Введение
Письменность славян имеет довольно противоречивую и долгую историю. Прежде всего, стоит отметить, что до принятия христианства на Руси письменность также существовала, но с принятием новых религий она поднялась на более цивилизованный уровень.
Влияние Византии было неоспоримо, как в принятии новой религии, так и в развитии русской письменности.
Также заслуживают внимания болгарские деятели - Кирилл и Мефодий -авторы так называемой болгарской письменности "кириллицы" и "глаголица".
В зарубежном и отечественном славизме эта точка зрения доминировала до 1940-х годов. Существование двух азбук объяснялось преследованием и запретом использования алфавита, который они распространяли учениками солунских миссионеров, поэтому был изобретен другой алфавит, который активно использовался при написании книг.
Понимание родной культуры обязательно приведет к любви к ней и научит вас ценить ее. В наше время особенно важно помнить и понимать свою русскую культуру и ее историю, когда идет масштабная пропаганда чужой культуры.
На данный момент важная роль слова, с одной стороны, утрачена, с другой стороны, людьми манипулируют с помощью слова, заставляя их делать то, чего они на самом деле не хотят (имеется в виду, что технике манипулирования сознанием с помощью слова с древних времен отводилась важная роль, о чем свидетельствуют народные пословицы и поговорки, а также книжная мудрость. Понимание того, как письменное слово, пришедшее на Русь с православием, влияет на людей, его адаптация на земле предков, поможет понять и оценить влияние слова на культуру и сознание людей.
Кроме того, важно знать происхождение русской культуры, особенно в нашу трудную, протеворчивую эпоху, когда молодежь сильно интересовалась язычеством и видела в нем происхождение нашей культуры. Необходимо воспитывать подрастающее поколение в том, что не агрессивное язычество является прародителем нашей русской национальной культуры, а православная культура. Самым важным элементом этой культуры является язык церковнославянского языка, каким мы его знаем.
Глава 1. Предпосылки и история возникновения славянской письменности
1.1. Предыстория славянской письменности
Ученые-культурологи, как в стране, так и за рубежом, с точки зрения письменности, часто делят людей на две категории: пишущие и не пишущие. Однако эта классификация чрезмерно упрощена. Если понимать буквы как способ записи и передачи информации, то следует признать, что между этими категориями существуют некоторые промежуточные формы отрицательного значения крайней точки.
Таким образом, утверждения некоторых российских ученых о существовании славянских текстов в очень древние времена не должны казаться нереалистичными. Таким образом, А. А. Формозов считает, что некий текст, состоящий из традиционных знаков, расположенных рядами, существовал уже в степном регионе России в середине второго тысячелетия до нашей эры. России уже в середине II тысячелетия до н. э. А. С. Львов и Н. А. Константинов датировали зарождение славянской письменности концом I тысячелетия до н. э., причем первый выводил ее из клинописи, второй через причерноморские знаки из кипрского слогового письма. «Можно говорить о непрерывной (с доисторической эпохи) письменной традиции на территории Древней Руси», — настаивал П. Я. Черных. Более осторожно высказывался академик С. П. Обнорский, предполагая «какие-то формы письменности» у русов антского периода (VI в. н. э.).
На чем основаны эти утверждения? Существует целый набор археологических памятников, которые содержат знаки и фрагменты текста древних писем, которые еще не были прочитаны. Это в основном памятники Черноморского региона России (Херсонес, Керчь, Ольвия) — плиты, надгробия, амфоры, монеты и др. Большинство знаков на этих памятниках имеют традиционную линейную геометрию, другие схематичны.
Глава 2. Славянская письменность
2.1. Создание славянской азбуки
Деятельность Кирилла и Мефодия.
Создание славянской письменности с полным основанием приписывается братьям Константину Философу (в монашестве – Кирилл) и Мефодию. Сведения о начале славянской письменности можно почерпнуть из различных источников: славянских житий Кирилла и Мефодия, нескольких похвальных слов и церковных служб в их честь, сочинения черноризца Храбра «О письменах» и т.д.
Константин (826-869) и его старший брат Мефодий (820-885) родились и провели детство в шумном македонском портовом городе Солуни (ныне Салоники, Греция).
В начале 1950-х годов Константин проявил себя искусным оратором, одержав блестящую победу при обсуждении бывшего патриарха Ария. Именно с этого времени император Михаил, впоследствии патриарх Фотий, начал почти постоянно посылать Константина в качестве византийского посланника к соседним народам, чтобы убедить их в том, что византийское христианство превосходит другие религии. Так, в качестве миссионера Константин посетил Болгарию, Сирию и Хазарское ханство.
Таким образом, характер жизни Мефодия во многом схож, но во многом отличается от характера и жизни его брата.
Оба они живут духовной жизнью, стремясь воплотить свои убеждения и идеи, не ценя богатство, род занятий или славу. У братьев никогда не было ни жен, ни детей, они всю жизнь скитались, никогда не создавали себе дома и даже умерли на чужбине. Не случайно ни одно из литературных произведений Константина, ни Мефодия не сохранилось до наших дней, хотя оба они, в частности Константин, написали и перевели множество научных и литературных произведений; в конце концов, до сих пор неизвестно, сохранился ли философ или философ до наших дней.
Заключение
В результате проведенного курсового исследования сделаны следующие выводы:
1. У славян существовала письменность в некотором зачаточном виде в дохристианский период.
2. Существование письменности у славян послужило предпосылой к принятию письменной культуры, принесенной извне.
3. Славянская азбука была создана в IX веке Кириллом и Мефодием, которые не только создали азбуку, но и адаптировали славянский язык к понятиям храстианства.
4. Кирилл и Мефодий создали старославянский язык с миссионерской целью: для просвящения славян светом христианской веры.
5. С появлением письменности на Руси возникла необходимость в грамотных людях. Появляется образованные люди.
6. С цековнославянским языком Русь приняла и восприняла богатство греческой Византийской культуры.
7. Церковнославянский язык для славян был близкородственным, обладал способностью приспосабливаться к местным условиям и воспринимался народом как нормированный, требующий соблюдения определенных правил и предписаний литературный вариант родного языка.
8. С появлением письменности на Руси появляются новые жанры словесности: летописание, жития. Книга сама по себе становится произведением искусства за счет рзновидностей шрифтов, используемых древними переписчиками, и благодаря миниатюрам, иллюстрирующим книги. С появлением письменности появились летописи как первые опыты осмысления истории народа в свете христианской веры.