1. Элементы мировой банковской практики
Ценовая и финансовая стабильность в настоящее время является необходимым условием для устойчивого роста экономики. Для обеспечения стабилизации экономики нашей страны необходимы структурные преобразования. Стабильно низкая инфляция поддержит переход российской экономики к новой модели экономического роста, основанной не только на экспорте углеводородов, но и на внутренних инвестициях, диверсификации экономики и повышении производительности труда. Именно поэтому Банк России в 2016 году продолжал политику постепенного снижения инфляции. Важно, что замедление инфляции происходило на фоне восстановления экономической активности, снижения долгосрочных процентных ставок[1,с.13].
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» говорится, о том что банковская система представляет собой совокупность банков и других кредитных организаций, действующих в соответствии с выданными им лицензиями на территории России и возглавляемых Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ). В соответствии со ст. 2 закона «О банках и банковской деятельности» состав банковской системы входят Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков» . Как следует из приведенных определений, в редакции закона «О банках и банковской деятельности» понятие «банк» как таковое отсутствует, это понятие заменено понятием «кредитные организации», что не корректно в отношении функциональной значимости указанных организаций, так как они имеют и схожие черты, и различия. Кроме того, «в состав нижнего уровня кредитно-банковской системы входит и ряд элементов банковской инфраструктуры». На развитие деятельности банковской системы России на современном этапе оказывает существенное влияние мировая экономическая интеграция и финансовая глобализация, а также ее последствия для национальной финансово-экономической системы страны. Отрицательные последствия на развитие экономики РФ нанес очередной кризис банковской системы. Однако в указанном влиянии есть и положительные моменты: • возрастающая глобализация и, как следствие, рост межстрановых финансовых потоков с течением времени могут привести к более эффективному вложению средств в экономику нашей страны, помогая формировать и развивать ее не только за счет национальной инвестиционной базы; • подчиняясь глобальным, объективно существующим финансовым законам, рыночная дисциплина российской банковской системы усиливается; • глобальный финансовый рынок способствует консолидации банков, а также росту значение небанковских учреждений финансового рынка; • кроме того, глобализация финансового рынка помогает перенять прогрессивный опыт, а не учиться на собственных ошибках. Этому способствует положительная тенденция и заинтересованность в необходимости внедрения международной системы финансовых и регулирующих стандартов, воплощающих лучший мировой опыт; • слияние банков, усиливающееся в условиях возрастающей конкуренции на рынке финансовых услуг; • расширение международной банковской деятельности, заметно возросшей при устранении торговых барьеров, отмеченной глобализации экономических процессов, развитие средств связи и т. п.; • использование новых банковских технологий, как следствие информационного этапа развития мировой экономики. Однако следует отметить, что финансовая глобализация привносит в национальную экономическую, а, следовательно, и в банковскую среду большой риск, что, несомненно, приводит к отрицательным явлениям глобализации финансового рынка и стиранию национальных особенностей ее развития. [2,с.21].
2. Товарный демпинг и его регламентация ст.6 ГАТТ
Система защитных мер внутренних рынков стран в своем цивилизованно-правовом виде была сформирована мировым сообществом в рамках ГАТТ/ВТО на основе ст. VI Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947 и Соглашения по применению ст. VI ГАТТ (15.04.1994). К защитным мерам отнесены антидемпинговые, а также компенсационные и специальные защитные меры, основанные на статьях XVI и XIX ГАТТ. По своей правовой природе и экономической сущности однозначно не являясь мерами тарифного регулирования, под которыми в соответствии с федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [8, п. 17 ст. 2] понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, меры защиты внутреннего рынка так и не нашли определенного места в системе мер регулирования внешней торговли. С одной стороны, пользуясь методом исключения, указанные меры можно отнести к антиподу мер таможенно-тарифного регулирования, т. е. к мерам нетарифного регулирования (НТР), под которыми согласно тому же федеральному закону [8, п. 24 ст. 2] и ТК ТС [5, п. 17 ст. 4] следует понимать метод (комплекс мер) государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, что, видимо, и позволило при определении в названном федеральном законе перечня мер НТР причислить к ним и защитные меры [8, ст. 20, 27]. Аналогично, к мерам НТР относит вышеназванные меры и классификация нетарифных мер, разработанная ЮНКТАД. С другой стороны, имеет право на существование и другой подход, на основании которого защитные меры не включаются в меры НТР. Так, ГАТТ 1947 г. и Соглашение по применению ст. VI ГАТТ (1994 г.) не определяют вопросы указанной классификации; одновременно таможенное законодательство ЕАЭС защитные меры с мерами НТР не отождествляет: это наглядно следует из норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 [3, статьи 46, 48, приложения 7, 8], а также правоположений ТК ТС [5, к примеру, п. 2 ст. 173, п. 1 статьи 215, 229, п. 1 ст. 239, п. 1 ст. 252 и др.], в которых защитные меры упоминаются наравне с мерами НТР или, наоборот, меры НТР указываются отдельно от защитных мер.