ВВЕДЕНИЕ
Знакомство с литературой у детей начинается с раннего детства. Заинтересованность к книге у детей возникает очень рано. Сначала ему любопытно листать страницы, прослушивать чтение старшего, анализировать картинки. С возникновением заинтересованности к иллюстрациям начинает появляться заинтересованность к словам, к тексту. Одной из отличительных черт восприятия литературного произведения ребенком считается сопереживание героям. Данное восприятие носит активный характер.
Произведения художественной литературы в символической форме показывают пред ребенком значение людских взаимоотношений, волнения, сформировывают высоконравственные чувства и оценки, общепризнанные меры нравственного действия, воспитывают эстетическое понимание.
В трудах посвященных изучению детского творчества замечается, что дошкольник никак не придумает своей сказки, если он никак не имел честь познакомиться хотя бы с одной из имеющихся.
Однако не любой дошкольник способен создать подробное и логичное повествование, выдумать свою сказку, создать стих. Не любой способен осознать авторскую идею и дать ответ на проблемы о содержании прочтенного.
Цель исследования – изучить особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.
Объект исследования – восприятие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.
Задачи:
1. Рассмотреть психофизиологические основы развития восприятия.
2. Определить особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.
3. Рассмотреть восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Психофизиологические основы развития восприятия
Восприятие трактуется как познавательный процесс, который состоит в целостном отражении предметов в сознании, ситуаций, а также событий, которые возникают при непосредственном оказании влияния физических раздражителей на рецепторы органов чувств [12, с.19].
Б.Г. Ананьев определяет восприятие (подобно ощущению, на основе которого оно формируется) «как процесс непосредственного чувственного отражения человеком окружающей действительности и как регулятора осуществления взаимодействия человека с предметами, а также явлениями окружающего мира. Поэтому сенсомоторные совместно с перцептивными процессами являются основой для психического развития человека и составляют важную сторону окружающей действительности в целом» [1, с.86].
Согласно позиции С.Л. Рубинштейна, восприятие представляет собой эмоциональное отражением объекта либо какого-либо действа объективного мира, которые влияют на наши органы чувств [13, с.181].
По мнению А.Н. Леонтьева, чувственный образ представляет собой ту форму, в которой предметный мир может открываться субъекту в ходе осуществления его деятельности. Данный предметный мир открывается посредством образного отражения реально, то есть не зависит от самого субъекта [8, с.126].
А.П. Сперлинг трактует восприятие как акт отражения, либо иными словами, интерпретации раздражения, которое зарегистрировано в мозге с помощью одного или нескольких сенсорных механизмов [15, с.60].
Восприятие внешней реальности не считается попросту их копированием, т.е. внутренний облик принятого объекта никак не считается копией и никак не схож самому предмету, так как положение организма в этот период – предыдущий навык взаимодействия с данным предметом, но кроме того индивидуальный подход к этой дисциплине имеет все шансы менять итог восприятия.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Для изучения формирования художественного восприятия литературных произведений у дошкольников была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Цель – изучение уровня сформированности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста.
Базой эксперимента стало
В эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте 5 лет.
Для решения задач исследования использовали следующие методы:
1. Беседа с детьми.
2. Наблюдение за поведением детей во время чтения произведения.
1. В ходе индивидуальной беседы детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
1) Ты любишь слушать, когда тебе читают?
2) Какие книги тебе нравится?
3) Кто такой писатель?
4) Каких писателей ты знаешь?
5) Как ты думаешь, о чем книга может рассказать?
6) Какие виды литературных произведений ты знаешь?
7) Какие литературные праздники проводятся у вас в саду?
8) В каких праздниках ты участвовал?
9) У нас скоро будет литературный праздник. Хотел бы ты в нем участвовать?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восприятие представляет собой эмоциональное отражением объекта либо какого-либо действа объективного мира, которые влияют на наши органы чувств. Восприятие способно содержать внутреннюю переработку воспринимающих данных и развитие внутреннего кода.
Формирование восприятия в дошкольном возрасте – непростая, разноаспектная процедура, что содействует тому, чтобы дошкольник все конкретнее, отчетливее отображал находящийся вокруг мир, научался отличать аспекты реальности и вследствие данному имел возможность эффективнее приспособиться к ней.
Одной из отличительных черт восприятия литературного произведения ребенком считается сопереживание героям. Данное восприятие носит активный характер. Произведения художественной литературы в символической форме показывают пред ребенком значение людских взаимоотношений, волнения, сформировывают высоконравственные чувства и оценки, общепризнанные меры нравственного действия, воспитывают эстетическое понимание.
Для изучения формирования художественного восприятия литературных произведений у дошкольников была проведена экспериментально-исследовательская работа. Количество испытуемых составило 12 человек. Большинство опрошенных нами детей не знают кто такие писатели, не могут назвать известных им писателей, а также виды художественных произведений. Они не проявляют интерес к литературному творчеству, не любят слушать сказки и другие художественные произведения. Не выражен интерес в участии в литературных праздниках.
Далее нами изучен уровень сформированности интереса к книге и чтению. Так высокий уровень сформированности интереса к книге и чтению показали 33% дошкольников, средний – 50%, низкий – 17% дошкольников.