В настоящее время в Российской Федерации сформированы рыночные отношения и институциональная база, их опосредующая. Однако многие деструктивные социальные явления, которые, предполагалось, относятся лишь к противоречиям переходного периода, в полной мере не были устранены: видоизменившись, они сохранили своё негативное влияние на экономическую систему страны. Одним из таких многоаспектных явлений выступает экономическая преступность, выяснение новых тенденций, форм выражения и методов противодействия которой предопределяет актуальность темы данной работы.
Названная проблематика нашла отражение в большом количестве монографий, научных статей, квалификационных работ, что подтверждает высокую социально-политическую значимость теоретического осмысления экономической преступности. Среди научных работ, следует, в частности, назвать труды В. В. Лунеева, В. В. Колесникова, Б.В. Волженкина, А.К. Бекряшева, О.Г. Карповича. Курсовая работа, кроме этого, опирается на выводы, выполненных в последние годы, диссертационных исследований, акцентировавших внимание на отдельных сторонах экономической преступности.
Цель курсовой работы заключается в уголовно-правовом и криминологическом исследовании преступлений в сфере экономики как обособленной группы противоправных деяний. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
Ø определить понятие экономической преступности;
Ø выявить предпосылки, причины и условия совершения преступлений в сфере экономической деятельности;
Ø изучить состояние и тенденции развития экономической преступности в Российской Федерации на современном этапе;
Ø рассмотреть спектр методов по профилактике и борьбе с экономической преступностью.
Объектом исследования является экономическая преступность, предметом выступают сущность экономической преступности как самостоятельной уголовно-правовой категории, а так же её общесоциальные причины и последствия.
В Уголовном кодексе Российской Федерации экономической преступности посвящены раздел VIII «Преступления в сфере экономики», глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» [37]. Легального понятия «экономическая преступность» УК РФ не содержит. В связи с этим, для определения искомого понятия необходимо выяснить ряд существенных признаков, которые принадлежат к кругу, имеют отношение к области противоправных деяний, перечисленных в названных структурных единицах УК. Среди них прежде всего подлежит выяснению содержание термина «экономическая деятельность», поскольку экономические преступления носят сопряжённый с хозяйственной деятельностью характер.
Невзирая на теоретические разногласия, акцентирующие внимание на отличиях, утверждающие, что предпринимательская деятельность есть более узкое понятие, в отличие от хозяйственной, не охватывающее финансовой, инвестиционной деятельности, потребительского поведения, представляется обоснованным для целей данной работы считать их синонимами, если иное особо не указано. В значительной степени это дублирующие понятия, а веских доказательств, являющихся препятствиями для их приравнивания в уголовно-правовой оценке, не предложено. Данное видение предмета допускает наличие исключительных случаев, когда деятельность является экономической, не является предпринимательской, и является экономическим преступлением. В целом же, для практики правоприменения будет целесообразным отождествление этих понятий в условиях рынка. Понятие предпринимательства по российскому законодательству следующее – это деятельность:
Тенденции и основные характеристики экономической преступности в значительной мере связаны с процессом аккумуляции негативных последствий проведённых экономических реформ. Финансовые и деловые группы интереса Российской Федерации, по сути своей порожденные отнюдь не рынком, а традиционными политическими и административными механизмами, являются источниками нормотворчества, и наполняют содержанием установленные правовые рамки.
Процесс криминализации экономики отчётливо проявляется в первую очередь в таких ее областях, как бюджетно-финансовая, финансово-кредитный сектор, топливно-энергетическая, сырьевая, металлургическая (особенно, цветная) и угольная отрасли, в оборонно-промышленном комплексе, в автомобильной, лесной, легкой промышленности, портовом хозяйстве, а также в секторах естественных монополий, торговли и общественного питания. Криминогенностью отличалась внешнеэкономическая сфера, а так же практически не оставалось ни одной бюджетной отрасли, где бы не имели место преступления. К ним относятся здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение. Экономическая преступность приобрела массовый и самоподдерживающийся, непрерывный характер.
Исходя из изложенного очевидно, что исследуемое понятие экономической преступности охватывает достаточно разнородные составы преступлений, тем не менее, их объединяет то, что все они сходны в принципиальных чертах: с точки зрения осуществления хозяйственной деятельности и вступления в экономические отношения в связи с ней. Своим наличием экономическая преступность наносит урон нормативно-правовым установлениям реализации этой деятельности, предопределяющим ее стабильность, устойчивость, необходимость, повторяемость всех основных ее сторон, как социально-экономической категории. Экономическая преступность представляет общественную опасность тем, что разрушая экономические институты, она приводит к нарушению установленного порядка функционирования материально-производственной основы общества. Соблюдение принципа свободы экономической деятельности подразумевает обеспечение соблюдения правопорядка, а не допущение вседозволенности и анархии.
Вопросы борьбы с экономическими правонарушениями - предмет изучения не только отраслей уголовного материального и процессуального права. На них возлагаются излишние надежды, тогда как уголовное право выполняет вспомогательную (охранительную; карательную) роль. Вопреки этому, противодействие экономическим преступлениям, в основном, является результатом мер правоохранительных и контролирующих органов. При этом экономические рычаги воздействия в полной мере не применяются. Тем не менее, нельзя согласиться с тем, что рост преступности в сфере экономики может приостановиться самостоятельно при условии стабилизации экономической ситуации в сфере производства, без целенаправленной уголовной политики: при отсутствии последней экономическая стабилизация не произойдёт автоматически.