ВВЕДЕНИЕ
Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать. Культура, прежде всего, представляет собой некую совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не могла бы существовать. В многочисленных сферах жизнедеятельности человека нет такой сферы, на которую в той или иной мере не влияла бы культура. Однако наибольшее влияние она оказывает именно на образ жизни каждой личности, каждого члена общества. Охватывая прошлое, настоящее и будущее, культура раскрывается в материальной, социальной и духовной сферах жизни человека и общества. В любой культуре есть проявление общественного и тогда культура говорит на универсальном, понятном всем языке, ведет диалог со всеми членам данного сообщества. Она способна вести как внутренний диалог, т.е. диалог внутри отдельно взятого социума, так и внешний, т.е. диалог между различными типами общества. Вместе с тем нередко культура несет в себе неповторимые, единственные в своем роде черты. И в этом случае межкультурный диалог еще более необходим, так как он становится формой взаимообогащения различных культур.
Многовековой исторический генезис русской культуры как нельзя лучше раскрывает понятие диалога культур. На протяжении сотен лет от Древней Руси до современной России ведется как внешний, так и внутренний диалог культур. Становление русской национальной культуры претерпело многочисленное влияние извне, что сказалось на формировании культурных идей внутри российского общества. И как результат, по сей день рассматриваются вопросы о месте России в диалоге культур, об участии в концепции Восток-Запад-Россия, о специфике ее собственной истории и культуры.
Объект исследования – культура Древней Руси.
Предмет исследования – культурное влияние на Русь с Востока и Запада в элементах декора Дмитриевского собора во Владимире.
Цель исследования – изучить культурное влияние на Русь с Востока и Запада в элементах декора Дмитриевского собора во Владимире.
Задачи исследования:
– рассмотреть русскую культуру в контексте диалога культур;
– выявить культурное влияние на различные виды культур Древней Руси;
– определить историю и значение Дмитриевского собора во Владимире;
– провести сравнительную характеристику элементов декора во Владимире.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, наблюдение, сравнительно-сопоставительный.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1.КУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РУСЬ С ВОСТОКА И ЗАПАДА
1.1. Россия в контексте Диалога культур
Традиционно под диалогом культур понимается взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание различных исторических или современных культур, как формы их языкового, конфессионального и политического или иного сосуществования. Диалог культур с точки зрения философии является ядром процесса развития общества, так как с его помощью происходит интеграция, которая позволяет участникам диалога вынести для себя что-то новое, необходимое для дальнейшего существования. Изучая проблему диалога культур, многие философы разных эпох и времен предлагали свое понимание и значение такого явления, но всегда оно считалось неотъемлемым элементом коммуникации для достижения наивысшего эффекта от консенсуса.
Во все времена вопросы диалога культур, цивилизаций занимали умы выдающихся философов, таких как Платон, Аристотель, Гегель, Кант И., Фейербах Л., Фихте И., Гердер И. и другие. Они занимались проблемами культурного диалога, полагая, что только взаимодействие культур способно сохранить культурное многообразие, а замкнутость и ограниченность ведет к гибели культуры.
В современном мире культура является неотъемлемой частью общества. Она позволяет существовать человеку и осознавать сущность его бытия на земле. Культуру сегодня понимают как триаду, составившуюся с течением времени и реформацией философского мировоззрения. Культура является существенным признаком цивилизованного мира, так как без нее социум не имеет будущего. Тем не менее, культура не может существовать в замкнутом пространстве, без диалога с иными культурами
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРА ДМИТРИЕВСКОГО СОБОРА ВО ВЛАДИМИРЕ
2.1. История и значение Дмитриевского собора во Владимире
Период XI – первую четверть XII века можно рассматривать, как особый этап истории Древней Руси и её культуры. В это время на Руси начинают формироваться отдельные художественные школы в княжествах. Общая характеристика искусства данного периода основывается на фоне тревожной тенденции времен XII века, как усиление княжеских распрей и междоусобиц, мешавших общественному развитию Руси и ставивших под угрозу ее независимость. Однако это явление было закономерным следствием прогресса. Процесс постепенного дробления Руси на удельные княжества привел к тому, что многие земли, находившиеся под властью отдельных ветвей рода Рюриковичей, становятся своеобразными государствами, самостоятельно определяющими свою политику, а также происходит развитие производительных сил и производственных отношений русских феодальных княжеств. Феодальная раздробленность сопровождалась спорами и войнами, но в то же время способствовала росту городов, развитию торговли, ремесел, давала толчок для формирования местных художественных традиций в крупных политических и духовных центрах Руси [8]. Обособление материальной и духовной культуры и искусства отдельных земель явилось отражением многообразных перемен в общественной жизни. Наряду с Киевом, в первой половине XII века, очагами художественной активности являлись Новгород, Чернигов, Псков, Владимир и Суздаль, Смоленск, Полоцк, Галич. Каждая из земель внесла свой индивидуальный, неповторимый вклад в формирование искусства. Одним из самых прогрессивных и значимых было Владимиро-Суздальское княжество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Проблема диалога культур интересовала ученых различных эпох. Данное явление считалось неотъемлемым элементом коммуникации для достижения наивысшего эффекта от взаимодействия.
В современном мире для многих ученых становится очевидным, что без диалога Запада и Востока у человечества нет будущего. Большинство специалистов в этой области в диалоге Запада и Востока большое место отводят России.
Если говорить о периоде Древней Руси, то большое влияние на развитие плодотворного диалога культур оказало принятие христианства. Древняя Русь, впитывая культуру, литературу Византии, стала воплощением единства Востока (Константинополя) и Запада (Рима). Тем не менее, значительное византийское влияние не привело к тому, что древнерусская культура превращалась в подобие византийской. Ассимилируя с развитой византийской культурой, впитывая европейский опыт, Русь высвободила неповторимую самобытность. Это проявилось в шедеврах русской литературы, живописи, архитектуры, философских трудах, аналогов которым нет ни в западной, ни в восточной культурах.
Период XI – первую четверть XII века можно рассматривать, как особый этап истории Древней Руси и её культуры. Одним из самых прогрессивных и значимых в данный период было Владимиро-Суздальское княжество. Собор Св. Димитрия, возведенный в столице Владимиро-Суздальского княжества городе Владимире, великим князем Всеволодом III Большое Гнездо в качестве своей дворцовой церкви, занимает особое место среди памятников белокаменной архитектуры XII–XIII вв.
Его уникальность определяют необычное для времени обилие резьбы, разнообразный сюжетный состав рельефов, сложность иконографической программы, которая отражает основные культурные и политические тенденции времени. Основной план Дмитриевского собора напоминает устройство храмов Византийского стиля, по которому строились древнерусские Киевские храмы, но главное отличие, выделяющее собор, – это наружные украшения, которыми испещрено почти все здание. Эти барельефы не имеют ничего себе подобного в произведениях византийского искусства и свидетельствуют о том, что в постройке собора участвовали западные зодчие. Фасадный декор владимирского памятника можно сопоставить с рельефами, украшающими памятники романской архитектуры - с резьбой храмов прирейнских областей Германии, Северной Италии, собора в Лунде, ряда храмов Франции.
Дмитриевский собор – одно из самых выдающихся произведений зодчества владимиро-суздальской земли.