Семинар 3. Книга как социальное и культурное явление
1. Книга как выражение и средство распространения культуры. Чтение с точки зрения социологии свободного времени
Книга (в широком смысле) — явление, возможное только в обществе, т.е. социальное явление. Автор создает свое произведение в расчете на то, что его кто-то будет читать. Он должен донести свое произведение до других людей, а для этого он и эти люди должны понимать друг друга, т.е. иметь общий язык и более-менее общую систему образов, символику. Все это вырабатывается только в процессе взаимодействия разных людей, социальных институтов, который невозможен вне общества. Автору каким-либо способом нужно донести свое произведение до читателя (как можно большего числа людей), а значит, нужно издать книгу (или статью в журнале, газете и т.д.). Но автор в большинстве случаев не может сам осуществить весь издательский цикл. Следовательно, в процессе доведения книги до читателя взаимодействуют разные люди и разные социальные институты. А взаимодействие само по себе-уже культурное явление, к тому же оно способствует её распространению.
2. Роль книги в духовной жизни общества
Исторически книга развивалась одновременно с развитием общества, отвечая требованиям той или иной эпохи и воплощая в себе основные человеческие достижения. В то же время как пища духовная и интеллектуальная она, безусловно, оказывает воздействие и на самую тонкую сферу человеческой личности - на его внутренний мир.
Именно под влиянием книги у человека возникают различные идеи, образы, мысли, которые и формируют общее знание, дающее толчок очередному витку в развитии общественного сознания.
Несмотря на этот дуализм, заложенный в природе книги, и невозможность дать ей единую четкую дефиницию, она все же является единым целостным организмом, имеющим своеобразные художественно-графические формы, отвечающие стандартам каждой эпохи.
3. Массовая и элитарная литература
Искусство издавна подразделяется на элитарное и массовое. Элитарное искусство предназначено для искушённых знатоков. Его жизненность не зависит от ярких эффектов. Оно рассчитано на сосредоточенное постижение мира в единстве его знакомых и незнакомых, неясных сторон. Повествование непредсказуемо, оно требует удержания, совмещения в памяти большого количества ассоциаций, нюансов, символики. Многие проблемы могут остаться после прочтения нерешёнными, что вызывает новую неопределённость и беспокойство.
Массовое искусство предназначено для рядового, обычного читателя, слушателя, зрителя. С появлением средств массовой коммуникации (кино, телевидение, радио) оно получило широчайшее распространение. Они (СМК) позволяют приобщаться к культуре всё большему числу людей. Отсюда – огромное увеличение тиражей массовой литературы и необходимость изучать вкусы и пристрастия массовой аудитории.
4. Книга и ценностные ориентации в обществе
Ценностные ориентации — это избирательное отношение общества к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Несмотря на кажущуюся устарелость, литература продолжает оказывать значительное влияние на внутренний духовный мир человека. Сегодня люди продолжают в искусстве искать ответы на вопросы о добре и зле, справедливости и бесправии, смысле жизни и судьбе.
Особый интерес в этом плане представляет художественная литература как особый вид искусства, где художественный образ не статичен, а действует в определенном времени и пространстве, тем самым задает модели поведения в определенных ситуациях. За каждым героем стоит конкретная картина мира. Человек часто оценивает свои поступки и действия, порой сам не сознавая этого, сравнивая их с теми ценностями, которых придерживается эталонный герой.
5. Понятие круга чтения конкретной эпохи; факторы, влияющие на его формирование
Круг чтения – совокупность разнообразных текстов на разных носителях в разных формах изданий, отражающих состав, структуру типов, видов и жанров литературы, направленность чтения отдельных читателей читательских групп; рекомендательная библиография в виде указателей литературы, подобранной по определенным циклам или темам; реальный круг (что человек читает) и перспективный круг (что хочется и следует прочесть).
Условное понятие «круг чтения» отражает те элементы лексикона современного человека, которые связаны с прочитанными текстами. Оно неразрывно связано с рассмотренными понятиями «прецедентные тексты» и «культурная грамотность». Безусловно, именно круг чтения в значительной степени характеризует уровень культурной грамотности.
Художественные тексты, составляющие круг чтения наших современников, во многом определяют качество и количество цитатного материала, бытующего в письменных текстах и устных произведениях. Чем меньше культурный опыт человека, тем беднее не только его язык, но и его «концептосфера». Концептосфера — это потенции, открываемые в словарном запасе отдельного человека и в языке в целом.
6. Стратегии издательской деятельности и учет запросов читателей
Факторы, формирующие стратегию, могут быть классифицированы на две группы: внешние (экономика, социальные процессы и т.д.), внутренние (сильные и слабые стороны организации, ее способность к конкуренции персональные амбиции и др.)
В общем случае, на предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий: 1. Стратегии концентрированного роста. Стратегии концентрированного роста - стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта. 2. Стратегии интегрированного роста. Стратегии интегрированного роста - стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции. 3. Стратегии диверсификационного роста.
7. Роль издательств в формировании читательских интересов
Издательства в состоянии заработать весомую репутацию среди читателей. Поэтому благодаря проводимой ими политике они могут влиять на читательские интересы людей. Они могут выпускать в тираж более подходящие для себя или некого заказчика книги. Также они могут не выпускать или сокращать тираж неугодных изданий. Также они могут выпустить и весьма популярную книгу (желание наживы никто не отменял), но снабдить её нелицеприятной рецензией.
Важную роль в формировании читательских интересов выполняет реклама.
Реклама — это метод управления людьми, их потребностями.
Семинар 4. Вклад Н.А. Рубакина в социологию и психологию чтения
1. Н.А. Рубакин как библиотековед
Выдающийся библиотековед, человек огромной эрудиции, «последний энциклопедист» – как его называли, оставил после себя 350 журнальных статей, 280 книг и брошюр, изданных на 28 языках, тысячи составленных им библиографических списков для своих корреспондентов. Все они были посвящены, по сути дела, одной теме: изучению книги, читателя, автора.
Н.А. Рубакин вошел в историю русской библиографии прежде всего как автор фундаментального труда «Среди книг». Деятельность Рубакина в области библиографии началась в ранней юности. Первые его практические шаги выражались в составлении рекомендательных списков литературы, каталогов библиотеки.
2. Теоретико - методологические проблемы социологии и психологии чтения в трудах Н.А. Рубакина. Теория библиопсихологии: общая характеристика
Основная задача библиопсихологической концепции - найти для каждого отдельного читателя, наиболее эффективные способы общения с книгой позволяющие развивать мыслительную деятельность, усваивать научные знания, развивать в себе способность к самовоспитанию и самообразованию в интересах коллектива.
3. Работа Н.А. Рубакина «Психологии читателя и чтения»: взгляд современного ученого и специалиста
В этой работе впервые чтение было осмыслено как психологический и социально-психологический феномен и процесс.
Обращение к этой проблеме – «психология читателя и книги» – требовало огромной эрудиции, знаний. Н.А.Рубакин ими обладал в полной мере. Имея прекрасное университетское образование, живя в Европе, в атмосфере свободы мысли, научного поиска, Н.А.Рубакин был свободен от необходимости мыслить только в рамках марксистско-ленинского учения.
4. Наследие Н.А. Рубакина в современном читателеведении
Библиологическая теория Н.А.Рубакина есть результат творческой переработки взглядов российских и европейских, преимущественно немецких, философов, физиологов, лингвистов; привнесение их научных концепций на библиотековедческую почву; попытка объяснить сложнейшие и тончайшие взаимосвязи книги (текста) и читательского восприятия.
Работы Н.А.Рубакина чрезвычайно обогатили библиотековедение, показали перспективы его дальнейшего развития.
Семинар 5. Восприятие художественной литературы как психолого-педагогическая проблема
1. Образная природа художественной литературы
Многовековое развитие художественной литературы, характеризующееся все большим проникновением ее во внутренний мир людей, и их связи с окружающим внешним миром, в их отношения друг с другом, закономерно приводит к мысли, что главным предметом литературного изображения является человек. Завоевание человеком центрального места в художественных произведениях было, как указывал Белинский, результатом большого пройденного человечеством пути художественного познания и творчества.
2. Задачи литературного развития личности читателя
Как отмечает В.А. Бородина, читательское развитие - сложное системное образование, включающее упорядоченную совокупность читательского сознания, деятельности и общения личности; способов освоения читательского мира на основе аксиологических, креативных, когнитивных, аффективных и рефлексивных принципов.
3. Книга Л.С. Выгодского «Психология искусства» и ее место в психологии чтения
«Психологию искусства» нужно читать исторически в обоих ее аспектах: и как психологию искусства и как психологию искусства. Л. С. Выготский подходит к произведениям искусства как психолог, но как психолог, порвавший со старой субъективно-эмпирической психологией. Поэтому в своей книге он выступает против традиционного психологизма в трактовке искусства. Избранный им метод является объективным, аналитическим. Его замысел состоял в том, чтобы, анализируя особенности структуры художественного произведения, воссоздать структуру той реакции, той внутренней деятельности, которую оно вызывает.
4. Структура художественного образа, разработанная А.М. Левидовым
По теории Левидова А.М. восприятие художественного произведения есть в некоторой мере повторение творчества художника. Читатель, освоивший художественное произведение, мысленно, силами своего воображения воссоздает его образы.
Исходя из такого понимания, А.М. Левидов делает вывод о том, что «художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель». Любые персонажи художественного произведения не существуют сами по себе.
5. Стадии, уровни и структура восприятия художественного текста
Художественное восприятие имеет два этапа своего воздействия на зрителя – первичный и вторичный (многократным). Как показывает практика, наиболее значимым является повторное или вторичное восприятие, т.к. в ходе его человек (зритель, слушатель, читатель) может по-новому переосмыслить данное произведение, увидеть в нем то, чего не увидел вначале своего «знакомства» с ним. Первичное восприятие бывает подготовленным (знакомство с критикой, с отзывами лиц) или не подготовленным, то есть начатым как бы с нуля знания о произведении искусства.
6. Способы психолого-педагогического воздействия на читателя
1. Использование эмоционального окрашивания текста. Как правило, это или возбуждение ненависти, или игра на сочувствии. Возбуждение сочувствия отчасти связано с тем, что в условиях нынешней моды на политкорректность сочувствовать принято проигравшим, и это — один из факторов, связанных с романтизацией образов белогвардейцев и замалчиванием неприглядных сторон их деятельности.
2. Использование стилистического окрашивания текста. Здесь речь идет о тех приемах, которые очень любят использовать на письме адепты нейролингвистического программирования и прочих «технологий успеха».
Семинар 6. Организация, подготовка и проведение эмпирического социологического исследования чтения
1. Чтение как объект социологической науки. Задачи исследования чтения на современном этапе
Социологический подход к изучению чтения направлен на анализ социальной природы читательских интересов и потребностей, определение места чтения в системе общественных явлений и его роль в формировании духовного мира человека.
2. Национальная программа поддержки и развития чтения: цели и приоритеты
Цель разработки и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной компетентности членов общества за счет:
- Повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях
3. Центры изучения чтения и их деятельность
ВЦИОМ и «Левада-центр» занимаются исследованием общественного мнения по вопросам чтения.
Согласно цифрам ВЦИОМ, в среднем россиянин читает около 5 книг за три месяца. Причём самые читающие граждане - это люди 60 лет и страше, которые, к тому же, редко или вовсе не пользуются интернетом. Они могут прочесть до 9 книг за три месяца. Те, кто помоложе не сильно отстают - респонденты в возрасте 35-44 лет успевают прочесть около 6 книг в три месяца, молодежь 18-24 года - 5 книг за этот период.
По данным «Левада-центра» более чем у половины жителей России к чтению художественной литературы прохладное отношение – ее читают несколько раз в год (27%) или не читают вовсе (28%).
4. Технология подготовки и проведения социологического исследования в библиотеке
Анкета исследования состоит из двух частей: введения и блока вопросов. Любая анкета начинается с названия темы и краткого введения, в котором указывается, кто проводит опрос, каковы цели исследования. Если изучаются мнения читателей о библиотеке, то во введении целесообразна фраза типа «Ваше участие в исследовании поможет улучшить работу …». В библиотечной практике принято– «Уважаемый читатель!»
Семинар 7. Методы и техника социологического исследования чтения и читателя
1. Количественные методы изучения читателей и чтения: общая характеристика
К количественным методам сбора данных, относят: прямое наблюдение, анализ документов и опрос (анкетирование, телефонное интервью, Интернет-опрос и другие, когда используются структурированные вопросы закрытого типа, на которые отвечает большое количество респондентов). Количественные методы предназначены для изучения количественноизмеряемых характеристик поведения людей и являются преимущественно описательными.
2. Качественные методы изучения читателей и чтения
В отличие от количественных, опирающихся на статистические процедуры, качественные методы имеют нестандартизированный характер. Многообразие качественных методов исследования можно свести к наиболее распространённым: включённое наблюдение, интервью и его разновидности: глубинное и документальное интервью, групповое фокусированное интервью (фокус-групп), кейс-стади (изучение конкретной ситуации), методы экспертных оценок («мозговой штурм», метод Дельфи) и др.
3. Использование количественных и качественных методов изучения читателей и чтения: из опыта отечественных библиотек
Однако количественные и качественные методы – это вовсе не конкуренты, а скорее два инструмента, которые взаимно дополняют друг друга. Есть разные варианты использования количественных и качественных методов в отдельно взятом исследовании: -использование параллельно, в одном цикле; -использование последовательно, на разных этапах исследования (например, количественные -на первом этапе, качественные -на втором или наоборот, тогда качественные методы позволят понять суть проблемы, сформулировать задачи и понятийный аппарат для последующего количественного исследования).
Семинар 8. Психологические методы изучения читательского развития личности читателя
1. Условия и возможности использования психологических методов в библиотечных исследованиях
Многие из психологических методов исследования применялись и применяются в читателеведении. Любой метод интересен сам по себе. Однако более значимым является комплексное использование методов в рамках определенной читателеведческой теории и программы исследования.
2. Основные психологические методы изучения чтения и читателей: общая характеристика
Читательская направленность косвенно отражает содержание читательского сознания, определяя характер читательской деятельности и общения. Эта закономерность подтверждается экспериментально. Какие методы при этом использовались?
3. Использование психологических методов в исследовательской практике: опыт отечественных библиотек
В последние годы психолингвистические методы в комплексе с другими психологическими методами завоевывают все большее признание.
Стремление проникнуть в психологический мир читателей для выявления закономерностей, определяющих читательское развитие личности, рождает новые методики, методы, приемы.
Семинар 9. Социолог и психолог в библиотеке
1. Проблемное поле библиотечного социолога
Просматриваются два типа исследований, которые ведут или могут вести библиотечные социологи. Первый тип мы назвали «чисто маркетинговым», тематика исследований второго не связана или слабо связана с конкретной деятельностью данной библиотеки, с повышением эффективности этой деятельности, с модернизацией и т.д. Однако между двумя этими типами нет такой уж резкой границы.
2. Профессиональная деятельность библиотечного психолога
Психологи в библиотеках начали появляться сравнительно недавно. Однако четкие представления об обязанностях этого специалиста еще не сформированы. Это, с одной стороны, может создать дополнительные проблемы, но, с другой, дает библиотечному психологу огромную профессиональную и творческую свободу. Итак, что может библиотека предложить психологу и что может психолог предложить библиотеке?
3. Этика библиотечного социолога и психолога
Логично выделить несколько аспектов деятельности библиотечного социолога, в которых такие нравственные требования и такие нормы могут реализоваться. Это: исследователь и респонденты; исследователь и библиотекари (работники тех библиотек или подразделений, где велось исследование); исследователь и руководство библиотеки. Но начать надо, наверное, с более общих профессиональных норм – норм «большого» социологического сообщества.
4. Организация социологической службы при библиотеке
Основой улучшения качества библиотечного обслуживания является организация в библиотеке социологической и психологической службы. Самое главное в работе библиотек – выстроить правильные отношения с читателями, а для этого необходимо получать объективную обратную связь, поэтому библиотекари должны регулярно проводить опросы читателей, выяснять степень удовлетворенности обслуживанием, выяснять, есть ли у них замечания, поскольку интересы читателя превыше всего [64].
5. Вклад отечественных библиотековедов в изучение социологии и психологии чтения
В первые годы существования Императорской публичной библиотеки по инициативе ее директора А.Н. Оленина были начаты первые в России эмпирические (можно сказать «протосоциологические») исследования чтения, результаты которых нашли отражение в Отчете Библиотеки за 1817 г.