Ещё со времён первых цивилизаций люди нередко задавались вопросами происхождения всего мира и зарождения человечества в частности. Их интересовало кто сотворил небо и землю? Они хотели знать когда стало светить солнце, яркий свет которого рассеивает мрак и прогоняет ночные страхи? Их мучило множество вопросов: кто зажег в небе звезды, кто поместил туда месяц, чтобы он тёмной ночью заменял солнце? Они стремились понять, как появились на земле люди и что ожидает человека после смерти? Тогда, в силу недостатка научных знаний, люди во всём видели религиозный подтекст и объясняли природные явления, придумывая предания и мифы.
Вполне естественно, что вышеуказанные вопросы возникали в человеческом сознании, ведь мир на примере рождения и смерти учит нас, что в этом мире все имеет свое начало и свой конец. Но в то же время перед человеком регулярно возникали примеры и столь долгоживущих вещей, что для него они выглядят вечными. Например, океан, впадающие в него реки, огромные горы и небесные светила. Эти примеры подталкивали людей к идее, что мир в целом может быть вечным не имеющим начала. Таким образом, человеческая мысль в паре с интуицией предполагали два противоположных варианта ответа на вышеописанный вопрос. Мир когда-то начал существовать и мир существовал всегда, не имея начала.
1. Египетская версия сотворения мира.
Собственная мифологическая версия происхождения мира была в каждом египетском округе, именуемом номом, но, несмотря на некоторые различия между ними, в каждой упоминался некий первобытный, изначальный океан, в глубинах которого были сокрыты и скованы сном хаотические силы. Согласно одной из версий, в недрах океана что-то произошло, и на его поверхности возник холм земли с распустившимся цветком прекрасного лотоса, из которого возникло солнце и своими лучами озарило все окружающее пространство.
В роли творцов людей, богов и окружающего мира в легендах того времени выступают как самые разные животные, так и очеловеченные божества. Мифы нередко противоречат друг другу и описывают одни и те же события абсолютно по-разному. Согласно одному преданию, солнце рождено небесной коровой, другое гласит, что солнечный диск явился из цветка лотоса, третье же утверждает, что солнце вылупилось из яйца мифического гуся Гоготуна. Однако, для все эти сказания объединяет общее представление о первобытном, изначальном хаосе, из которого непосредственно и зародились те или иные боги, которые и сотворили остальной мир.
К сожалению, практически ни один из мифов о сотворении мира целиком до наших дней не сохранился. Поскольку значительную роль в мифологии играет устный фольклор, довольно часто не удается восстановить сюжет той или иной легенды даже в общих чертах, и все сказания выглядят весьма несвязно. Например, отрывочные сведения об отдельных вариациях космогоний Древнего Египта приходилось дополнять с помощью сторонних источников, а в ряде случаев восстанавливать сказания по отдельным, часто отрывочным, данным, основываясь как на письменных, так и вещественных памятников.
Тем не менее, несмотря на неполноту и кажущуюся бессвязность материалов, при ближайшем рассмотрении всего поражающего многообразия дошедших до нас легенд, таких различных и, казалось бы, никак взаимно не связанных, все же оказывается возможным определить ряд схожих черт, позволяющих произвести некоторую группировку и преданий.
Согласно некоторым мифам, происхождение мира связывали с растением. Так, солнечное дитя, которое, согласно одному из преданий, «озарило светом своим пребывавшую во мраке землю», возникло из распустившегося цветка лотоса, выросшего на поднявшемся из первобытного хаоса холме. Вплоть до римского времени исследователи встречают упоминания о лотосе, выросшем на холме у города Шмуну, лотосе, который дал жизнь юному солнечному божеству, рассказывают древнейшие мифы, а изображения этого лотоса с восседающим в его лепестках ребенком. Это указывает на тот факт, что это предание стало одной из официальных версий поздних египетских космогоний.
2. Месопотамская версия сотворения мира.
В Междуречье также имелись собственные вариации космогонических мифов. Вавилонское предание о сотворении мира по сути являлось мифом в честь бога Мардука. Согласно этой легенде, в начале времен не было небес, не существовало земли и ни единого бога, а были лишь воды океана (первозданное море в виде изначального хаоса). Хаос, в верованиях Месопотамии, объясняется триалектически. Он представляется в виде совокупности трех типов воды: Апсу (пресные воды), Тиамат (море) и Мумма, предположительно олицетворяющий облака и туман.
Затем, среди этого водного хаоса появилась первая пара богов (Лахму и Лахаму), зачатых Апсу и рожденных на свет Тиамат, а после них, спустя долгое время, вторая пара (Апсар и Кисар) – олицетворявшие мужское (небесное) и земное (женское) начало. От них произошли прочие боги: сперва трое верховных богов Ану, Эа и Бел, а затем великий сын Эа – Мардук и другие. Приготовления к устройству правильного космоса и возрастающее могущество богов привели к великой борьбе Тиамат, представлявшейся в облике дракона, с богами. Лишь Мардук решился выступить против страшного чудовища и сумел его одолеть.
После этого подвига Мардук, согласно общему решению богов, стал их царем. Ему были вручены скрижали судьбы, и, впервые после сотворения мира, на небесах отмечался посвященный ему праздник Цакмуку. Потому и рассказ о происхождении мира оканчивался похвалой Мардуку, который изображался в роли бога весеннего солнца, победоносно выступающим в утро сотворения из первозданного хаоса и создающим мир из частей тела побежденного дракона. Миф этот был призван оправдать первенство бога Мардука над божествами других городов.
В прочих мифологических текстах говорится о сотворении богом Эа первого человека по имени Адапа, об утрате им бессмертия, то есть о происхождении смерти. Лишь два человека по милости богов были спасены от всеобщей участи. Согласно легенде, Утнапиштим с женой своей, обретя бессмертие, ведут жизнь, подобную жизни богов на острове блаженных. Увидеть этот остров, может лишь тот, кто отважится пересечь волны смерти, подобно Гильгамешу, преодолев самые страшные опасности. Остров блаженных располагался напротив устья Евфрата и Тигра. Считалось, что на нем был целебный источник и растение дарующее молодость. Один лишь бог Шамаш знал дорогу на этот остров, поскольку каждый день проходил ее.
Вавилонская религия имела весьма смутные представления о загробной жизни. Согласно господствовавшим поверьям, души умерших попадали в подземный мир, в котором были обречены на жалкое существование лишенное всякой надежды. Здесь не было никаких намеков на идею загробного воздаяния. Согласно этим поверьем все души ждала одинаковая участь, вне зависимости от их действий при жизни. Религия народов Месопотамии была ориентирована исключительно на земную жизнь, никто не обещал человеку награды или утешения в мире загробном.
3. Палестинская версия сотворения мира.
Израильтяне не были приверженцами монотеизма до самого становления догматов иудаизма. Религиозные верования Израиля и Иудеи не являлись чёткой системой и не имели ярких отличий от верований других цивилизаций древней Передней Азии. Тем не менее ряд факторов исторического становления Израиля и Иудеи привели к возвышению значимости племенного бога Яхве, тем самым нанеся ущерб значимости прочих почитавшихся божеств. Процесс постепенного вычленения из божественного пантеона одного центрального божества затронул в равной степени все страны древнего Востока ввиду укрепления монархии.
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водой. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Эта одухотворённая фраза, которой начинается Книга Бытия, первый том Священного Писания, проливает свет на библейскую космогоническую идею – учение об сотворении и становлении мира как одного целого. На подобные вопросы бытия с присущими им особенностями дают ответ религиозные деятели, философы, сказители, и учёные мужи. Иудаизм – первое религиозное направление, поставившее в центр своего учения концепцию создания земли Богом и тесно переплёл этот вопрос с этическими взглядами. Вслед за иудаизмом последовало этим путём христианство и ислам.
С первых строк Священного Писания Бог представляет собой единого творца, держателя основ этого мира; все этапы («дни») сотворения – проявление его воли, как творца. Библейское повествование о создании мира имеет чётко выраженный характер, не являясь законченной религиозной или философской догмой о «творении из ничего».
Этот термин впервые возник во второй половине II в. до н. э. Второй книге Маккавеев. Тем не менее, библейская идея сотворения мира теснее связана с догмой о «творении из ничего», чем к подобным мифам Ближнего Востока, чьи идеи в изменённой форме довольно часто можно увидеть в Библии. Два стиха в истоке Книги Бытия, являют собой введение в повествование о происхождении Вселенной, которая облечена в слова «небо и земля», в котором фрагменты мироздания изначально находились в состоянии хаоса (тоху ва-воху).
Заключение.
Мифы это древнейшие сказания, которые рассказывают о происхождении вселенной и человека, тайнах жизни, чудесах и удивительных явлениях мира, великих деяниях и любовных переживаниях божеств, властителей и героев. Это неотъемлемая часть культуры, философии и повседневности древних цивилизаций, представляющая их видение окружающего мира.
Все народы мира с древнейших эпох слагали мифы и сказания. Они рождались из присущей всем людям любознательности, из их стремления постичь и определить различные аспекты мироздания и передавались от отца к сыну. Мифы затрагивались в различных направлениях искусства и оказывали большое влияние на донаучное сознание людей. В них сливаются в целое донаучные взгляды на природу и общество, первые проявления религии, философии, искусства.
Мифы о создании мира повествуют о том, как появился мир на Земле и как явили себя ему облака, небесные светила, откуда на Земле появились животные, и, наконец, сам человек.