латинское publicus) означает «в присутствии публики … открытый»; слово публика – «лица, находящиеся где-нибудь в качестве зрителей, слушателей, пассажиров и т.п.».
Таким образом, преступление, предусмотренное статьей 319 УК РФ, существует только в том случае, если нападение со стороны виновного было совершено третьим лицом (за исключением виновного и потерпевшего), то есть не один на один. Однако анализ юридической литературы показывает, что разные авторы по-разному понимают проблему публичных знаков при оскорблении должностных лиц органов государственной власти (Статья 319 УК РФ).
Принимая во внимание специфику объекта противоправного покушения на оскорбление, следует отметить, что непосредственным объектом статьи 5.61 КоАП РФ, предусмотренной частью 1 КоАП РФ, может быть человеческое достоинство (когда при совершении таких преступлений отсутствуют свидетели), либо оскорбления будут двухобъектными нападениями и преступлениями, следовательно, будут направлены против чести и достоинства личности.
Согласно статье 297 УК РФ "неуважение к суду", непосредственными объектами противоправного посягательства признаются общественные отношения, обеспечивающие судебную власть (основной объект) и личную честь и достоинство (дополнительный объект).
В свою очередь, согласно статье 336 УК РФ "Оскорбление военнослужащих", основным непосредственным объектом противоправного нарушения является порядок взаимоотношений между военнослужащими, установленный законом, уставом и иными правовыми актами. Еще одна прямая цель незаконной агрессии – это честь и достоинство жертв.
Мы считаем, что это основные правовые и лингвистические особенности категории "оскорбление" на данном этапе развития национального законодательства.
Публичность – это оскорбление представителя власти (Статья 319 УК РФ), означающее, что в момент совершения преступления имеются два или более лица, не являющихся представителями власти. Этот вывод основан, в том числе, на мнении 69% респондентов, опрошенных в ходе нашего социологического исследования.
Традиционно преступления, предусмотренные статьей 319 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются официально признанными преступлениями, моментом окончания которых является момент совершения наступательного действия.
При соблюдении следующих условий расследуемое преступление будет считаться преступлением, совершенным представителем правительства при исполнении им своих служебных обязанностей.
В момент оскорбления представители власти выполняют свои служебные функции, то есть в сроки, установленные административным регламентом, в виде графика работы (должностного расписания), на рабочем месте.