Введение
На сегодняшний день в Российской Федерации установлен порядок исполнения наказания в виде лишения свободы лиц, достигших совершеннолетия, в общих чертах. Несовершеннолетние осужденные отбывают наказание в виде лишения свободы в специализированных учреждениях - образовательных колониях (статья 58 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), статья 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ)). Лица, которые отбывали наказание в воспитательной колонии и достигли совершеннолетия, могут быть оставлены в образовательной колонии до истечения срока отбывания наказания, но не более, чем до тех пор, пока осужденный не достигнет 19 лет [7]. Эта процедура проводится в соответствии с решением главы воспитательной колонии с санкции прокурора (статья 139 УИК РФ). В ст. 140 УИК РФ сказано, что отрицательно охарактеризованный осужденный, достигший совершеннолетия, переходит из образовательной колонии в изолированный участок образовательной колонии, который функционирует как исправительная колония общего режима. Это решение о передаче принимается судом в установленном порядке. Все осужденные, достигшие 19-летнего возраста, переводятся из колонии в исправительную колонию общего режима. Это решение принимается решением главы воспитательной колонии.
На мой взгляд, отечественная модель оставляет ряд нерешенных вопросов.
Таким образом, объект исследования – общественные отношения, связанные с проблемами и актуальностью назначения наказания в виде лишения свободы. Предмет исследования – нормы права и научная литература, связанная с проблемами и актуальностью назначения наказания в виде лишения свободы. Цель исследования – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с проблемами и актуальностью назначения наказания в виде лишения свободы. В работе использовались такие методы, как: методы анализа и синтеза, методы индукции и дедукции, формально-юридический метод и сравнительно-правовой метод.
ПРОБЛЕМЫ И АКТУАЛЬНОСТЬ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Главный вопрос, который возникает в обсуждении, заключается в том, почему нельзя оставлять взрослых заключенных на более длительный период, то есть старше 19 лет. Как мне кажется, было бы разумнее оставить заключенных с положительным характером до 21-22 лет. Отбывая наказание в воспитательной колонии, несовершеннолетние осужденные подвергаются различным методам исправления. У несовершеннолетних работают специалисты, обладающие определенными навыками реабилитации и переобучения.
Осужденный, достигший 19-летнего возраста, будучи переведенным в исправительное учреждение, переходит в совершенно разные условия сожительства для жестоких преступников. Кроме того, переведенный осужденный попытается получить доверие у других осужденных. Таким образом, вся работа, проделанная специалистами в ее перевоспитании, становится бесполезной.
Следующий вопрос, который требует размышления: почему, при принятии решения перевести осужденного, достигшего совершеннолетия, другие субъекты (комиссии для несовершеннолетних) не участвуют. В конце концов, именно эти субъекты взаимодействуют с подростком и направляют на истинный путь.
Естественно возникает вопрос, который требует детальной проработки и состоит в том, что решение покинуть осужденного принимается начальником воспитательной колонии, а не судебным органом. В Российской Федерации только суд может решить судьбу человека.
Существует также противоречие: почему решение о передаче негативно охарактеризованных осужденных, достигших совершеннолетия, принимается только судом без участия прокурора или другого органа, занимающегося проблемами несовершеннолетних (комиссия по делам несовершеннолетнего) [3].
В некоторых зарубежных странах данные вопросы находят свое решение. Ряд вопросов решен в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Республики Узбекистан, Молдовы, Туркменистана, Республики Беларусь, Таджикистана.
Например, в Республике Беларусь есть ряд моментов, которые имеют особый интерес. В Республике Беларусь предусмотрено, как и в Российской Федерации, оставление осужденных по достижению возраста совершеннолетия. Данная процедура происходит в 2 этапа. На первом применяются возрастные ограничения от 18 лет до 21 года. И происходит это по мотивированному постановлению начальника воспитательной колонии, согласованному с комиссией по делам несовершеннолетних. Также стоит отметить, что решение о переводе принимается судом с участием прокурора и представителя комиссии по делам несовершеннолетних. На втором – соответственно, от 21 года и до 22 лет и старше. Данная процедура происходит по мотивированному постановлению начальника колонии, согласованному с комиссией по делам несовершеннолетних и санкционированному прокурором [9].
Как мы видим из проведенного анализа уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства, ряд вопросов находит свое разрешение.
Похожая ситуация и в законодательстве Кыргызской Республики. Согласно ст. 110 УИК, совершеннолетние осужденные могут оставаться в воспитательных колониях до достижения возраста 21 года. Перевод таких осужденных, достигших возраста 18 лет, осуществляется судом по совместному представлению начальника воспитательной колонии и комиссии по делам несовершеннолетних [3].
В соответствии с законодательством Украины вопрос перевода осужденного, достигшего возраста совершеннолетия, решается Государственным департаментом Украины по вопросам исполнения наказания по решению педагогического совета и представлению начальника воспитательной колонии. И возраст, до достижения которого можно оставить - 22 года (ст. 147 УИК) [4].