ВВЕДЕНИЕ
Культурно-исторические процессы в России на рубеже 19–20 века, их неоднозначность и сложность, а также интенсивность изменений являются предметом обсуждения практически с конца 19 века, когда эти самые изменения в жизни общества только становились заметными. Именно широта и масштабность художественных изменений, динамика развития социальных трансформаций в период «русского культурного Ренессанса, или Серебряного века» объясняет интерес ученых к этому периода. Несмотря на обильное количество научных работ, освещающих данный вопрос, полностью российская культура Серебряного века пока еще не освещена. Целью настоящего доклада ставится рассмотрение такого феномена того времени, как образование и функуционирование творческих объединений, затрагивающих, прежде всего, сферу изобразительного искусства в российском обществе.
Многие исследователи, специализировавшиеся на изучении культуры России 19-20 века, отмечают, что в этот период происходит бурное обновление и смена эстетических идеалов во всех областях общественной жизни; расширялся круг людей, приобщавшихся к образцам высокого интеллектуального содержания, интересовавшихся искусством и культурой. Главным свидетельством тому выступает огромное количество дискуссиф, собраний, съездов, разного рода творческих союзов, объединений и т. д., образованных и функционировавших в то время.
Характерной чертой этого периода стало появление различных площадок, на которых было возможно общение деятелей культуры и представление собственных образцов нового искусства, собственного мировоззрения. Чаще всего это происходило на основе общности эстетических идеалов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучение творчества и деятельности представителей художественного объединения «Мир искусства»;
2) изучение творчества и деятельности представителей художественного объединения «Союз русских художников»;
3) изучение творчества и деятельности представителей художественного объединения «Голубая роза».
При написании доклада использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, ретроспективный анализ.
1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА»
Художественное объединение «Мир искусства» сыграло важную роль в русской культуре в исследуемом периоде, оказало огромное влияние на развитие в России символизма и модерна.
Считается, что история возникновения художественного объединения «Мир искусства» началась в 1887 году, когда группа учащихся школы Карла Мая «Невские пиквикианцы», в состав которой входили А. Бенуа, К. Сомов, В. Нувель, Д. Философов, решили объединиться.
Целью того кружка стало изучение истории развития изобразительного искусства и музыки. Позже к этому кружку присоединились такие культурные деятели, как С. Дягилев и Л. Бакст. Со временем С.Дягилев возглавил этот кружок. Под руководством Дягилева к 1898 году кружок разросся и превратился в полноценное творческое объединение «Мир искусства».
В первую очередь этому способствовали два события:
1. Первый выпуск журнала «Мир искусства», издателями которого были княгиня М.К. Тенишева и С.И. Мамонтов;
2. Выставка русских и финских художников, в которой помимо членов кружка участвовали М.А. Врубель, С.В. Малютин, И.И. Левитан, А.М. Васнецов, В.А. Серов и др.
В 1900 году участники объединения оформили его официально: так был разработан устав и избран распорядительный комитет.
В 1902 году публикуется статья «Формы искусства» в двадцатом номере журнала «Мир искусства»: после этого многие поэты-символисты печатали свои произведения на страницах одноименного журнала.
В 1904 году между художниками и поэтами все чаще стали возникать разногласия: вскоре журнал «Мир искусства» перестал издаваться, и объединение распалось. В 1906 году руководитель объединения, Дягилев, устроил прощальную выставку перед своей эмиграцией в Париж под тем же названием. Свою творческую деятельность Дягилев продолжал и в Париже: с 1909-1914 он организовывает «Русские сезоны».
Вместе с тем «Мир искусства» возрождается в 1910 году, но уже под руководством Бенуа. С 1910 году данное объединение выступает в роли выставочной организации, а с 1917 года некоторые члены объединения обратились к реставрационной и музейно-организационной деятельности. В послевоенный период «Мир искусства» окончательно прекратил своё существование.
2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ»
В 1903 г. возникло одно из самых крупных выставочных объединений начала 20 века – «Союз русских художников». Сначала в него входили почти все самые видные представите вышеуказанного сообщества «Мир искусства», среди них: А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, В.А. Серов. Кроме того участниками первых выставок были также М.А. Врубель и В.Э. Борисов-Мусатов.
Инициатива создания объединения принадлежит московским художникам, непосредственно связанным с «Миром искусства», которым в то же время нравилось программное эстетство художников из Санкт-Петербурга. Лицо «Союза» определили в первую очередь московские живописцы передвижнического направления, ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества, последователи Саврасова, ученики Серова и Коровина. Многие художники одновременно могли выставляться и на передвижных выставках. «Союз русских художников объединил» разных по мироощущению представителей искусства, среди них: С.В. Иванов, М.В. Нестеров, A.Е. Архипов, братья Коровины, Л.О. Пастернак. Организационные дела вели А.М. Васнецов, С.А. Виноградов, B.В. Переплетчиков. В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов являлись самыми яркими представителями передвижничества в «Союзе русских художников» и состояли его членами.
Основное направление деятельности - организация выставок в Москве и Санкт-Петербурге. 1-я выставка состоялась уже в декабре 1903 - январе 1904 в залах Строгановского училища в Москве, 2-я открылась через год: 31 декабря 1904, но уже в залах ИАХ в Петербурге, а в феврале - марте 1905 эта же выставка экспонировалась и в Москве. 3-я выставка прошла в апреле 1906 в Москве, 4-я - в декабре 1906 - январе 1907 в Петербурге.
Вплоть до 1917 года выставки «Союза русских художников» проходили на рождественской неделе в городе Москва, а в следующем году в феврале - марте показывались и в Санкт-Петербурге (Петрограде).
«Союз русских художников» не останавливался на двух столицах России, их целью было распространение искусства, поэтому 7-я выставка (1910) дополнительно демонстрировалась в Киеве, а 11-я (1914) - в Калуге. Кроме того, работы представителей Союза отдельно экспонировались и на выставках в Одессе, Харькове (обе в 1909 году), Екатеринославе, Вятке (обе в 1910 году), Вологде (1914 год), а отдельные работы также были представлены на международных зарубежных выставках, проходивших в Европе: Дюссельдорфе (1904 год), Париже (1906 год), Мюнхене (1909 год), Риме (1911 год).
3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ГОЛУБАЯ РОЗА»
«Голубая роза» – в отличие от ранее описанных объединений, является кратковременным художественным объединением, возникшем в 1907 году в городе Москва. Объединение получило свое название от одноимённой выставки, организованной в 1907 году журналом «Золотое руно». Выставка отражала декадентские тенденций в русском искусстве в предреволюционной эпоху.
Существует предположение, что название данной группе дал поэт В.Я. Брюсов. М. Метерлинка писал, что «распространенный в русском символизме образ голубой розы олицетворял тоску по неведомому, недостижимому, по аналогии с «голубым цветком» Новалиса, а также ассоциировался «голубой (синей) птицей». Вместе с тем в названии подчеркивалась преемственность с «Алой розой».
На выставке «Голубая роза» в 1907 году экспонировалось 58 работ, среди которых такие картины, как: «К весне» Н.П. Крымова, «Утро (Рождение)» П.В. Кузнецова, «Портрет Л.Н. Гауш», «Пастораль» Н.Д. Милиоти, «Маскарад» Н.Н. Сапунова, «У гранатового дерева» (из цикла «Сказки и сны») М.С. Сарьяна, а также скульптуры: «Сон», «Группа детей» А.Т. Матвеева. Также был издан и каталог, который лично оформлял Н.Н. Сапунов. Изначально предполагалось, что в выставке будет участвовать еще один именитый художник того времени – В. И. Денисова, однако его участие в этой выставке не состоялось.
Характерной особенностью как этой, так и последующих экспозиций объединения «Голубая роза» стало изящное убранство залов, обставленных современной и стильной мебелью, которая была декорирована серебристо-серыми и нежно-голубыми тканями, а также украшалась живыми цветами. По своей сути убранство зала само было картиной, представленной на выставке. Поэтому все призвано было погрузить посетителя в ощущение сна и сказки.
Как воспоминали современники: «открытие было устроено с такой исключительной изысканностью красоты, что подобного не видели никогда. Благоухала выставка цветами, невидимый оркестр как-то тихо и чувственно играл, красота мягких нежных красок в картинах, наряднейшая, красивая толпа… все так сгармонировано, чарующе, так цельно, красиво и радостно». Первую выставку «Голубой розы» посетило более пяти тысяч человек, что является небывалым успехом по тем временам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С учетом вышеизложенного были сделаны следующие выводы разной степени обобщенности.
Характерной чертой времени стало выдвижение различного рода площадок, на которых было возможно общение деятелей культуры и представление образцов нового искусства. Чаще всего это происходило на основе общности эстетических идеалов.
Основными художественными группировками на рубеже XIX–XX веков стали: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза». Художественные объединения сыграли важную роль в развитии русской культуры рубежа XIX-XX века.
«Мир искусства» объединял художников, специализировавшихся на живописи, декоративно-прикладном искусстве, оформлении театральных постановок, графики.
Представителями «Мира искусства» являлись: А. Бенуа, К. Сомов, В. Нувель, Д. Философов.
Члены художественного объединения «Мир искусства» оказали огромное влияние на развитие русского символизма и модерна. Творчество Мирискусников основывалось на старых стилях: барокко XVIII века, павловском ампире, раннем классицизме. Представители «Мира искусства» заново переоткрывая старые стили, распространяя свои поиски на прикладное искусство. Мирискусники культивировали декоративность и орнаментальность. Их творчество формировало новый «русский национальный стиль» и эстетику русского модерна.
«Союз русских художников» являлся крупнейшим художественным объединением, куда входили, в том числе, почти все видные деятели «Мира искусства».
В состав художественного объединения «Союз русских художников» входили А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, В. А. Серов, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов.
Основной идеей представителей «Союза русских художников» стало утверждение русской национальной самобытности в пейзаже, историческом сюжете и графике. «Союз русских художников» в отличие от «Мира искусства» в основном объединял живописцев. Одной из главных заслуг «Союза» является его работа в деле популяризации искусства. Основным направлением деятельности данного художественного объединения стала организация выставок в Москве и Санкт-Петерубрге. Во всех произведениях «Союза русских художников» раскрываются черты национальной самобытности.