Введение
Современное общество, пронизанное нитями глобализации, механизмами всеобщего взаимодействия посредством научно-технического прогресса, способствует установлению множества разносторонних контактов между людьми. Одним из основных принципов нынешней повседневной жизни является поддержание нормальных отношений между индивидами и стремление к эффективной коммуникации, то есть избеганию конфликтов. Однако в последнее время все чаще можно встретиться с речевым общением, которое имеет заметную направленность к грубости, недоброжелательности, преднамеренной, выражающейся внешне или внутренне. По мнению некоторых исследователей ситуация человеческой деструктивности, в частности агрессивного поведения в общении, появляется в связи с глубоким кризисом человечности и упадком культуры, который переживает общество. Утрата нравственных идеалов, испокон веков закладывающих основу цивилизации, приводит к тому, что человек, созданный для созидания, становится разрушителем. Не подлежит сомнению, что общение есть важнейшая форма человеческого существования. Однако в последнее время расширяется сфера функционирования особого типа человеческого общения, где эмоционально-смысловой доминантой выступают эмоции или эмоционально-когнитивные комплексы, стимулирующие агрессию коммуникантов. [3, с. 61] Необходимость изучения данной проблемы обусловлена ее включённостью в социальный контекст, так как именно социум выполняет функцию регулятора разнообразных проявлений агрессии.
Проблематике речевой агрессии были посвящены работы знаменитых специалистов по этологии (К. Лоренц, И. Эйбл-Эйбесфельдт, Н. Тинберген и др.) и бихевиоризму (А. Басс, Л. Беркович, А. Бандура и др.),
1. Теоретические аспекты деструктивности и агрессивности общения
В настоящее время расширяется сфера человеческого общения, которая длительное время находилась в строгих рамках этикета и общечеловеческих норм. В связи с этим зачастую возникают ситуации агрессивного поведения в общении, обладающие признаками деструктивности. Теоретическое и экспериментальное изучение агрессии началось относительно недавно – в середине ХХ в., хотя уже в 20-е гг. прошлого века З. Фрейд разработал концепцию, согласно которой инстинктивные, врожденные «влечение к смерти» и «влечение к жизни» являются основными силами в человеке. Агрессия зарождается из инстинкта смерти; в сущности, агрессия – это тот же самый инстинкт смерти, только направленный на внешние объекты. В 60–70-е гг. было опубликовано множество теорий, выдающихся специалистов по этологии (К. Лоренц, И. Эйбл-Эйбесфельдт, Н. Тинберген и др.) и бихевиоризму (А. Басс, Л. Беркович, А. Бандура и др.), количество исследований по данной тематике не уменьшается и сегодня. Агрессия, по К. Лоренцу, является первичным, направленным на сохранение вида, спонтанным инстинктом. Следует отметить, что активный интерес к природе, психологии и социологии агрессивного поведения обусловлен ее распространением в современном обществе, которое, казалось бы, обеспечено всеми благами цивилизации, необходимыми для комфортного и благополучного существования человека.
Словарь Ожегова определяет слова «агрессивный» как синонимы к словам: враждебный, вызывающий», вследствие этого синонимический ряд от прилагательного «агрессивный» предполагает следующие значения: угрожающий, драчливый, воинственный, вздорный, сварливый, неприятельский, воинствующий, бешеный, яростный.
Агрессия у человека в реальной коммуникации является мощнейшим стимулом деструктивности в общении. В теории коммуникации термин «деструктивное общение» понимается очень широко: это «формы и особенности контактов, которые пагубно сказываются на личности партнера и осложняют взаимоотношения». Психологическая специфика различных форм проявления агрессии в общении, фактор доступности агрессивных проявлений для объективного наблюдения, а также учет причинно-следственных связей между целями, задачами общения, стратегиями и тактиками поведения коммуникантов дали возможность выделить три типа ситуаций деструктивного общения: ситуации открытого, скрытого деструктивного общения, а также ситуации пассивно-деструктивного общения.
2. Вербальная агрессия как феномен личности и современного общества
Изучение речевой агрессии, как и противостоящей ей речевой толерантности, вызывает в последние годы немалый теоретический и практический интерес; появляется все больше научных работ, учебных изданий по этим вопросам.
В вербальной агрессии, как и в толерантном поведении, имеются две грани - явление и сущность, и для успешного осознания этого предмета исследования его необходимо рассматривать во взаимосвязи этих двух сторон, без уклона в преимущественно формальное рассмотрение, в проявление речевой агрессии и толерантности. Основное внимание должно уделяться именно сути, скрывающейся за проявлениями сдержанности или несдержанности. Если рассматривать внешнюю сторону речевой агрессии, например, нецензурные ругательства, некорректные выражения в разговоре и так далее, или толерантного поведения, то есть вежливые речевые обороты в ситуации коммуникативного противостояния, то они не имеют самодостаточного главенствующего значения, их нецелесообразно решать без учета их сущности.
С точки зрения прагматики, в основе агрессивности в общении лежит однонаправленное эмоциональное негативное речевое воздействие на адресата. Под речевым воздействием, понимается коммуникативное воздействие, осуществляемое средствами языка, при помощи языковых единиц, то есть смысла речи, аргументации, расположения элементов в тексте, и др.
С точки зрения З. Фрейда, который одним из первых стал изучать феномен агрессивности личности, для агрессии характерна доминанта биологической природы, поэтому преодолеть ее невозможно, только если частично регулировать социальными нормами, придавая ей относительно безобидные формы. Последователи учения З. Фрейда считают, что ни финансовое благополучие, ни всевозможные социальные блага не могут повлиять на уровень агрессивности в социуме, хотя ее интенсивность и формы выражения могут изменяться. Контроль над уровнем агрессии в обществе возможно осуществить с помощью способов разрядки агрессивных стремлений. Такой разрядкой могут быть наблюдения за жестокими действиями (кино, СМИ), разрушения неодушевленных предметов, спорт, успехи в конкурентной борьбе и т.п. Таким образом, З. Фрейд свел все виды агрессии к единственной причине – к инстинкту смерти, наличие которого, по замечанию таких критиков фрейдизма, как Э. Фромм и А. Бандура, невозможно проверить эмпирически. [3, с. 62].
Заключение
Агрессивное поведение в общении исследователи зачастую обуславливают не только личностными факторами, а также развитием общества, его глобализацией, влиянием средств массовой информации, экономической напряженностью, трансформацией межличностных отношений, особенно в условиях больших городов, кризисом общечеловеческих ценностей. Среди внутренних факторов возникновения вербальной агрессии выделяют инстинктивное, берущее истоки из инстинкта смерти и неподдающееся абсолютному общественному контролю. Также ситуативным фактором обусловлена агрессия, спроецированная на личность оппонента в случае невозможности аргументации своей точки зрения. Агрессия в общении может представлять собой ответную реакцию на негативное воздействие извне. В «Словаре по русской речевой культуре» под общей редакцией В. Д. Черняк о вербальной агрессии написано как о проявлении враждебности в общении: «речевая агрессия обнаруживается в грубых резких высказываниях, употреблении просторечных, грубых, инвективных языковых средств, в тактиках подавления собеседника» [4, с. 8]
Проявление агрессии в общении приводят к неэффективному формированию коммуникации, и как следствие, нарушению взаимопонимания между участниками общения, принципа вежливости, норм речевого поведения, негативной оценке собеседника. Наиболее благоприятным вариантом избегания агрессивного поведения в общении является его рационализация посредством толерантного отношения, которое представляет собой этическую уверенность в необходимости признания и доброжелательного отношения к существованию не своей духовно-нравственной позиции.