1.Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
В книге «История развития высших психических функций» (1930-31, опубликованной в 1960г.) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: необходимо различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Автор книг «Педагогическая психология. Краткий курс» (1926), «Основные течения современной психологии» (1930, в соавторстве), «Этюды по истории поведения» (1930, совместно с Лурия), «Мышление и речь» (1934), «Умственное развитие детей в процессе обучения» (1935).
Развитие – формирование человека или личности, которое совершается путём возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних этапах.
Обучение – внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, а исторических особенностей человека.
Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.
«Социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей.
В развитии человека выделяются две линии развития:
Натуральная линия развития – это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.
Культурная (историческая) линия развития – возникает при появлении общения с окружающим миром.
В условиях онтогенетического развития обе эти линии — биологическая и культурная — находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс.
3.Теория функциональных систем П.К. Анохина.
Труды П. К. Анохина: 1-Очерки по физиологии функциональных систем. — Москва., 1975. 2-Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. — Москва., 1978. 3-Избранные труды. Системные механизмы высшей нервной деятельности. — Москва., 1979. 4-Узловые вопросы теории функциональных систем. — Москва., 1980.
Теория функциональных систем — модель, описывающая структуру поведения;
«Принцип функциональной системы» — объединение частных механизмов организма в целостную систему приспособительного поведенческого акта, создание «интегративной единицы».
Акцептор результата действия (от lat. — acceptere— сличаю, сопоставляю) представляет собой центральную «нервную» модель будущего результата. В этом аппарате производится оценка полученного результата на основании сличения заготовленной ранее модели с параметрами реального результата;
Афферентный синтез— основу афферентного синтеза составляют мотивационное возбуждение и механизмы памяти, которые, взаимодействуя с обстановочной и пусковой афферентацией, обеспечивают принятие решения.
Акцептор — это идеальный образ результата действия, того, что мы должны достичь в результате какого- то практического действия.
Обратная афферентация — функциональная система завершается обратной афферентацией, последним ее импульсом, несущим информацию о совпадении практики с теоретическим акцептором.
Суть данной концепции П.К. Анохина заключается в том, что человек не может существовать изолированно от окружающего мира. Он постоянно испытывает воздействие определенных факторов внешней среды. Воздействие внешних факторов было названо Анохиным обстановочной афферентацией. Одни воздействия для человека несущественны или даже неосознаваемы, но другие, — как правило, необычные — вызывают у него ответную реакцию. Эта ответная реакция носит характер ориентировочной реакции.
Все воздействующие на человека объекты и условия деятельности, вне зависимости от их значимости, воспринимаются человеком в виде образа. Этот образ соотносится с информацией, хранящейся в памяти, и мотивационными установками человека. Причем процесс сопоставления осуществляется, скорее всего, через сознание, что приводит к возникновению решения и плана поведения.
5.Формулировка научной проблемы (по материалам работ А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна).
Основные научные труды С.Л. Рубинштейна: »Принцип творческой самодеятельности»(1922).Книги»Основы психологии»(1935)»Основы общей психологии»(1946)»Бытие и сознание»(1957)»О мышлениях и путях его развития»(1958)»Принципы и пути развития психологии».
С. Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. Первую формулировку принципа единства сознания и деятельности, являющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода, С. Л. Рубинштейн дал в статье «Принцип творческой самодеятельности» (1922), в 30-е гг. он обосновал его («человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической») и сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма.«Основной закон исторического развития психики человека заключается в том, что человек развивается трудясь: изменяя природу, изменяется сам, порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную природу» (С. Л. Рубинштейн, 1989). Другой принцип – личностный, также выдвинутый С. Л. Рубинштейном, определяет внутреннее содержание принципа единства сознания и деятельности.
С. Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. С. Л. Рубинштейн выступает против:
• идеализации личности,
• функционализации – дробления на отдельные функции,
• отрыва от деятельности,
• сведения личности к сознанию.
7.Научная школа Б.Г. Ананьева.
Главные труды: 1)Психология педагогической оценки, 1935. Переиздано в 1980 и 2007 гг. в сборниках научных трудов Б.Г. Ананьева; 2)Очерки психологии, 1945. Переиздано в 2007 в в сборниках научных трудов Б.Г. Ананьева; 3)4Очерки русской психологии XVIII—XIX веков, 1947; 4) Человек как предмет познания, 1969; 5)Теория ощущений, 1961; 6)Психология и проблемы человекознания. МОДЭК, 2005; 7)Избранные психологические труды, 1 и 2 тт. Педагогика, 1980; 8)Человек как предмет познания. Санкт-Петербург, 1968; 9)О проблемах современного человекознания. Санкт-Петербург, 2001; 10)Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008.
Исследования Б. Г. Ананьева наглядно продемонстрировали преимущества комплексного, междисциплинарного подхода к проблеме человека, позволили психологии действительно стать наукой о человеке во всей его сложности и многогранности.
Индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.
СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это носитель предметно-практической деятельности и познания, обладающий сознанием (активный, самостоятельный, умелый).
ЛИЧНОСТЬ - человек как представитель общества (социальное существо), субъект социальных отношений, определяющий свою позицию среди других людей, субъект общественного поведения и коммуникации.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальная, самобытная целостность (физиологических, психических, социальных особенностей), реализующая себя в творческой деятельности.
9.Научная школа Б.Ф. Ломова.
Труды Б.Ф. Ломова «Человек и техника» (1963, 1966), «Человек в системе управлении» (1968), «Методологические проблемы инженерной психологии» (1977) и др. заложили основы разработки проблем инженерной психологии и получили широкое признание у нас в стране и за рубежом. Высокую оценку научной общественности и практических работников получили периодические выпуски коллективного сборника под ред. Б.Ф. Ломова «Проблемы инженерной психологии», посвященные исследованиям ряда теоретических и практических вопросов психологической оценки и проектирования современной техники.
Психика как система — это многомерное, иерархически организованное динамическое целое. В этой связи им ставилась задача выявления множественности систем бытия человека по отношению к единству его психических свойств.
Психические процессы - системные, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выступающие по отношению к ним как органическое единство при раскрытии своих уникальных качеств.
Общение - общественно-историческая категория, раскрывающая социальную природу человеческого бытия.
Ядро системного подхода образуют следующие шесть основных принципов:
1)Психические явления должны восприниматься и анализироваться с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма.
2)Психические явления многомерны, а потому они должны рассматриваться с разных сторон и в различных системах измерения.
3)Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на те или иные уровни.
4) Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании — свойства, их раскрывающие, а грани представляют собой различные категории психических свойств.
11.Л.С. Выготский об исторических причинах кризиса психологии начала ХХ века. Работа Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса».
Основной труд : Исторический смысл психологического кризиса// Л.С.Выготский. Собр. соч. В 6 т. Т. 1. Москва 1982. Статья Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» – первая попытка исследования и научного объяснения кризиса психологии с марксистских позиций.
Общая наука – это наука, получающая материал из частных научных дисциплин и производящая обобщение этого материала, что невозможно внутри каждой отдельной дисциплины.
Критерии наличия кризиса: крах единства психологи, наличие большого кол-ва школ и направлений, враждебных друг другу (разная терминология, предмет, методы). Т.О. внешним выражением этого кризиса было появление новых школ и направлений. Наука разделилась на направления, сторонники которых оперировали разными фактами и идеями, не принимая в расчет друг друга.
Сущность кризиса: кризис методологический (Выготский). Ставились вопросы о методах, основных понятиях, интерпретациях этих понятий, т.е. методологическая проблема.
Психология провозглашала себя эмпирической наукой, опирающейся на факт (экспериментальное исследование). Эксперимент ведет к открытию новых фактов, которые вступают в противоречие с основными принципами интроспективной психологии. Каждое новое открытие опровергает старый принцип. Каждое из направлений отталкиваясь от собственного открытия предлагает свой объяснительный принцип.
Логика развития объяснительных идей: сначала появляется частный факт, факту дается определенная интерпретация, возникает частный объяснительный принцип, который потом раздувается на более широкую область явлений, до сферы психологии в целом, а потом и на более широкие явления вплоть до мировоззренческого принципа.
Выготский наблюдает поразительное сходство между эволюцией разных психологических: от частного открытия в специальной дисциплине к последующему распространению своих идей на всю психологию и на человеческое знание в целом. Этим показывается назревшая потребность в общей науке.
О кризисе в психологи свидетельствует тот факт, что психология осознала необходимость общей науки (методологии), но не готова произвести ее на свет. Отдельные дисциплины пытаются заместить общую психологию – это детская психология, патопсихология, зоопсихология и др.
13.Школа В.С.Мерлина.
В 1964 г. был опубликован труд В. С. Мерлина «Очерк теории темперамента».
«Очерк интегрального исследования индивидуальности». — Москва (1986)
Психические свойства личности-свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности».
Личность - элемент социума. Личность же входит в индивидуальность на правах одной из ее подсистем.
Понятие «индивидуальность» шире понятия «личность», поскольку понятие «индивидуальность» описывает и объясняет не только личностные, но также социально-психологические и биологические особенности человека.
Интегральная индивидуальность – это не совокупность особых свойств, отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемой как характеристика типичности человека.
Концепция личности В.С. Мерлина – основателя и руководителя пермской школы психологов.
Под психическими свойствами личности понимает «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности».
Следующий аспект взглядов В.С. Мерлина – психологическое содержание этих свойств. «Для характеристики человека как субъекта деятельности, – пишет Мерлин, – необходимо и достаточно охарактеризовать его отношение к объекту деятельности...» Каждое психическое свойство личности выражает отношение к действительности. Таким образом, понятие «отношение» играет центральную и ведущую роль. Вместе с тем автор подчеркивает, что отношение, характеризующее свойства личности, отличается «от других психических свойств и явлений, характеризующих отношение человека».
Во-первых, отношения, выражающие свойства личности, – это отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон. Например, наблюдательность, эмоциональность, внимательность – это свойства отдельных сторон сознания.
Во-вторых, отношения, характеризующие свойства личности, «представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п.».
К примеру, наблюдательность или вдумчивость выражают отношение человека к собственной психической деятельности: потребность наблюдать либо размышлять.
В-третьих, отношения личности представляют собой в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности.
15.Психоаналитическая структура личности. Взаимоотношения между Оно, Я и Сверх-Я с точки зрения 3.Фрейда.
Труды Зигмунда Фрейда:1895 Исследования истерии,1896 Об этиологии истерии, 1899 Толкование сновидений, 1921 Психология масс и анализ человеческого «Я»,1923 Я и Оно, 1927 Будущее одной иллюзии, 1930 Недовольство культурой
Ид («Оно») — область влечений, к которым ко времени создания этой модели Фрейд относил влечение к жизни и влечение к смерти. Ид переняло на себя многие характеристики, ранее относимые к бессознательному (принцип удовольствия, отсутствие времени и пр.), хотя инстанции Эго и Суперэго также в значительной своей части бессознательны.
Эго («Я») — инстанция, управляющая поведением и сознательным мышлением, а также отвечающая за действие защитных механизмов.
Суперэго («Сверх-Я») — часть Эго, выполняющая функцию самонаблюдения и моральной оценки. Суперэго образуется в результате интроекции образов родителей и их системы ценностей.
Созданная Фрейдом модель личности ("По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Массовая психология и анализ человеческого "Я" (1921), "Я" и "Оно" (1923)) предстает как комбинация трех элементов: "Оно" (Id) – глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только принципом удовольствия безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей; "Я" (Ego) – сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью; "Сверх-Я" (Super-Ego) – внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности". Глубинный переходный слой "Оно" функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует свои условия "Я".
17.Основные психологические характеристики культуры с позиции психоанализа.
Труды Фрейда: 1921 Психология масс и анализ человеческого «Я», 1923 Я и Оно, 1927 Будущее одной иллюзии, 1930 Недовольство культурой
В своей работе «Недовольство культурой» З.Фрейд отмечает, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми.
Момент возникновения культуры - это момент когда агрессивные и сексуальные влечения человека, которые раньше удовлетворялись свободно, начинают подавляться нормами морали и обычаями общества.
Культура– это своеобразный механизм социального подавления свободного внутреннего мира индивидов, вынужденный сознательный отказ людей от удовлетворения их природных страстей. Всякая культура строится на принуждении и запрете влечений.
Австрийский врач и психиатр, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд – фигура ключевая во всей современной культуре. В основе воззрений на культуру лежит его убежденность в противоречии между природным началом, бессознательным, сексуальностью и насилием в человеке и нормам культуры, которая основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо, осуществляя жесткий контроль, цензуру инстинктов.
В применении к анализу культур общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э. Геккелем означает, что в детстве человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества. Этот теоретический принцип был применен 3. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство и становление культуры. По Фрейду, красота, чистоплотность и порядок занимают особое место среди требований культуры. Хотя они и не столь же важны для жизни, как покорение сил. Но их и не отодвинешь в сторону, как нечто второстепенное.
19.Психоаналитический подход к исследованию мифов и сказок. Психические механизмы образования мифов и сказок.
Основополагающий труд «Толкование сновидений» (1900 г.), где Фрейд подвергает анализу миф о царе Эдипе, описанный в одноименной трагедии Софокла.
Труд: 1927 Будущее одной иллюзии, 1930 Недовольство культурой
Миф трактовался психологом как результат сублимации либидо для получения удовольствия.
- в основе мифа лежат изменённые состояния сознания, связанные с невротической конституцией личности и аффектацией массового сознания (массовые психозы)
- «миф больше не доминирует в существенных секторах жизни, он вытеснен частично на более скрытые уровни психики, частично во второстепенную, и даже в безответственную деятельность общества»
- миф и символ передают смысл и выполняют свои функции даже тогда, когда их значение не зафиксировано сознательным мышлением
- мифы – порождение непрерывного творчества человеческого подсознания, дающее полезный опыт в изучении «человеческой души»
Начало психоаналитическому осмыслению мифа было положено самим основателем психоанализа в его основополагающем труде «Толкование сновидений» (1900 г.), где он подвергает анализу миф о царе Эдипе, описанный в одноименной трагедии Софокла. Как известно, Фрейд считал сексуальное влечение мальчика к матери (дочери к отцу) и желание смерти родителю противоположного пола базовым феноменом в развитии человеческой психики. Уже здесь прослеживаются основные черты психоаналитической концепции мифа. Так, Фрейд проводит параллель между содержанием мифологических сюжетов и сновидений современных невротиков. Отметим также его общеизвестное уподобление дикаря, ребенка и невротика в плане устройства и функционирования психического аппарата. Однако, жесткая редукция мифологического материала к инцестуозному влечению выглядела малоубедительной.
21.Особенности развития трансферентных и контртрансферентных реакций в психоаналитической ситуации.
Перенос(трансфер) является формой сопротивления, при помощи которой пациенты защищают себя от вспоминания и обсуждения своих инфантильных конфликтов при помощи их оживления.
Контрперенос(контртрансфер) — это реакция переноса у психотерапевта по отношению к клиенту, когда психотерапевт реагирует на клиента так же, как на значимую личность в ранней истории своей жизни.
Описание трансферентных и симметричных им контртрансферентных (направленных от аналитика к пациенту) отношений дает сам З.Фрейд в "Лекциях по введению в психоанализ", 1917 год.
Важная в техническом и теоретическом отношении проблема — это перенос (трансфер). Как известно, переносом в психоанализе называют трансформацию отношений между пациентом и аналитиком, происходящую под влиянием бессознательных влечений и желаний первого. Эти отношения, призванные выполнять чисто служебную функцию, постепенно становятся важными и значимыми для клиента, он вовлекается в них с пылом и страстью, свойственным юношеской влюбленности.
В трансферентных отношениях воспроизводится генезис невротических проблем и трудностей клиента. Основная "триада" аналитического лечения представлена воспоминанием вытесненных переживаний, их повторением в отношениях с терапевтом и проработкой, в результате которой исчезают основания для повторного возникновения симптома. Иными словами, в процессе психоаналитической терапии формируется актуальный невроз (это и есть невроз переноса), разрешение которого знаменует окончание лечения.
Невроз переноса — специфический симптом, возникающий в процессе психоаналитического лечения и характеризующийся вовлечением личности психоаналитика в симптом анализанта. Изначально невроз переноса рассматривался Фрейдом как препятствие для психоанализа и классифицировался им как вид сопротивления, но позднее он приходит к выводу, что невроз переноса является важнейшим терапевтическим механизмом, а его развитие — не помеха, а обязательный этап и условие успешного психоаналитического лечения.
23.Основные отличия в развитии невротических, пограничных и психотических структур.
Термин «невротик» применяется к относительно здоровым людям, которые имеют некоторые трудности, связанные с эмоциональными нарушениями.
Пограничный уровень- Люди этого уровня занимают промежуточное положение между невротиками и психотиками. Они отличаются некоторой временной стабильностью по сравнению со вторыми и нарушением стабильности - по сравнению с первыми.
Психотический уровень- Люди этого уровня опустошены, нарушены, дезорганизованы. Эти особенности формируются под влиянием ранних ограничений Я и как следствие формирования в уже в детстве психотически преорганизованного Я. Психотически преорганизованное Я преобразуется либо в невротически организованное Я, а затем в невроз, либо в психотически организованное Я и далее в психоз.
Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. 2000.
Стоун М.Х. Клиническое руководство по психотерапии пациентов с пограничными расстройствами личности, 1990.
Невротичный уровень личностной организации
1)опираются на зрелые, вторичные защиты, первичные защиты используют либо «незаметно» на общем фоне, либо во время декомпенсации.
интегрированное чувство идентичности. Их поведение имеет некоторую 2)непротиворечивость, а их внутреннему опыту свойственна непрерывность собственного Я во времени
3)тестирование реальности; рано демонстрируют способность к «терапевтическому расщеплению» на наблюдающую и ощущающую части собственного «Я». Не требуют от терапевта явного подтверждения своего невротического способа восприятия.
4)такие пациенты ищут терапии не из-за проблем, связанных с безопасностью или с идеями воздействия, но из-за того, что вовлечены в конфликты между своими желаниями и теми препятствиями, которые, как они подозревают, являются делом их собственных рук
5) каким бы не был знак переноса терапевта, он не будет чрезмерным, клиент невротического уровня не вызывает у слушателя ни желания убить, ни компульсивного стремления к спасению.
25.Диагностические критерии в психоаналитической диагностике Ж.Бержере.
Клиническая беседа — это широко применяемый в психологии метод исследования различных аспектов поведения и психологических особенностей человека в процессе вербальной коммуникации.
Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология.- 2001.
Клиническая беседа с пациентом: В рамках психологической встречи нас не интересуют ни сами по себе симптомы, ни их соматическое проявление. Пациент не ограничен ролью пассивного объекта, как в обычном расспросе или техническом обследовании; с самого начала он занимает место активного субъекта, реального организатора своего собственного способа общения с психологом, выступающим в роли «реципиента» и «свидетеля». Это чисто интерсубъективная позиция.
Первая часть беседы: Это не расспрос, а слушание. Субъект должен быть, насколько это возможно, удобно размещен. Материальные (время, место, дистанция, деньги) и аффективные (нестесненность, искренность, эмпатия) условия приобретают крайне важное значение. Длительность беседы может быть от нескольких минут (с риском повторения встречи в случае слишком явного и кажущегося непереносимым страха) до часа, но никогда не стоит переходить эти границы. Заранее должно быть ясно, является ли этот акт платным (прямо или непрямо) или бесплатным — обстоятельство, которое не следует недооценивать.
Пациент должен располагать свободой спонтанной организации своего способа выражения взаимоотношений (слияние, анаклицизм, триан-гулярность), своего типа страха (расчленение, утрата объекта или кастрация), которые не следует смешивать; следует выделить основные варианты защиты, могущие простираться от вытеснения (основной тип защиты у невротиков) до раздвоения Я (у психотических пациентов), раздвоения имаго, отказа (от чего?) или проекции (в переходных состояниях), как и механизмы, сопутствующие вытеснению, такие, как смещение, отрицание и пр.
О симптоме лучше не говорить самому, предоставляя пациенту говорить о нем, когда и как он этого захочет. И, напротив, не следует забывать о том, как важно для психолога точно оценить вербальный стиль выражения, уровень эмоционального развития, степень адаптации к реальности, плотность дискурса, гибкость или ригидность поведения, более или менее эротизированную атмосферу диалога, мимику.
Способ, которым эти замечания собираются и переживаются психологом, нуждается в личной внутренней перепроверке на втором этапе, включающем определенную дистанцию, необходимую, чтобы лучше прислушаться к собственным чувствам по отношению к другому, т.е. к собственному контртрансферу.
27.Исторический контекст и современный взгляд на проблему нормы и патологии в исихоаналитическом подходе. Понимание «нормальности» в работах 3. Фрейда..
Статистическая норма характеризует статистическое большинство описываемых объектов, т.е. определяет место индивида в популяции по отношению к статистическому среднему.
Функциональная норма характеризует процессы и состояния здорового организма. Определяется по отношению к выполнению или невыполнению функции какой-либо системы.
Индивидуальная норма – мера отклонения от статистической и физиологической нормы.
Нормативная норма – предварительно идеально установленный образец; то, что должно быть.
В работе «Очерк психоанализа» (1938) З. Фрейд высказал мысль, что ни в каком существенном отношении неврозы не отличаются от нормального состояния.
В кратком, но обобщенном виде ответы на вопросы, касающиеся психоаналитического понимания нормальности содержались в его работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937).
Под Эдиповым комплексом понимается проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям.
В работах З. Фрейда неоднократно ставились вопросы о понимании того, что следует считать нормальным развитием человека, что представляет собой нормальное Я и что такое нормальность вообще. Основатель психоанализа был одним из первых, кто показал, что граница между нормальностью и ненормальностью, здоровьем и болезнью весьма относительная.
З. Фрейд рассматривал нормальность как идеальную фикцию.
В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма – патология».
Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии.