КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире постоянно возникают конфликтные и спорные ситуации, что заставляет нас отстаивать свое мировоззрение. Конфликтные ситуации встречаются во всех сферах жизнедеятельности, поэтому чтобы уметь их преодолевать, развиваться и совершенствоваться, необходимо изучить такую интересную, но не простую науку — конфликтологию.
Сегодня современный человек должен уметь выживать в обществе.
Человек в цивилизационном обществе должен уметь не только существовать физически, но и уметь социализироваться. Особое значение в процессе социализации выполняет наше умение правильно общаться.
Умение общаться с людьми в современном и цивилизационном обществе – это фундамент нашего социального успеха. Сегодня информация выступает в качестве основного товара, и если человек умет и использует этот товар, значит, он умет общаться правильно.
Сегодня, для того, чтобы преуспевать в своей деятельности и быть успешным, необходимо, в первую очередь, уметь доказывать обществу свое мнение, взгляды и идеи и отстаивать их, в связи с этим нам зачастую приходится спорить, а умение спорить - это искусство и владение искусством спора это большой плюс каждого человека.
Спор как метод убеждения представляет собой процесс и метод ведения диалога, дискуссии или полемики. В процессе спора собеседники пользуются различными способами высказывания, придерживаются эффективных методов, чтобы достичь своих целей.
Спор может зарождаться в целях, чтобы спорить, а также для того, чтобы договориться на выгодных условиях, либо достичь каких-то иных целей.
Цель данной работы рассмотреть спор как метод убеждения.
Работа выстроена на научных разработках таких авторов как: Зайцев, Виноградский, Лебедева и др.
1. СПОР, ЕГО ВИДЫ И ЦЕЛИ
Обстоятельства часто показывают, что любое общение, какое бы оно не было, то ли обыденное, то ли деловое может проходить по-разному. Не всегда получается найти понимание со стороны собеседника. Основная задача заключается в том, чтобы обычный спор, полемика, дебаты по деловым, политическим, научным вопросам не переросли в межличностную конфронтацию.
Большинство руководителей часто задумывались над вопросом: почему некоторые сотрудники не могут позволить спорить, отстаивать свое мнение? Многие руководители желают, чтобы их коллеги в момент деловой межличностной дискуссии, деловой коммуникации проявляли свое активное участие в отстаивании своих версий, мнений и предложений, но некоторые руководители не хотят этого. Я думаю из-за того, что высшие должностные лица боятся выглядеть в глазах своих подчиненных не просвещенными в каких-либо вопросах.
Существует ряд причин, из-за которых многие подчиненные не желают вступать в спорные дискуссии со своими руководителями:
А) Собственная безопасность. Сотрудники волнуются за дальнейшую свою профессиональную деятельность, карьеру. Исходя из долголетнего опыта, сотрудники, которые слушают свое начальство и постоянно с ним соглашается, больше заслуживают уважения и имеют карьерный рост. Работники отчетливо понимают, что их положение зависит от руководителя, а значит не стоит с ним спорить и вступать в конфликтные дебаты.
Б) Несоответствие статуса. Та ситуация, что руководитель и его подчиненные находятся в различных статусах, и руководитель имеет весомое значение, обладает большим рядом полномочий, подчиненные неохотно вступают с ним в спор.
2. КРИТИКА В СПОРЕ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ВЕДЕНИЯ
Сегодня споры критикуются со стороны других людей.
Критика выступает как «обсуждение, анализ какой–либо проблемы для того, чтобы понять и определить достоинства, охарактеризовать и устранить недостатки». Порой обсуждение данных моментов так и не начинается. Также критика выступает в виде негативного суждения. Также к предмету разговора могут относиться, и критическая реплика, и аргумент в дискуссии. Точные, убедительные аргументы способны решить исход дела.
Е. Жариков и Е. Крушельницкий в своих научных работах предлагают разобраться с часто встречающимися заблуждениями. Если существует два различных мнения, то убеждение «истина посередине», не совсем правильное. Гете говорил, что посередине находится вопрос или проблема. Правда может существовать в различных мнениях, даже порой она может в сопоре и не быть. Обычно в споре стремятся, достичь победу, а не истину. Обиженный же оппонент остается при своем суждении и ждет реванша, окончательно не воспринимая другого мнения и результата спора.
Критика — не самоцель. Критика должна быть уместна. Неожиданное суждение в отношении неправильных выступлений нового оппонента, может принести отрицательный результат, но не как не пользу. Форма критики обязана решать поставленные задачи.
Критикуя другого оппонента, необходимо знать, что вы должны пояснить:
А) суть случившегося;
Б) правильного определить виновного;
В) решение для данной ситуации;
Г) как не допустить схожую ситуацию в следующий раз.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из исследования данной контрольной работы вытекает, что спор – это мастерство. И оппонент, который произвольно решил затеять спор или вступить в него, должен обладать этим мастерством. Именно это мастерство является важнейшей характеристикой ведения деловой дискуссии.
Собеседник спора, в первую очередь, основывает свое мнение и предположение на логике и знаниях, но не как на своих эмоциях.
Человек, который участвует в споре, должен быть своим мнением, своей точкой зрения, опираться только на нее.
Практика показала, что дискуссия нескольких оппонентов, не словесная перебранка, а доказанные сведения и факты своего взгляда, мнения на проблему. Важно отметить, в споре постоянно необходимо держать себя в руках, оставаться спокойным и культурным, ни в коем случае не переходить на личности.
Главный факт, в споре, дискуссии, бывает так, что победу одерживает тот, у кого больше полномочий и выше статус, а не тот оппонент, который действительно прав.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время агрессивным тактикам коммуникации все чаще противопоставляется толерантность – как идеологический противовес, как призыв к практическому осуществлению некоторой этической убежденности в необходимости доброжелательного отношения к появлению и существованию инаковой духовно-нравственной позиции, признания чужой позиции и взглядов.
С одной позиции, в контексте западного менталитета для толерантности характерна возможность сочетания массовой коммуникативности со свободой самоидентификации людей и групп. С другой - толерантность часто осознают как фактор деструкции наций и стран, процесс в своем роде уничтожения всего, что способствует единству на этноконфессиональной основе.
Следует отметить, что разнообразные виды толерантности являются производными от толерантности религиозной, однако, в современных научных трудах существует относительно немного концептуальных разработок и материалов, в которых изучается именно межконфессиональная терпимость. В качестве центральной причины данного явления выступает уверенность в том, что нет ничего сложнее, чем быть толерантным относительно людей, которым присущи отличные, чужие религиозные убеждения.
Среди немногочисленных исследовательских работ в области межконфессиональных отношений можно выделить Ф. Руффини, Л.Дж. Хэммени, М. Конша. Ф. Руффини. В трудах Л.Дж. Хэммени межконфессиональная толерантность выступает как добродетель в специфической форме. В отечественной литературе толерантность и уважение к другим вероисповеданиям рассмотрены К. Н. Леонтьевым в произведении «Восток, Россия и славянство» .
Актуальность данной проблематики обусловлена непрерывной борьбой конфессий между собой за количество последователей, что затрудняет распространение изучения основ межконфессиональной толерантности. В обществе будет больше мира, если не навязывать ему религиозного единства.
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Понятие «толерантность» (от лат. «tolerantia» – терпение) взято из фармакологической науки и определяет способность организма воспринимать влияние конкретного лекарственного препарата или яда без развития ответного терапевтического или токсического результата. В социально-культурной и религиозной области данное понятие традиционно трактуется как терпимость и уважение к иным мнениям, вероучениям, поведению.
Традиция анализа понимания толерантности далее разрабатывалась представителями Просвещения (Ф.М. Вольтер, К.А. Гельвеций, Д. Дидро и др.). Логическим финалом становления понятия толерантности стало ее закрепление во французском и американском законодательствах конца XVIII века .
Таким образом, межконфессиональная толерантность представляет собой взаимно уважительные отношения между верующими разных религий, религиозными сообществами, формирующиеся на принципе признания права на функционирование и деятельность. Собственно термин «терпимость», по мнению Д. Ж. Марковича, также не обозначает, что все имеет безграничную поддержку: «можно думать что пожелаешь, но недопустимо делать что пожелаешь».
Анализируя проблематику становления, Т.Д. Гуренкова вырабатывает следующее обозначение конфессиональной толерантности. Толерантность - это лояльное отношение к приверженцам иных вероисповеданий или к неверующим, способность к бесконфликтному сосуществованию и взаимодействию в различных областях социальной жизнедеятельности, не касаясь концептуальных основ исповедуемых религий. Конфессиональная толерантность является предпосылкой и необходимым условием коммуникации между приверженцами различных вероучений, как на институциональном уровне, так и на уровнях индивидуального и массового восприятия». Данное определение оптимально полное, так как оно характеризует взаимодействие не только представителей разных конфессий, но и отношения между представителями различных мировоззренческих позиций по отношению к Вере и Знанию.
2. ФЕНОМЕН ВЕРОТЕРПИМОСТИ В РАЗНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ УЧЕНИЯХ
Многообразие религиозных доктрин человечества подтверждает факт вариантности поисков идеалов и ценностей, объясняющих действительность моделей, толкования и понимания истины. Человек же, как существо, обладающее волей и разумом, имеет право на выработку собственного мировоззрения. Свободный конфессиональный выбор не является исключением, а лишь служит подтверждением самодостаточности индивидуального поиска человека.
Основная ловушка религий заключается в их претензиях на собственную исключительность, монополию на истинность и т.д. Вот это абсолютная претензия на истину не единожды становилась источником масштабных кровопролитий, что еще раз подтверждает неоднозначность благих действий религии. К сожалению, необходимо также отметить, зачастую они порождали войны и насилие, а речь о «священной войне» и в настоящее время не стала пережитком прошлого.
Известно, что буддистское вероучение, даже на заре своего становления, характеризовалось редкостной для «юных» религий толерантностью. В силу своей солидарности и отрицания насилия как такового у буддизма получилось избежать войн против иных религий. В сущности, Будда первым в мировой истории утвердил принцип веротерпимости, в соответствии с которым никому недопустимо навязывать религиозные идеи .
Восприятие толерантности в христианской религии не стоит понимать как абсолютную терпимость, которая не замечает фактического или идеологического зла и таким образом само выступает орудием и проводником зла в мире. Толерантность в русле христианства не представляется как уступка или потворство любой идеологической структуре и политической линии; это вовсе не безразличие ко всяческим взглядам и поступкам, не смирение перед глобальным или бытовым злом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенно актуальна религиозная толерантность, обусловленная непрерывным соперничеством, конфессий между собой за количество своих последователей, что существенно затрудняет распространение изучения основ межконфессиональной толерантности.
По мнению Будды, всякий индивид сам должен развиться до духовных поисков и прийти за ценностным знанием к учителю. Ищущий смысл бытия сам может выбрать то или иное учение, или же искать истинную духовность самостоятельно. Задача же с применением насилия «спасать» или «исправлять» людей никогда не представали ни перед Буддой, ни его последователями
Основными догмами толерантности в христианстве является любовь и забота к ближнему своему, а обличение греховности представляет собой лишь спасение согрешившего человека, забота о его вечной жизни. Толерантность в исламе, в настоящее время, подвергающаяся нападкам со стороны средств массовой информации, заложена в самые истоки данной религии и является ее неотъемлемой частью. Толерантность в исламе представляет собой не снисхождение или потворство, а активное отношение, формируемое на основе признания фундаментальных прав человека.
Государственным институтам, в том числе и средствам массовой информации, следует опираться на положительные стороны различных вероучений, принципы взаимоуважения истории и традиций религиозных конфессий. Толерантность формируется в семье, но будущее его развитие зависит от образовательных учреждений, где осуществляется социализация детей.
Для укрепления стабильности межконфессиональных отношений, следует придерживаться принципа равенства религиозных объединений, через систему образования воспитывать уважение и солидарность, публиковать в СМИ больше информации о положительном опыте сотрудничества различных конфессий, а не только о конфликтах и экстремальных событиях.