Введение
Самая известная фраза, связанная со снами в сфере психологии, – это, наверное, фрейдовское о том, что сны являются царской дорогой к пониманию бессознательного. В древности люди относились серьезно к своим снам. Во многих племенах не было различия между сном и явью. А послания умерших предков воспринимались с той же серьезностью, если не с большей, чем послания предков живых. Но чем больше развивалась цивилизация, чем больше человек отчуждался от своей животной части, тем меньше снам придавалось значения, анализ снов был забыт. Сны были приравнены к простому суеверию, бессмысленному воспоминанию дневных ситуаций и впечатлений, пустой череде картинок.
Зигмунд Фрейд называл сон «царской дорогой в бессознательное». Во сне человек погружается во внутреннюю реальность, состоящую из разных граней его личности («Оно», «Я» и «Сверх-Я»), а также наполненную образами «имаго» — бессознательными прообразами объектов из внешней реальности: отца, матери, сестер, братьев и других значимых людей (ближайших родственников и друзей).
Фрейд считал, что сны – это поэмы, которые сочиняет человеческий мозг для того, чтобы подсознательный опыт можно было пережить как реальный. Ученые, придерживающиеся эволюционной теории, полагают, что сновидение – своеобразная «репетиция» реакций на различные виды угроз. Человек сам себе создает этакую «матрицу», в которой обучается переживать сложные чувства, парировать на колкие замечания хлесткими ответами, быстро принимать решения в критических ситуациях. Иные исследователи, наоборот, уверены, что сны помогают человеку забыть то, что ему не нужно. Отыграв сценарий на основе не особенно важных воспоминаний, мозг отправляет их на «помойку памяти», в вечное забвение.
За ширмой даже самого бытового, с виду незначительного процесса во сне всегда скрывается глубокий смысл и важное послание.
«Нам не снится ничего, что не было бы значимым отражением нашей внутренней жизни; все сновидения могут быть поняты при наличии ключа» (Эрих Фромм «Забытый язык»).
Но ситуации и впечатления, с которыми мы сталкиваемся днем, действительно могут быть неким заходом, дверью в более глубокий уровень значения сна. При кажущейся простоте сна там всегда есть другие уровни смысла, сны почти всегда многоуровневые.
Основная часть
Мне сны снятся часто. Как правило они достаточно яркие и насыщенные. А самое главное мои сны цветные.
Так вот, приснился мне сон:
Лето. Теплое июльское утро. Ярко светит солнышко. Щебечут птички. Природа говорит о том, что день будет прекрасным. Я стою посреди поляны возле красивенной арки, украшенной цветами. Умом во сне я понимаю, что это свадебная арка. И вот стою я возле нее, осматриваюсь и ощущаю, что стою в пышном белом свадебном платье. А рядом никого, я вроде счастливая, но не понимаю, что происходит. И пока я вот так стою, погода резко меняется, налетает сильный ветер, начинается гроза, сверкают ярко молнии, идет в конце концов дождь. За мгновение мое лето превращается в дикую и страшную осень. Листьев нет, деревья голые. Трава сухая, жесткая. Короче жуть. И я стою посреди этой же поляны. Оглядываюсь по сторонам, а вместо арки стоит памятник, а на нем мое фото. И надпись: «Во имя любви». Меня взял такой ужас, что я долго не могла оторваться от этого фото и надписи. Судя по сну стояла я так долго. Пока меня из этого оцепенения не вырвал чей-то крик (то ли зверя, то ли птицы).
Проснулась я в ужасе полнейшем.
Анализируя свой сон, мне стоило бы вспомнить всю свою жизнь до этого дня, а точнее ночи.
Со своим нынешним парнем мы были знакомы с самого детства: ходили в детский сад, школу, затем поступили в один университет. Все считали нас созданными друг для друга. На первом курсе мы еще жили раздельно, каждый в общежитии. Но виделись ежедневно. А к началу первого курса решили съехаться. Сперва все было гладко и ровно. Мы дурачились. Не могли насытиться друг другом. Все делали вместе.
В какой-то период Артем по своему желанию устроился подрабатывать грузчиком. А на третьем курсе он, видимо, не выдержал такого ритмаи начал срываться на мне. Он сразу же извинялся. Говорил, что любит и это просто от усталости. Работу бросать он не хотел, хоть я и уговаривала. Стипендии у нас были хорошие. А со съёмом жилья помогали наши родители. На скромную, но все же веселую студенческую жизнь денег хватало.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что сложность толкования сновидений заключается в том, не существует достоверного способа достоверно узнать, чем является тот или иной образ в сновидении – действительно символом или частью личного опыта сновидца.
Разные психоаналитики в одном и том же сновидении увидят разные смыслы и символы. Не потому что они плохие специалисты, а потому что просто живые люди со своим багажом прожитых лет и опытом. И в этом смысле фактически не может быть неправильной интерпретации или толкования сновидения. Но лучше всего истолковать свой сон может только сам сновидец.
Однако могу сказать, что мне очень близка концепция, где сон всегда несет важное послание из бессознательного, он многослоен и может содержать как вытесненные дефекты личности, психический материал, расценивающийся сновидцем как «низменный, асоциальный», так и величайшую мудрость. На мой взгляд, это более целостный подход, так как осознание своих дефектов дает возможность работы над ними. Это первый шаг к изменениям, а осознание мудрости – огромный ресурс, подсказка и соприкосновение со своей ядерной силой. Собирая эти части внутри себя, используя анализ снов, человек сам становится более целостным и гармоничным.