Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
Готовая студенческая работа на тему:
История русской литературы
Готовая работа № 157926
История русской литературы
Учебное заведение:
УрГПУ (Уральский государственный педагогический университет)
Год:
2022
Характеристика работы:
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
Подробнее
Содержание
1. 1870-1880-е годы в истории русского реализма XIX века. Литература народничества и творчество Г.И. Успенского. Своеобразие реализма художников-социологов: проблематика, жанрово-стилевые особенности (раскрыть на примере анализа одного из циклов Г.И. Успенского).
2. Своеобразие сатиры в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»: идейно-художественная роль летописной формы повествования, прием сатирической утопии, специфика образной системы, особенности финала. Жанровое своеобразие романа.
3. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина как новая в русской литературе модификация социально-психологического романа. Принципы и приемы психологического анализа, его функции в произведении.
4. «Сказки» - итог сатирического творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Художественная целостность книги, ее идейно-тематическое содержание. Связь с народной сказкой. Приемы сатирического изображения.
5. Формирование реализма Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Двойник»). Особое положение писателя в литературном процессе 40-х гг. XIX в.: отличное от творчества представителей натуральной школы решение проблемы «характер и обстоятельства».
6. «Преступление и наказание» – первый роман «великого пятикнижия» Ф.М. Достоевского: жанровое своеобразие, его обусловленность социально-философской и нравственно-психологической проблематикой, особенности конфликта. М.М. Бахтин о полифонизме писателя («Проблемы поэтики Достоевского»).
7. Особенности трактовки Д.И. Писаревым романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в статье «Борьба за жизнь» и возможности ее использования при работе над произведением в школе. Прав ли был критик, акцентируя социальный аспект в романе? (Подтвердите свои суждения анализом текста).
8. Тип героя-идеолога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Проблема вины, наказания и «воскресения» героя. Споры о Раскольникове в современном литературоведении. На какую из трактовок образа героя Вы предпочли бы опереться при изучении романа в школе?
9. Проблема «положительно прекрасного человека» и ее художественное решение в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Отражение в нем нравственно-философских исканий писателя.
10. Идейно-композиционная роль образа Настасьи Филипповны в романе «Идиот». Конфликт в душе героини, раздвоенность ее сознания.
11. «Братья Карамазовы» – вершина творчества Ф.М. Достоевского. Сложность идейно-философского содержания, основные образы, жанрово-стилевое своеобразие. Особенности выражения авторской позиции в романе.
12. Идейно-философский смысл «Легенды о Великом инквизиторе», ее место в художественной структуре романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и значение в раскрытии образа Ивана Карамазова.
13. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»: внутренне единство, особенности реализма. Автобиографическое начало в трилогии и образе Николеньки Иртеньева. Н.Г. Чернышевский о своеобразии психологического анализа Толстого.
14. «Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея, синтетичность жанровой формы. Споры о жанровой природе произведения в современном литературоведении.
15. Философско-историческая концепция Л. Н. Толстого и ее художественное воплощение в романе-эпопее «Война и мир». «Мысль народная», лежащая в основе произведения, его художественная целостность. Особенности выражения авторской позиции.
16. Жанрово-стилевое своеобразие и особенности сюжетостроения романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Отражение в нем нравственно-философских исканий писателя 1870-х гг. Споры о смысле эпиграфа и его роли в романе.
17. Н.Г. Чернышевский об особенностях психологического анализа Л.Н. Толстого. Подтвердить справедливость суждений критика анализом произведений писателя 1850-1860-х гг. (трилогия, «Севастопольские рассказы», «Война и мир» – по выбору).
18. Идейно-тематическое и жанровое своеобразие творчества А. П. Чехова 80-х гг.
(I период). Характер юмора и приемы комического («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Не в духе» и др.). Усложнение принципов изображения человека во второй половине 80-х годов («рассказ открытия» – «Горе», «Тоска»).
19. Своеобразие прозы А. П. Чехова конца 80-х – первой половины 90-х гг. (II период). Творческие поиски: динамика жанра рассказа («Палата №6», «Черный монах», «Скрипка Ротшильда» и др.). Формирование авторской позиции и особенностей ее выражения («Скучная история», «Дуэль»). «Степь» как этапное произведение в идейно-художественной эволюции писателя.
20. Своеобразие идейно-художественного решения темы судеб русской интеллигенции в прозе А.П. Чехова («Скучная история», «Попрыгунья», «Учитель словесности», «Ионыч», «Дом с мезонином»). Особенности выражения авторской позиции.
21. Драматургическое творчество А.П. Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии. «Чайка» как новаторское произведение писателя. Характер конфликта в пьесе.
22. Новаторство драматургии А.П. Чехова в пьесе «Вишнёвый сад»: своеобразие конфликта и развития действия, сложность образов героев, «подводное течение» и приемы его создания. Споры в литературоведении о жанровом своеобразии пьесы.
1. Иудушка Головлев в системе образов романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Средства речевой характеристики героя-пустослова (на примере анализа одного из эпизодов романа).
2. Характер и функция пейзажа в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (анализ текста).
3. Смысл и назначение трагического элемента в финале романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (анализ текста).
4. Приемы сатирического изображения в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Эзоповская» манера письма. Фольклорно-сказочные и литературно-басенные традиции в сказках писателя (на примере анализа одного – двух произведений).
5. Внутренний монолог Раскольникова как выражение «диалогичности» сознания героя (на примере анализа одного из монологов).
6. Идейно-художественная функция снов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (анализ текста).
7. Новаторство Л.Н. Толстого в изображении войны в «Севастопольских рассказах» (анализ одного из рассказов).
8. Характер и функции пейзажа в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого (анализ одного из рассказов).
9. Развитие «мысли народной» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (анализ текста – т. 3, ч. 2, гл. XX, XXI, XXXI, XXXIX).
10. Смысл контраста между образами Кутузова и Наполеона в свете философско-исторической концепции Л.Н. Толстого («Война и мир». Т. III, ч. 2, гл. XXI, XXVI, XXVII, XXXV. Анализ текста).
11. Изображение «диалектики души» Андрея Болконского в главах, посвященных Бородинскому сражению. – Т. III, ч. 2, гл. XXIV, XXV, XXXVI, XXXVII.
12. Характер и назначение внутреннего монолога в романах «Война и мир» и «Анна Каренина» (сопоставительный анализ внутреннего монолога А. Болконского – т. III, ч. 2, гл. XXIV и внутреннего монолога А. Карениной – ч. VII, гл. XXXI).
13. Романтические и натуралистические тенденции в реалистическом стиле В.М. Гаршина (анализ одного из рассказов «Красный цветок», «Attalea princeps», «Четыре дня» - по выбору студента).
14. Идейно-эстетическая функция народной фантастики в рассказе В.Г. Короленко «Сон Макара» (анализ текста).
15. Характер юмора А.П. Чехова, приемы создания комического в произведениях 80-х гг. (на примере анализа одного из рассказов).
16. Новаторство А.П. Чехова в трактовке темы «маленького человека» (анализ одного из рассказов).
17. Приемы выражения духовного оскудения личности в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» (анализ текста).
18. Своеобразие раскрытия темы народа, русской деревни в прозе А.П. Чехова (на примере анализа одного из произведений – «Мужики», «В овраге»).
19. Комедийное и лирико-драматическое начала в образах пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (на примере анализа одного из образов).
20. Новаторский характер диалога в драматургии А.П. Чехова (на примере анализа одной из пьес).
21. Характер и роль ремарок в пьесах А.П. Чехова (на примере анализа одного из произведений).
22. Роль реалистической символики в произведениях А.П. Чехова (на примере анализа одного из рассказов или одной из пьес писателя).
Выдержка из работы
1. 1870-1880-е годы в истории русского реализма XIX века. Литература народничества и творчество Г.И. Успенского. Своеобразие реализма художников-социологов: проблематика, жанрово-стилевые особенности (раскрыть на примере анализа одного из циклов Г.И. Успенского).
Истинную славу принес Успенскому сборник очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866), поразивший читателей свежестью наблюдений, меткостью характеристик, первозданностью языка, подслушанного у разбитного тульского мастерового люда, мещанства, не тронутого никакими дуновениями цивилизации, дремотного в своих нравах и причудах. В написанном позже «Разореньи» уже проводится мысль о необходимости отпора этой косной среде. В «Нравах...» воспроизведено положение вещей, как оно есть, «темное царство» мещанства, а в «Разореньи» - ломка старых порядков, зарождение духа протеста как результат пореформенных «свобод».
По художественной выразительности в «Разореньи» ярче получилась не тема «разоренья», а тема «созидания», протеста, воплощенная в образе Михаила Ивановича. Но в последующие годы Успенский сошелся с народниками, искренне принял их движение как «просияние ума». Это и отвело его от дальнейшей разработки образа протестанта. В сниженном качестве мы будем угадывать отдельные черты образа Михаила Ивановича в житейской любознательности Ивана Ермолаевича («Крестьянин и крестьянский труд», 1880), в тяжелой судьбе главного героя - Ивана Босых («Власть земли», 1882). Но эти качества утратят бунтарский характер, окажутся уже Добродетелями «хозяйственного мужичка».
3. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина как новая в русской литературе модификация социально-психологического романа. Принципы и приемы психологического анализа, его функции в произведении.
"Господа Головлевы" всегда привлекали особое внимание ученых. Эта "странная и поразительная книга", по словам И.С. Тургенева, уже сразу после своего выхода в свет породила вокруг себя разнообразные споры, вызвала самые противоречивые суждения и оценки. Роман рассматривался под разными углами зрения: и как социально-психологический и как семейный, и в настоящее время в щедриноведении продолжаются дискуссии и о жанре этого произведения, и о композиции, особенностях воззрений Салтыкова и, самое главное, о смысле финальной сцены романа. Обращение Салтыкова-Щедрина к семейной теме в период 70-х годов было актуальным. В поле зрения писателя находилась пореформенная характеристика эпохи, сущность которой чётко сформулирована М.Е. Салтыковым-Щедриным: "... жизнь положительно сошла со своей наезженной колеи,... она не успела ещё наездить себе колеи новой..." Остро ощущая общественные перемены и художественно их преломляя через себя, писатель на общем фоне происходящих преобразований переживают свой внутренний кризис, который и приводит к изменению мировоззренческих позиций. Именно в этот период Щедрина захватывают значительные семейные события, сказавшиеся на его дальнейшей судьбе и определившие дальнейший ход всего его творчества.
5. Формирование реализма Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Двойник»). Особое положение писателя в литературном процессе 40-х гг. XIX в.: отличное от творчества представителей натуральной школы решение проблемы «характер и обстоятельства».
Формирование мировоззрения и творческой индивидуальности писателя, устремленного к «восстановлению погибшего человека». Противоречивость оценок в критике и общественно-философской мысли. Своеобразие художественного метода писателя в литературном контексте 1840-х гг.: традиции «натуральной школы» и новаторство реализма, «доходящего до фантастического» («Бедные люди», «Двойник»). Движение реализма к «великому пятикнижию» как расцвету в творчестве писателя: усложнение взаимосвязи характера и обстоятельств, формирование героя-идеолога и соответствующего типа конфликта. об особом типе романа в творчестве . «Преступление и наказание» как первый философско-идеологический, полифонический роман . Связь нравственно-философской проблематики романа с переходной эпохой 1860-х гг. Нравственно-философская и социально-психологическая направленность в раскрытии темы преступления и наказания. Тип героя-идеолога в романе, «выдвинутость» сознания над бытом. Художественные формы раскрытия раздвоенного сознания героя.
7. Особенности трактовки Д.И. Писаревым романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в статье «Борьба за жизнь» и возможности ее использования при работе над произведением в школе. Прав ли был критик, акцентируя социальный аспект в романе? (Подтвердите свои суждения анализом текста).
Сюжет романа "Преступление и наказание", по всей вероятности, известен большинству читателей. Образованный молодой человек, бывший студент, Раскольников, убивает старуху процентщицу и ее сестру, похищает у этой старухи деньги и вещи, потом в продолжение нескольких недель томится и терзается сильнейшей душевной тревогой и, наконец, не находя себе покоя, сам на себя доносит, после чего, разумеется, отправляется в каторжную работу.
Раскольников очень беден. Отца у него нет. Его мать получает после покойного мужа сто двадцать рублей пенсиона и из этих денег старается тратить как можно меньше на собственную особу. Сестра Раскольникова живет в гувернантках.
9. Проблема «положительно прекрасного человека» и ее художественное решение в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Отражение в нем нравственно-философских исканий писателя.
Творческий путь Достоевского — путь исканий, нередко трагических заблуждений. Но как бы мы ни спорили с великим романистом, как бы ни расходились с ним во взглядах на некоторые жизненно важные вопросы, мы всегда ощущаем его неприятие буржуазного мира, его гуманизм, его страстную мечту о гармонической, светлой жизни.
Позиция Достоевского в общественной борьбе его эпохи чрезвычайно сложна, противоречива, трагична. Писателю нестерпимо больно за человека, за его искалеченную жизнь, поруганное достоинство, и он страстно ищет выход из царства зла и насилия в мир добра и правды. Ищет, но не находит.
О том, насколько сложной и противоречивой была его общественная позиция, свидетельствует знаменитый роман Ф. М. Достоевского “Идиот”, написанный в 1869 году.
В этом произведении не общество судит героя, а герой — общество. В центре романа не “дело” героя, не проступок, а “неделание”, житейская суета сует, засасывающая героя. Он невольно принимает навязываемые ему знакомства и события. Герой нисколько не старается возвыситься над людьми, он сам уязвим. Но он оказывается выше их как добрый человек. Он ничего для себя ни от кого не хочет и не просит. В “Идиоте” нет предопределенного логикой конца событий. Мышкин выбывает из их потока и уезжает туда, откуда прибыл, в “нейтральную” Швейцарию, опять в больницу: мир не стоит его доброты, людей не переделаешь.
11. «Братья Карамазовы» – вершина творчества Ф.М. Достоевского. Сложность идейно-философского содержания, основные образы, жанрово-стилевое своеобразие. Особенности выражения авторской позиции в романе.
В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» центральное место занимает Легенда о Великом Инквизиторе. Это — пространный пересказ Иваном Карамазовым брату Алеше содержания своей уничтоженной поэмы. Здесь — один из кульминационных пунктов композиции романа, средоточие ведущихся его героями идейных споров. Сам Достоевский определял значение Легенды о Великом Инквизиторе как примат необходимости «вселить в души идеал красоты» над призывами социалистов: «Накорми, тогда и спрашивай добродетели!» Великий Инквизитор духовным ценностям противопоставляет первобытную силу инстинктов, идеалу героической личности — суровую стихию человеческих масс, внутренней свободе — потребность каждодневно добывать хлеб насущный, идеалу красоты — кровавый ужас исторической действительности. Писатель ставил своей целью «изображение крайнего богохульства и зерна идеи разрушения нашего времени в России, в среде оторвавшейся от действительности молодежи», которую представляет в романе Иван Карамазов. Достоевский считал, что природа человеческая не может быть сведена к сумме рациональных оснований. Великий Инквизитор убеждает вновь пришедшего в мир Христа: «Ты хочешь идти в мир и идешь с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и в прирожденном бесчинстве своем, не могут и осмыслить, которого боятся они и страшатся, — ибо никогда и ничего не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!
13. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»: внутренне единство, особенности реализма. Автобиографическое начало в трилогии и образе Николеньки Иртеньева. Н.Г. Чернышевский о своеобразии психологического анализа Толстого.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил детей и молодежь. В них он видел идеальных людей, еще не испорченных пороками и передрягами жизни. Этим чистым, первозданным светом озарено начало его знаменитой трилогии “Детство. Отрочество. Юность”. Главный герой трилогии Николенька Иртеньев просыпается оттого, что Карл Иванович ударил над ним хлопушкой и на его голову упала муха. Это очень рассердило мальчика, и он отчужденно и холодно начинает анализировать поведение своего наставника. Даже его халат, шапочка и кисточка кажутся Николеньке противными. Но Николенька очень добрый мальчик, и его отношение к наставнику быстро меняется в хорошую сторону. Раздражение внезапно разбуженного человека проходит, уступая место более естественному для мальчика состоянию любви и благодарности к учителю.
Сам автор выступает здесь в роли психолога. Он скрупулезно исследует поведение ребенка в различные моменты его жизни. Другой эпизод с Николенькой внешне не связан с первым, но внутренняя психологическая связь усматривается. Николенька возвращается с охоты и решает нарисовать все, что он видел за прошедший день. Но так как у него была только синяя краска, он очень живо изобразил синего мальчика верхом на синей лошади и синих собак. У мальчика прекрасное настроение, он любуется своими синими творениями, но вдруг ему в голову приходит мысль: а бывают ли синие зайцы? Спросив об этом у отца и получив утвердительный ответ, Николенька нарисовал синего зайца, но переделал его в синий куст, а из куста сделал синее дерево, потом вместо дерева — облака и так далее.
15. Философско-историческая концепция Л. Н. Толстого и ее художественное воплощение в романе-эпопее «Война и мир». «Мысль народная», лежащая в основе произведения, его художественная целостность. Особенности выражения авторской позиции.
Автор поэтизирует простоту , доброту , нравственность народа . Толстой видит в народе источник нравственности , необходимой для всего общества . С . П . Бычков писал : " По мысли Толстого , чем ближе дворяне стоят к народу , тем острее и ярче их патриотические чувства , богаче и содержательнее их духовная жизнь . И , напротив , чем дальше они от народа , тем суше и черствее их души , тем непривлекательнее их моральные принципы ".
Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю , поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя , ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности . В своих философско - исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму , складывающуюся из " бесчисленного количества людских произволов ", то есть усилий каждого человека . Совокупность этих усилий выливается в историческую необходимость , отменить которую никто не может .
17. Н.Г. Чернышевский об особенностях психологического анализа Л.Н. Толстого. Подтвердить справедливость суждений критика анализом произведений писателя 1850-1860-х гг. (трилогия, «Севастопольские рассказы», «Война и мир» – по выбору).
Психологический анализ существовал в искусстве и до Толстого. Но для Толстого исследование душевной жизни героя стало главным средством его изображения. Чернышевский подчеркивает: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний. Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями; четвёртого – анализ страстей; графа Толстого всего более – сам процесс, его формы, его законы, диалектика души…».
Эту особенность таланта Толстого Чернышевский связывает с самоуглублением писателя, его «неутомимым наблюдением над самим собой»: «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей. Он чрезвычайно внимательно изучал тайны жизни человеческого духа в самом себе; это знание драгоценно не только потому, что доставило ему возможность написать картины внутренних движений человеческой мысли самонаблюдение должно было чрезвычайно изострить вообще его наблюдательность, приучить смотреть на людей проницательным взглядом».
19. Своеобразие прозы А. П. Чехова конца 80-х – первой половины 90-х гг. (II период). Творческие поиски: динамика жанра рассказа («Палата №6», «Черный монах», «Скрипка Ротшильда» и др.). Формирование авторской позиции и особенностей ее выражения («Скучная история», «Дуэль»). «Степь» как этапное произведение в идейно-художественной эволюции писателя.
Проза Чехова конца 80-х — 900-х гг. отличается яркими новаторскими приемами, переосмыслением классических форм авторского повествования и выработкой нового художественного метода.
Стремление к объективности изображения приводит к глубокой персонализации повествования, создающей эффект самоустранения автора. В чеховском тексте нет субъективных авторских замечаний, комментариев. Восприятие и передача событий даны с точки зрения персонажа или повествователя, который является вымышленной, или сотворенной фигурой. Это приводит к драматизации повествования, когда повествователю отводится исключительно информативная функция: дать какие-либо уточнения относительно внешности персонажей, их окружения, погоды, обстановки в доме в духе сценических ремарок. Чувства героев, особенности их внутреннего мира, процессы, протекающие в их сознании, — все это дается с персональной точки зрения, являясь результатом восприятия персонажа.
21. Драматургическое творчество А.П. Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии. «Чайка» как новаторское произведение писателя. Характер конфликта в пьесе.
Пьеса была создана в 1895 году.
В «Чайке», как и во всех других драматических творениях Чехова, наличествуют так называемые слова-доминанты, определяющие основные смыслы произведения. Это такие слова, как «жизнь», «любовь», «искусство». Любовь в «Чайке» являет собой один из важнейших двигателей сюжета.
Искусство (для персонажей «Чайки» это, главным образом, литература и театр) составляет громадный пласт идеалов героев, это их профессия и увлечение.
Две главные героини пьесы - Аркадина и Заречная - актрисы, Тригорин и Треплев - писатели, Сорин также мечтал когда-то связать свою жизнь с литературой, но не состоялся как писатель. Шамраев хотя и не является впрямую человеком искусства, тем не менее, близок к нему, интересуется им, в особенности литературным творчеством. Дорна также можно назвать «окололитературным персонажем».
1. Иудушка Головлев в системе образов романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Средства речевой характеристики героя-пустослова (на примере анализа одного из эпизодов романа).
Галерея сатирических персонажей, созданная талантливым писателем М. Е. Салтыковым Щедриным, удивляет многообразием представленных в ней типов. Это образы и чванливых господ, и капризных помещиков-самодуров, и уверенных в своей безнаказанности представителей власти.
Одним из наиболее ярких образов сатирика стал Иудушка Головлев, герой романа "Господа Головлевы". Семья Головлевых, головлевская усадьба, где разворачиваются события романа - это собирательный образ, обощивший характерные черты быта, нравов, психологии помещиков, всего уклада их жизни накануне отмены крепостного права.
Порфирий Владимирович Головлев — один из членов многочисленного семейства, один из «извергов» как называла мать - Арина Петровна - своих сыновей. «Порфирий Владимирович известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика», - эта исчерпывающая характеристика дана автором уже в первой главе романа. Эпизоды, в которых описывается детство Иудушки, показывают нам, как формировался характер этого лицемерного человека: Порфиша, в надежде на поощрение, становился ласковым сыном, заискивал перед матерью, ябедничал, лебезил, одним словом, становился «весь послушание и преданность».
3. Смысл и назначение трагического элемента в финале романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (анализ текста).
Особенности художественного метода С-Щ воплотил в романе «Господа Головлевы». Замысел романа возник из отдельных очерков цикла «Благонамеренные речи». Там появились первые рассказы о семействе Головлевых. По совету Тургенева С-Щ продолжил эту тему. Так получился роман «Господа Головлевы». В нем проявилась иная, чем публицистике, направленность творчества писателя. Не злоба дня, а социальные процессы общественной жизни. Это объясняет форму монументального романа. Потому, что именно она позволяет показать жизнь нескольких поколений и каждого человека на протяжении длительного времени.
Первоначально роман не был замыслен как большое произведение. Рассказ о Головлевых под названием «Семейный суд» должен был войти в цикл «Благонамеренные речи. Успех главы предопределил написание романа. В июле 1880 года вышло первое отдельное издание романа.
Следует отметить, что центральная тема романа – историческая судьба дворянства – поднималась еще до С-Щ. Например, роман Тургенева «Дворянское гнездо» или Гончарова «Обрыв».
В произведении показан процесс экономического распада и процесс душевного вырождения Головлевых. Поместье Головлевых – это государство в миниатюре. С-Щ поставил задачу раскрыть социально-экономические проблемы, сосредоточившись на внутреннем мире семьи. Борьба за собственность, показанная в романе, неизбежно ведет к гибели семейства. И виноваты в этом все члены семьи Головлевых.
5. Внутренний монолог Раскольникова как выражение «диалогичности» сознания героя (на примере анализа одного из монологов).
В многочисленных диалогах-спорах, происходящих между персонажами, раскрываются мысли, чувства героев, их жизненные принципы. Вспомним диалог студента и офицера о «моральной арифметике» (часть первая, глава шестая), обсуждение статьи Раскольникова у Порфирия Петровича (часть третья, глава пятая), другие диалоги, происходящие между Раскольниковым, с одной стороны, и Порфирием, Соней, Свидригайловым, с другой. Показательно, что идеи главного героя раскрываются в диалогическом соприкосновении с идеями других героев. Не случайно М.М.Бахтин определил диалогичность как важнейшее свойство всего творчества Достоевского.
Постоянно меняющийся психологический портрет героя тоже новаторская черта художественного творчества Достоевского. Вот как автор описывает внешность Раскольникова в самом начале романа: «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Далее писатель рисует внешность героя после совершения преступления: «Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный» (третья глава третьей части).
7. Новаторство Л.Н. Толстого в изображении войны в «Севастопольских рассказах» (анализ одного из рассказов).
В июле 1855 года, в самый разгар Крымской войны, когда взоры всей России были прикованы к героической обороне Севастополя, в журнале "Современник" стали появляться севастопольские рассказы Л.Н. Толстого, которые были встречены с особым интересом. По свидетельству А.В.Дружинина, "вся читающая Россия восхищалась "Севастополем в декабре", "Севастополем в мае", "Севастополем в августе месяце".
Не только поэтические достоинства рассказов привлекли к ним острое внимание и горячий интерес. В этих рассказах были выражены очень важные политические истины, были поставлены волнующие социальные вопросы. Толстой отразил глубокие общественные настроения, и в этом, наряду с их высоким художественным мастерством, заключался секрет того большого впечатления, которое произвели рассказы Толстого на передовые слои русского общества.
Правду, глубокую, трезвую правду - вот что прежде всего увидели и оценили читатели в севастопольских рассказах. Правду о патриотическом подъёме и героизме защитников Севастополя, о мужестве русских солдат, о тех чувствах и настроениях, которые были близки всему русскому обществу, и, с другой стороны, правду о несостоятельности царизма в войне, об отсталости николаевской армии, о глубокой пропасти между простым мужиком в шинели и дворянской офицерской верхушкой.
9. Развитие «мысли народной» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (анализ текста – т. 3, ч. 2, гл. XX, XXI, XXXI, XXXIX).
Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю , поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя , ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности . В своих философско - исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму , складывающуюся из " бесчисленного количества людских произволов ", то есть усилий каждого человека . Совокупность этих усилий выливается в историческую необходимость , отменить которую никто не может .
По мнению Толстого , историю делают массы , и её законы не могут зависеть от желания отдельного исторического лица . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Толстой отказывается признать силой , руководящей историческим развитием человечества , какую бы то ни было " идею " , а также желания или власть отдельных , пусть даже и " великих " исторических деятелей . " Есть законы , управляющие событиями , отчасти неизвестные , отчасти нащупываемые нами , - пишет Толстой . - Открытие этих законов возможно только тогда , когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека , точно так же , как открытие законов движения планет стало возможно только тогда , когда люди отрешились от представления утверждённости Земли ".
11. Изображение «диалектики души» Андрея Болконского в главах, посвященных Бородинскому сражению. – Т. III, ч. 2, гл. XXIV, XXV, XXXVI, XXXVII.
У каждого писателя собственный взгляд на свое время, на выбор героев. Это определяется личностью автора, его мировоззрением, его пониманием назначения человека на земле. Поэтому есть книги, над которыми не властно время. Есть герои, которые всегда будут интересны, чьи мысли и поступки будут волновать не одно поколение потомков.
Такими для меня являются герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Что привлекает меня в характерах Андрея Болконского и Пьера Безухова? Почему они кажутся такими живыми и близкими почти через два столетия? Почему Наташа Ростова воспринимается не какой-то далекой графиней, совсем из другой жизни, другого воспитания, а моей ровесницей? Почему каждый раз, возвращаясь к роману, я открываю в нем что-то новое для себя? Наверное, потому они для меня действительно живые, не статичные, что живут не только сегодняшним днем, стремятся не только к привилегиям, наградам, материальному достатку, но и не «спят» душой, размышляют над своей жизнью, напряженно ищут смысл жизни. Великий и неповторимый Л. Толстой, который сам всю жизнь не переставал искать добро и учиться, анализировать себя, свою эпоху и вообще человеческую жизнь, учит нас, читателей, наблюдать жизнь и анализировать наши поступки. Андрей Болконский и Пьер Безухов сразу же привлекают к себе внимание, выделяются своей искренностью, высшей порядочностью и разумом. Несмотря на то, что они такие разные — суровый, высокомерный князь Андрей, который очень уважает себя и поэтому уходит от людей, и такой нескладный, поначалу наивный Пьер, которого так и не воспринимает всерьез свет, — они настоящие друзья. Они могут беседовать о высоких материях, поверять друг другу тайны души, защитить и поддержать в трудную минуту.
13. Романтические и натуралистические тенденции в реалистическом стиле В.М. Гаршина (анализ одного из рассказов «Красный цветок», «Attalea princeps», «Четыре дня» - по выбору студента).
Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и перенесшего острую форму болезни в 1880 г.
В губернскую психиатрическую больницу привозят нового пациента. Он буен, и врачу не удается снять остроту приступа. Он непрерывно ходит из угла в угол комнаты, почти не спит и, несмотря на усиленное питание, прописанное врачом, неудержимо худеет. Он сознает, что он в сумасшедшем доме. Человек образованный, он в значительной степени сохраняет свой интеллект и свойства своей души. Его волнует обилие зла в мире. И теперь, в больнице, ему кажется, что каким-то образом он стоит в центре гигантского предприятия, направленного на уничтожение зла на земле, и что другие выдающиеся люди всех времен, собравшиеся здесь, призваны ему в этом помочь.
Меж тем наступает лето, больные проводят целые дни в саду, возделывая грядки овощей и ухаживая за цветником.
Недалеко от крыльца больной обнаруживает три кустика мака необыкновенно яркого алого цвета. Герою вдруг представляется, что в этих-то цветках и воплотилось все мировое зло, что они так красны оттого, что впитали в себя невинно пролитую кровь человечества, и что его предназначение на земле — уничтожить цветок и вместе с ним все зло мира…
15. Характер юмора А.П. Чехова, приемы создания комического в произведениях 80-х гг. (на примере анализа одного из рассказов).
В юмористических произведениях А.П. Чехова комичность достигается с помощью языковых средств. А именно это портретные описания героев, имена собственные и просторечная лексика, используемая в рассказах.
Один главный прием комического - несомненно, «несоответствие между внешностью и действительностью», демонстрация «несоответствия между высоким мнением человека о своей моральной, общественной, интеллектуальной значимости и его фактической ценностью». Не менее смешной прием юмористики - смешение разнородных и явно несочетаемых признаков. Среди важнейших способов создания комического - перемещение явления в несвойственную ему сферу; Другой не менее распространенный способ - перенесение предмета из того класса, в котором он закреплен в социальном знаковом узусе, в другой класс. Также производят комическое впечатление концентрация «ненужных» комических подробностей.
Таким образом - «Смерть чиновника» - один из самых смешных рассказов Антона Павловича Чехова. Даже его трагическая развязка не омрачает комической природы произведения. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. «...Юмор есть остроумие глубокого чувства...» Это замечательное определение как нельзя лучше подходит к «юмористичным» рассказам Чехова.
Источник комического в произведениях Чехова - поглощенность отдельных людей своим, индивидуальным интересом, образом поведения, ходом мысли, абсолютизация каждым этого своего и вытекающие отсюда несовпадения и столкновения. («Драма», «Заблудшие», «Антрепренер под диваном»).
17. Приемы выражения духовного оскудения личности в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» (анализ текста).
Автор показывает нам, как влияет окружение, общество, на внутренний мир героя. В начале рассказа мы видим Дмитрия Ионыча Старцева, когда он только что назначен земским врачом. Для приезжих жизнь в губернском городе С. скучна и однообразна, для местных жителей же она кажется очень насыщенной: «есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства». Одной из самых «образованных и талантливых» считается семья Туркиных: глава семьи Иван Петрович знает толк в шутках, его жена Вера Иосифовна пишет повести, а дочь Екатерина Ивановна играет на рояле. Само собой, Старцеву советуют непременно побывать в этой гостеприимной радушной идиллической обстановке. На самом деле это — типичная обывательская семья.
Первый визит не разочаровывает доктора, напротив, милая домашняя обстановка, чтение вслух романов о том, чего никогда не может быть, оркестровая музыка, беззаботное времяпровождение — все это приятно гостю. Все в гостях ему было в новинку, игра Екатерины Ивановны нравилась ему, театральная реплика лакея Павы «умри, несчастная!» вызывала смех.
Отдавшись работе, доктор год не был в этой семье, пока его не пригласили с просьбой облегчить мигрени Веры Иосифовны. Визиты его стали чаще — Старцев влюбился в дочь хозяина. Он жаждет объяснения, но Котик то суха и холодна, то вручает ему записку, назначая свидание на кладбище. Обман ничему не учит доктора — он едет делать Котику предложение, но оказывается некстати: Екатерину Ивановну причесывает парикмахер, она едет в клуб. В рассеянном и ошеломленном состоянии Старцев думает о приданном — уже проявляется в нем такая черта характера как расчетливость.
19. Комедийное и лирико-драматическое начала в образах пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (на примере анализа одного из образов).
Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 г., на стыке эпох, когда во всех сословиях в России ощущалось ожидание крупных и решительных перемен. И в своем последнем произведении А. П. Чехов размышляет о судьбе России, ее будущем. «Вишневый сад» называют лебединой песней писателя, и в этом произведении особенно полно проявилось его новаторство.
У этой пьесы довольно несложный сюжет, поскольку все действие разворачивается вокруг проблемы, кому достанется вишневый сад. Герои пьесы объединены именно этим образом - символом сада, который является своеобразным воплощением их прошлой, настоящей или будущей жизни. С развитием сюжета постепенно раскрывается и характер персонажей пьесы, и эта неспешность, неторопливость позволяет автору показать внутреннюю конфликтность человеческой души.
Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальным конфликтом пьесы является конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая линия сюжета - социально-романтическая. Сам А. П. Чехов говорит устами своих героев: «Вся Россия - наш сад». Но мечта Ани и Пети Трофимова разбивается о практицизм Лопахина, по воле которого вырубается вишневый сад. Дворянство, которое привыкло праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях после отмены крепостного права.
21. Характер и роль ремарок в пьесах А.П. Чехова (на примере анализа одного из произведений).
Ремарка – это внесюжетный элемент, который использует автор, чтобы облегчить понимание текста, добавить детали. А иногда, чтобы заменить собой часть сюжета или даже построить параллельный сюжет. Чтобы разобраться, с какой целью Чехов использует ремарки в тексте, нужно посмотреть на диалоги его героев. Если мы внимательно прочтём текст «Вишнёвого сада», то непременно заметим, что его герои очень странно разговаривают друг с другом. Порой создаётся ощущение, что это «разговор глухих» – настолько они безразличны к репликам друг друга. Так, Гаев постоянно упоминает термины и описания партий в бильярд в разговоре на другую тему. Раневская пускается в воспоминания, в то время как Лопахин упорно пытается донести до неё идею своего проекта по спасению имения. Этот гул голосов призван создать ощущение хаоса, беспорядка брошенных реплик, которые так и не доходят до собеседника. Такой приём нужен Чехову для того, чтобы показать, насколько герои не понимают друг друга.
Они пребывают в своём внутреннем процессе, своём мире, из которого не способны услышать других. И именно для того, чтобы лучше понять логику их внутреннего мира, их настоящие чувства Чехов оставляет ремарки.
Стоимость работы
История русской литературы
Старая цена: 575 ₽
Стоимость со скидкой: 500.00 ₽
Почему стоит купить готовую работу?
Уникальность
все работы от 50% и выше
Скорость
работу получите сразу после оплаты
Экономия денег
готовые работы стоят гораздо ниже
Все в ваших руках
меняйте в работе всё что вам нужно
Почему стоит заказать работу у эксперта?
Высокая уникальность
уникальность работ до 100%
Сопровождение до сдачи
дорабатывает работу сколько нужно
Без вашего участия
делаем "под ключ"
Заказать работу у эксперта
Поделись с друзьями:
Вопросы и ответы
Как получить заказ?
Воспользуйтесь фильтром, выберите нужный материал, заполните данные формы и нажмите кнопку "купить". Вам придет СМС с доступом в личный кабинет, где вы сможете оплатить заказ и скачать.
Как быстро я смогу получить заказ?
Сразу после оплаты, достуен для скачивания.
Как быть, если нужной темы нет?
Попробуйте вводить тему шире и ищите среди похожих. Если нет нужного материала, который отвечает вашему запросу, можем написать с нуля как индивидуальный заказ.
Какие есть способы оплаты?
Банковская карта (через платежную систему ЮKassa), приложение SberPay или электронный кошелек ЮMoney.