Язык поэзии каждого автора в значительной степени многообразен и отличителен. И. Бродский, безусловно, является одним из главных и выдающихся поэтов ХХ в. При этом стоит отметить, что он реализовал себя не только как русский поэт, но и как американский. Его наследие так высоко ценится мировым сообществом, что он даже был удостоен Нобелевской премии по литературе.
Исследователями отмечается, что у И. Бродского совершенно особое отношение к языку. Во-первых, язык для него – нечто огромное, живое. «Язык понимается им как сущность, обладающая собственными законами развития и порождения, и, кроме того, как сосуд, хранилище времени» [Кекова, Измайлов 2003:49].
Отсюда и вытекает представление о языке, как о созидающем начале, а о времени, как о разрушающем. Время неминуемо раздавит каждого из нас, поэтому «мы имеем дело с одним процессом, протекающим во времени, - с разрушением. Это лейтмотив всего творчества и непосредственная тема многих стихов Бродского».
Человек для него – это носитель своего родного языка, и в нем полочек с разграничением лексики по стилям. Именно этим можно объяснить название сборника «Часть речи». Часть речи не в качестве лингвистического термина, как человек, носитель языка, то есть его часть. Как известно, Бродский ощущал себя оторванным от родного языка, родной культуры в период написания данного цикла. Отсюда можно сделать вывод, что часть речи – это сам поэт.
2.2. Основные темы и мотивы поэзии И. Бродского
Поэзия Иосифа Бродского сложна и отличается высокой культурой. Большое влияние на его творчество оказала А. А. Ахматова. Их встреча стала решающей. Поэтесса оказала ему большую поддержку, опекала его, видела в нем подражателя и наследника поэзии Серебряного века. Однако положение Бродского в этом качестве было сложным. Неблагоприятная обстановка в стране предопределила переход Бродского от «тоски по мировой культуре» к «свободному слову».
В своей лирике он обращается к античности, но античные герои в его стихах соответствуют обычным и в какой-то степени бытовым образам. Лирику Бродского отличает сложный синтаксис. Поэт і в своем творчестве обращается к таким поэтическим жанрам, как сонет и эклога («Осенний крик ястреба», «Рождественский романс»). В 1958 г. Бродский пишет стихотворение «Пилигримы», которое отличается особым художественным видением. В 1987 г. поэт удостаивается Нобелевской премии за вклад в литературу [Кекова, Измайлов 2003:154].
В своей поэзии Бродский обращается к вечным темам, библейским, в его творчестве возникают темы любви, родины. Не чужд его поэзии и авангард. Особенностью поэтики Бродского является то, что художественный язык его произведений образует целый спектр оттенков. Большую роль в поэзии Бродского играет прием контраста. Поэт сравнивает самые конкретные явления с явлениями общими.
Лирический герой стихотворений Бродского – это гигант, обозревающий с высоты птичьего полета то, что происходит внизу. Он находится между небом и землей, и все, что происходит «внизу»,
Основными образами-переживаниями поэзии Бродского являются звезды, не бои т. д. Особую значимость приобретают образы, которые требуют философского осмысления (пустыня, тьма, воздух и т. п.).
2.3 Водные наименования в поэтических текстах поэта, их роль в художественном тексте
В рамках данной работы нами были проанализированы 55 стихотворений И. Бродского, написанные в разные годы. Проведенный анализ лексем, так или иначе связанных с водной стихией, показал, что данная лексическая и семиотическая категория представлена в стихотворениях поэта очень широко и разнообразно.
Выбирая стихотворения, мы использовали принцип рандомной выборки, при котором анализу подлежали стихотворения, написанные в разные периоды творчества поэта. Это было сделано для того, чтобы максимально полно сформировать представление об использовании Бродским водных номинаций в своих стихотворениях.
Примечательно, что данная тема и семантическое поле выражается в стихотворениях поэта не только посредством употребления разнообразных лексических и семантических категорий, но и посредством употребления разного рода частей речи.
Следует отметить, что лексика в анализируемых нами в рамках данного исследования стихотворениях Бродского, разнообразна не только по своей семантике, но и по грамматическим характеристикам, а также нами была отмечена полисемантичность некоторых лексических единиц, что было отражено благодаря употребляемому в стихотворении контексту.
Всего в рамках данного исследования нами было проанализировано 193 лексические единицы, отражающие водную тематику. Примечательно, что большинство из лексем, выявленных нами в рамках анализа стихотворений, представлено именами существительными. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать особенности и специфику употребления определенных частей речи в рамках раскрытия в поэзии рассматриваемого нами семантического поля, приведем результаты нашего исследования в виде таблицы, в которой будут отражены основные виды лексем.
Выводы к Главе 2
Бродский – поэт вне стиля, который не боится использовать все средства языка.
Таким образом, мы видим, что язык поэзии И. Бродского во многом многообразен и специфичен, хотя он и не делает чего-то сверхнового и индивидуального. Поэзия Иосифа Бродского – явление крайне сложноe, и необходимо тщательное ее изучение на всех уровнях языка.
И. Бродский в своей поэзии часто обращается к абсолютно разной тематике, затрагивает и раскрывает различные мотивы. Это обуславливает многогранность его творчества и неугасаемый интерес к нему.
В рамках данной работы нами были проанализированы 55 стихотворений И. Бродского, написанные в разные годы. Проведенный анализ лексем, так или иначе связанных с водной стихией, показал, что данная лексическая и семиотическая категория представлена в стихотворениях поэта очень широко и разнообразно.
Выбирая стихотворения, мы использовали принцип рандомной выборки, при котором анализу подлежали стихотворения, написанные в разные периоды творчества поэта. Это было сделано для того, чтобы максимально полно сформировать представление об использовании Бродским водных номинаций в своих стихотворениях.
Примечательно, что данная тема и семантическое поле выражается в стихотворениях поэта не только посредством употребления разнообразных лексических и семантических категорий, но и посредством употребления разного рода частей речи.
Следует отметить, что лексика в анализируемых нами в рамках данного исследования стихотворениях Бродского, разнообразна не только по своей семантике, но и по грамматическим характеристикам, а также нами была отмечена полисемантичность некоторых лексических единиц, что было отражено благодаря употребляемому в стихотворении контексту.
Всего в рамках данного исследования нами было проанализировано 193 лексические единицы, отражающие водную тематику. Примечательно, что большинство из лексем, выявленных нами в рамках анализа стихотворений, представлено именами существительными. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать особенности и специфику употребления определенных частей речи в рамках раскрытия в поэзии рассматриваемого нами семантического поля, приведем результаты нашего исследования в виде таблицы, в которой будут отражены основные виды лексем.
Отражение темы стихии воды в творчестве И. Бродского очень разнопланово и разнообразно. Смысл, который поэт вкладывает в данные лексемы, во многом продиктован его личным понимание воды. Именно оно чаще всего и стоит за той семантикой, которой обладает каждая конкретная лексема в рамках каждого конкретного случая. Далее подробнее рассмотрим конкретные лексемы, употребляемые поэтом в своих стихотворениях.
Наименования водоемов являются наиболее употребляемыми И. Бродским в его стихотворениях. Наименования осадков также часто употребляемы И. Бродским в его стихотворениях. А вот наименование потоков встречает минимально.
Мы выяснили, что семантика лексем часто не совпадает с общепринятым значением, а зависит от конкретного контекста, в который помещает поэт то или иное слово.