ВВЕДЕНИЕ
На каждом этапе формирования человечества совершается свой период становления рекламы. Приблизительно в один и тот же промежуток времени зарождается ярмарочный фольклор, возникают эмблемы и вывески, выходят в свет первые газеты и зарождаются информационные бюро.
Постепенное формирование рекламной деятельности во Франции было прервано, до середины 19 века, революцией и политическими катаклизмами.
Общее направление французской культуры предреволюционной эпохи выражается понятием «галантный век». Франция – законодательница мод (одежда, украшения, мебель, увеселения), именно эта тематика составляет содержание большинства рекламных сообщений.
В данной курсовой работе рассматривается постепенное формирование иллюстрированной рекламы во Франции.
Несомненно, во времена средневековья водились и уличные торговцы, и зазывалы, которые предлагали свой товар. Даже был выпущен сборник «Крики Парижа», который собрал в себе «достижения» уличных рекламистов. Спустя некоторое время устные формы рекламирования начинают уступать место визуальным жанрам. Всевозможные извещения, лозунги и плакаты занимают свое место в городах Европы, а также Франция.
В 19 веке идет активное продвижение визуальных жанров рекламы, зарождаются мастера настенного плаката. Французская реклама занимательна и неординарна. Ее своеобразный стиль нетрудно определить.
Целью курсовой работы является изучение формирования иллюстрированной рекламы во Франции ХIХ века.
К задачам данной работы относятся:
• изучить историю французcкой рекламы;
• изучить формирование и особенности рекламной деятельности во Франции в XIX веке;
1 ФРАНЦУЗСКАЯ РЕКЛАМА XIX ВЕКА
1.1 Эпоха перелома в рекламной коммуникации
Эпоха от начала XIX до начала XX века очень неоднородна, как сама по себе, так и в том ее преломлении. Если смотреть на данный период с общеевропейских позиций, вехи его формирования делятся как минимум на три этапа [17].
Первым является (1800 - конец 1840-х годов) многострадальный период наполеоновских войн, переоценки большего числа социальных ценностей, одних из первых сигналов установления эпохи политической демократии, которые были связаны с европейскими переворотами конца 40-х годов. До тех пор, пока континентальная Европа в мучениях и ударах обдумывала контуры приемлемого государственного механизма, стабильная и состоятельная Великобритания увеличивала производительные силы, совершенствовала научно-техническую революцию, создавала хода к потребительскому обществу, в котором не потребитель находится в интенсивном поиске нужного продукта, а, наоборот, товар пытается отыскать покупателя, разыскивает пути ему навстречу.
Вторым переломным этапом (50-80-е годы XIX века) является период, когда экономическая обстановка, которая прогрессивно складывалась в Англии, вслед за ней в Европе, а спустя время — после Гражданской войны — к 70-м годам XIX века в соединенных Штатах Америки — формируют качественно новую обстановку для рекламной коммуникации.
Третий же период (конец XIX столетия) увенчивался относительно миролюбиво, но ситуация в экономике и политике европейских стран сгущалась: уже виднелись схватки за перераспределение мира, часть производства переводилась на военные рельсы. Но пока эти стремительные потрясения Первой мировой войны были за горизонтом, а производство развивалось, обретая все новые плоды промышленного переворота.
2 РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ФРАНЦИИ В XIX ВЕКЕ
2.1 Развитие журналистики во Франции
Первым европейским журналом был «Журнал ученых» (1665–1828), созданный по просьбе французского министра финансов Жана-Батиста Кольбера. Кольбер придумал периодическое издание, которое бы затрагивало и освещало научные, острые и литературные вопросы важные для интеллектуальной элитной Европы.
Данное издание вышло в свет в Париже 5 января 1665 года. На пост редактора и издателя был приглашен советник парламента Дени де Салло. Издание выходило вначале один раз в неделю, затем раз в две недели в количестве 12 страниц. Журнал Салло был призван компенсировать пробел в научном общении, в обмене сведениями, в продуктивных научных обсуждениях. Выпуск научных исследований, новые научные теории и остальные материалы облачались в виде писем. Издание было ориентировано на научную полемику, на «провокацию» спора. В журнале Дени де Салло приходили на помощь такие знаменитые деятели французской культуры, как Марен Лерой де Гомбервиль и Жан Шаплен. Через год журнал перешел в руки священника Жана Галлуа, профессора греческого языка, остававшегося на посту редактора до 1674 года.
Издания литературно-критического содержания во Франции ведут свое начало от периодического издания «Галантный Меркурий», который был основан в 1672 году. Королевскую «привилегию» на журнал получил известный в то время писатель и полемист Жан Донно де Визе, выдающийся литературный противник Мольера. В первые годы издание выходило время от времени, но с 1677 г. де Визе сделал данный журнал ежемесячным. Особым успехом у общества пользовались статья с новостями.
Самым демократичным периодам считается эпоха просвещения.
Журналам и газетам мятежного периода был присущ иной характер. Публицистическая литература стала отражением Великой французской революции, в ней отпечатались все её направления и расхождения. Гонкуры прозвали издание «детищем 89 года». Безусловно, печатные издания выходили во Франции и до 1789 года, и не нелишне напомнить о Ренодо и его «La Gazette». Но 1789 год не только пробудил к существованию большее число новых печатных изданий (только в Париже их числилось больше 150), но создал их инструментом защиты. Непосредственно в период буржуазных революций идеологическая деятельность печати сдержала её информативное и коммерческое происхождение, устроив последующую участь средств массовой информации как самобытной области убеждения. Эпоха буржуазных революций вызвала такой неповторимый феномен как «персональный журнализм».
3 ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА НА РАЗВИТИЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Формирование рекламного процесса во Франции было приостановлено политическими переворотами рубежа XVIII-XIX веков, и замедление данной деятельности было ощутимо почти до второй половины XIX века. Известен тот факт, что общее направление культуры во Франции предреволюционного периода определяется понятием "галантный век". Франция всеевропейская законодательница модной одежды, драгоценностей, мебели, типов развлечений. Собственно подобная тематика и является содержанием большинство рекламных текстов. Сперва Париж заболел "кожной болезнью" от изобилия плакатов и "летучих листков". Сначала листки расклеивались по стенам, затем вручались проходящим на улице из рук в руки. Навязчивость расклейщиков и разносчиков была такова, что в 1734 году образуется полицейское директива, которая запрещает такую деятельность под угрозой взыскания за несоблюдение указа. Тем не менее запрет напугал далеко не всех. Одновременно руководство старается внедрить стихийный рекламный бум в культурные рамки. Вследствие чего, по решению двора, в середине XVIII века основывается особый рекламный журнал "Affiches, Annonces et Avis divers". Выпуски были размером в одну восьмую долю листа, выходили два раза в неделю тиражом до полусотни тысяч и пользовались огромной популярностью [7, с.12].
Главными темами таких объявлений были новые образцы мебели, сдача в наем помещений, театральные премьеры и лотереи. Особое место отводилось для объявлений медицинских услуг. При всем том, что стиль парижской жизни в предреволюционный период, выполненный напряжения от чередовавшихся друг за другом правительственных кризисов, придворных скандалов, глухого брожения все более беднеющего населения бедных кварталов, больше располагало рядовое население узнавать новости собственно на улицах из "летучих листков" и повествований соседей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникновение во второй половине XIX столетия на городских улицах Франции иллюстрированной рекламы стало знатным великолепным и многознаменательным мероприятием, ее важность и заслуженный авторитет в настоящее время уже не требует подтверждений. Общедоступность иллюстрированной рекламы создавала вкусы общества, а творческая работа плакатистов оказывало влияние на общий процесс формирования искусства, аккумулируя в себе самые авангардные художественные замыслы, воплощая «грамматику» единичных художественных течений и направлений. Символизм «вышел» на улицы на плакатах Пюви де Шаванна и Аман-Жана. Модерн, арнуво, югендстиль, сецессион - все государственные варианты последнего стиля уходящего XIX века утверждались в сознании миллионов людей вследствие рекламных композиций Обри Бердсли и Уолтера Крейна, Альфонса Мухи и Эжена Грассе, Франца фон Штука и Густава Климта.
Собственно, в иллюстрированной рекламе, больше всего применялись приемы, которые были заимствованы из фотографии и кинематографа. Из-за чего в первое десятилетие ХХ века плакатисты использовали смелое кадрирование, которое формировало независимую структуру, и одновременно — неожиданные ракурсы. Ясность рекламных фигур нарастала при внезапных изменениях соотношений, многообещающих искажениях и опытном акцентировании тонкостей.
Однако значимость иллюстрированной рекламы не ограничивается ее художественными достоинствами. В 1900 году, на страничках специализированного журнала “The Poster” была замечена публикация британского художественного критика и историка рекламного искусства Чарлза Хайатта «Плакат как зеркало нашей жизни». Он писал: «Мы можем убедиться в энциклопедическом всеведении рекламы, если потрудимся перелистать страницы годовых подшивок нашего журнала.