Тема 1
1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.
Огюст Конт (1798-1857) разработал трехстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии) и считал, что современное ему общество находится на грани перехода к третьей стадии. Для реализации такого перехода обществу необходимо новое знание о самом себе — не критически философское, а позитивно-научное. Он назвал такую науку «социологией» — аналогично биологии и названиям других естественно-научных дисциплин. Социология должна быть доказательной, отличаться нейтральностью, т.е. быть свободной от личных предпочтений и антипатий, как всякая наука.
3. Психолого-эволюционистские концепции общественного развития.
В обществе как социальной системе должны происходить многие сложные процессы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде. Эти процессы, сохраняя само общество, ведут тем не менее к его изменению и развитию. Одни общества, изменяясь, приобретают новые типы социальных структур, культурных образований и склонность к эволюционному развитию. Другие общества могут быть настолько блокированы внутренними конфликтами или иными негативными помехами, что утрачивают способность к эволюции настолько, что с трудом могут поддерживать свое существование или начинают даже разрушаться.
5. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель французской социологической школы. Он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований, что позволило подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на ее прикладном характере.
7. Концепция действия, взаимодействия, социального пространства и социокультурной динамики в интегральной социологии П.Сорокина.
Творчество американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889-1968)обширно и разнообразно. Рассмотрим лишь ту его часть, которая связана с его представлением о социальной структуре и ее изменении. В своей фундаментальной работе «Общество, культура и личность; их структуры и динамика», впервые вышедшей в 1947 г., П.Сорокин вновь ставит вопрос о том, что такое общество, как оно устроено, что определяет его изменения и развитие.
9. Общество и общность как формы социального развития в концепции Ф.Тенниса.
Фердинанд Тённис в академических кругах более всего известен как основатель так называемой «понимающей социологии», направления, сосредотачившего все внимание на целях и смыслах социальных действий людей. При этом сам Тённис придерживался позиций «формальной социологии», сторонники которой стремились выявить и определить вневременные принципиальные устойчивые формы социального взаимодействия без учета конкретного исторического времени и пространства.
Тема 2
1. Протосоциология: возникновение и развитие представлений об устройстве общества.
Возникновение и развитие представлений об устройстве общественной жизни. Взгляды на общество, государство, сущность социальных процессов и социальную структуру в учениях античного периода (Платон, Аристотель).
3. Внутринаучные и социальные предпосылки возникновения социологии.
Научно-технический прогресс, который позволил изменить строй самого общества, природа как таковая перестает быть единственным регулятором поведения людей. Ручной труд начинает уходить в прошлое. Научные достижения в области математики, физики и естествознания. Новые способы сбора и передачи информации, информация становится более доступной, появляется возможность обмена информацией с другими странами. Само по себе развитие научного знания позволяет создавать специализированные инструменты и методы исследования общества.
5. Макросоциология и микросоциология: возможен ли синтез.
Микросоциологический уровень изучения общества концентрирует внимание на внутренних аспектах поведения людей и групп. Здесь в центре внимания оказываются конкретные процессы в отдельных сферах жизни общества и социальных общностях. Это, прежде всего, социология малых групп, таких как семья, команда, производственная бригада, экипаж. Сторонники микросоциологии считают, что этот уровень – единственно реально существующий, и общество следует исследовать через отдельные явления небольшого масштаба.
Тема 3
1. Проблема социальной динамики (эволюции, прогресса) в работах русских социологов.
Современная социология функционирует в условиях динамичного роста социокультурного развития, роста социального самосознания различных слоев общества. Эта наука занимает особое место в системе гуманитарного знания, она призвана помочь людям более глубоко осознать свое место в мире, осмыслить сущность происходящих событий. Поэтому природа социологических знаний не может быть чужеродной ценностному содержанию, социальному обоснованию выбора различных парадигм, наиболее полно отражающих закономерные тенденции эволюции общества.
3. Проблема общины - ведущая тема русской социальной мысли.
Н. К. Михайловский определял социализм как «творчество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта - общины («мира»), артели и др.
5.Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского как антиэволюционистская социологическая модель.
В социальной философии проблема периодизации или деления исторического процесса на определенные стадии, ступени, формации всегда занимала важное место. И это вполне естественно, так как раскрытие имманентной логики исторического процесса, направленности его развития предполагает разбить всю историю на те или иные фрагменты, качественно отличающиеся друг от друга. Вико, Кондорсе, Маркс и многие другие мыслители давали разные интерпретации типологии общества. Весьма оригинальную интерпретацию представил Н. Я. Данилевский. Н. Я. Данилевский – крупный русский мыслитель XIX века. Но случилось так, что ни при жизни, ни после его идеи не привлекали внимания, а если и привлекали, то только в плане критики.
7. Учение Н.К.Михайловского о потребностях как основе структурации личности.
Истина, по Н. К. Михайловскому, только отражение справедливости в области теории, справедливость есть только отражение истины в мире практическом.
Есть двуединая Правда как предмет познания социологии: правда-истина и правда-справедливость. Это общечеловеческое, т. е. признанное большинством людей, понятие, а следовательно, оно и общенаучное. Правда-истина может быть познана в значительной своей части методом объективным, организующим отбор и описание фактов, поиск причинных зависимостей.
9. Социальные проекты переустройства общества М.Бакунина.
Роль Михаила Александровича Бакунина в возникновении анархизма как организованного идейно-политического течения трудно переоценить. Вокруг него сплотились в конце 1860-х – начале 1870-х гг. те активисты Первого Интернационала, которые затем вместе с ним положили начало мировому анархистскому движению. Это антиавторитарное крыло Интернационала нередко называют "бакунистским", и уже одно это свидетельствует о том значении, которое имело для современников и наследников имя Бакунина.
Тема 4
1. Общество как система: основные элементы и специфические черты.
Общество представляет собой сложно организованную социальную систему (от греч. systema - целое, составленное из частей, соединение), совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство. Представление об обществе и природе как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформировалось еще в античности. В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предметом специального исследования такими мыслителями, как Конт, Спенсер, Маркс, Вебер, Сорокин, Парсонс и др. В конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. идеи об обществе как сложноорганизованной, целенаправленной социальной целостной системе, как и о других сложных самоорганизующихся системах, о мире в целом получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении, как синергетика (Хакен, Пригожий и др.).
3. Общество и власть: соотношение.
Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения.
5. "Открытые" и "закрытые" общества (К.Поппер)
Карл Рэймонд Поппер (1902–1994) – австрийский и английский философ, социолог, доктор философии с 1928 г., член Лондонского королевского общества с 1976 г., кавалер ордена Кавалеров почета с 1982 г., лауреат Премии Киото с 1992 г. стоит в ряду наиболее влиятельных мыслителей XX столетия. Родился в Австрии. В 1925 г. окончил Венский университет. До 1937 г. преподавал философию в учебных заведениях Вены. Так как его родители были евреи, угроза нацизма вынудила его, не дожидаясь аншлюса Австрии, покинуть Вену и переехать в Новую Зеландию, где он в течение девяти лет работал в колледже местного Кентерберийского университета.
7. Общее и особенное в эволюционном и революционном развитии общества.
Почему в одних обществах прогрессивные изменения нарастают быстрыми темпами, а другие застыли на том же экономическом, политическом и духовном уровне? Человечеству всегда хотелось ускорить развитие экономики и общества в целом. Но в разных странах добивались этого разными путями – одни путем ведения захватнических войн, другие путем проведения прогрессивных реформ, нацеленных на преобразование общества и хозяйства. В ходе истории развития человечества определились два пути развития общества – революционный и эволюционный.
9. Постиндустриальное общество.
Постиндустриальное общество (post-industrial society) - это стадия развития общества, начавшаяся в последней четверти XX века в результате научно-технической революции, характеризующаяся развитием энергосберегающих технологий, созданием высокотехнологичных производств, информатизацией общества, развитием науки и техники, увеличением уровня образования, медицины, качества жизни людей.
Тема 5
1. Современные теории социальной стратификации.
Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области.
Социальная стратификация, по определению Сорокина, — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.
3. Диалектика социального развития общества.
Как известно, диалектический подход, изначально предполагает рассмотрение объекта познания в процессе его развития и в совокупности всех связующих элементов этого развития. И далее - через законоположения диалектического развития. Социальное познание не исключение. Однако социальная диалектика имеет и свою специфику, исходящую из сущностных особенностей социального познания.
5. Корпоративные элементы социальной структуры.
Общество является сложной социальной системой, структурно организованной целостностью, которую образуют разные элементы, компоненты. В свою очередь они также имеют определенный уровень организованности и упорядоченности собственной структуры. Это дает основания утверждать, что социальная структура общества является комплексным, многомерным образованием. Социальная структура общества является базисной при изучении всех процессов и явлений в общественной жизнедеятельности, так как изменения социальной структуры является основным показателем изменения социальной системы общества.
7. Средний класс российского общества: проблемы обретения социального статуса.
Впервые понятие «средний класс» (τριῶν μοιρῶν ἡ ἐν μέσῳ, дословно — та из трех частей, что в середине) использовал драматург Еврипид ок. 420 г. до н. э. в своей трагедии «Умоляющие». Он выделял 3 класса: богачей, бедняков и средний класс. «В государстве/ три класса (μερίδες, дословно — части) есть: во-первых, богачи,/ для города от них нет пользы, им бы/ лишь для себя побольше. Но опасны/ и бедняки и чернь, когда своё/ с угрозою подъемлет на имущих/ отравленное жало, подговорам/ послушная витий. Лишь средний класс/ для города опора; он законам/ покорствует и власти».
9. Основные контуры российской социальной стратификации.
Термин «стратификация» заимствован социологией из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).
Тема 6
1. Специфика природного и социального в человеке. Понятие личности.
Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться.
3. Социологические концепции личности.
Социология личности как специальная социологическая теория появилась на грани 19 и 20 веков, изучающая человека как субъекта и объекта социальных отношений в совокупности его социально-значимых черт. Любая социологическая теория всегда предлагает, свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создает свою объяснительную модель личности, либо, явно или неявно, пользуется уже существующими моделями.
5. Социализация личности: этапы, факторы, механизмы (мотивационный, диспозиционный, памяти).
Социализация человека происходит в рамках схожих социальных систем (семьи, школы, улицы и т. п.). Поэтому можно говорить о единообразии мотивов и ценностей, которые формируются в данных системах. В процессе взаимодействия людей в этих системах каждый из них конформен по отношению к ожиданиям другого, когда реакция другого соответствует ожиданиям.
7. Десоциализация и ресоциализация: сущность и причины.
В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь. Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового).
9. Проблема потребностей в современной социологии.
Современная эпоха войдет в историю человечества как время величайших социальных перемен. Действительная человеческая складывается из реальных действий людей. Именно люди играют важнейшую роль в социальных событиях, образующих исторический процесс. А от того, какие интересы, потребности ими движут, уже будут зависеть темпы и направленность его прогресса. Поэтому социализм всегда стремился и особенно активно стремится сейчас создать наиболее благоприятные условия для социальной деятельности личности, так как успехи социалистического строительства в большой степени зависят от ее творческой активности.
Тема 7
1. Политическая культура пореформенной России.
Политическая культура – один из наиболее дискутируемых концептов современных политических наук, теории и философии культуры. Особенно жаркие споры вызывает отечественная политическая культура, в первую очередь – ее потенциал и перспективы. В этом плане разброс мнений достигает полярности: от уникальности и чрезвычайной перспективности российской политической культуры – до ее исчерпанности.
3. Политический рынок и политический маркетинг.
Во второй половине XX века развитие политической науки – прежде всего в США – отмечено формированием новой и влиятельной исследовательской парадигмы, базирующейся на идеях неоклассической экономической теории. Указывая в этой связи на различия между европейской и американской политологическими школами, известный представитель последней Питер Ордешук писал, что европейский студент факультета политологии никак не сможет, к примеру, избежать изучения трудов Платона, Аристотеля, Маркса, Локка, Гегеля, Руссо, многих других философов, в то время как его американский коллега с известной легкостью заменит это изучением таких дисциплин.
5. Архаика в российской политической культуре.
При достаточно глубоком усвоении западноевропейских модернизационных моделей Россия всегда сохраняла нетронутыми базовые структуры традиционного общества, которые и блокировали ее самостоятельное развитие. Наиболее явно противоречие между современными и традиционными чертами проявилось в тоталитарном советском обществе, которое, участвуя на равных с современными демократическими обществами в технической революции, восстановило при этом самые архаичные основы с элементами сакрализации сознания и восточного деспотизма.
7. Политика и общественное мнение в России.
Решение комплекса сложных задач социального развития, вставших перед Россией в начале нового века, немыслимо без развернутого диалога власти с заинтересованными группами и слоями населения. Судьба управленческих решений, крупномасштабных проектов, успех практически любого значимого социально-политического действия и в целом проводимой политики зависят от их поддержки со стороны широких слоев общества. Чтобы быть эффективной, текущая политика должна опираться на общественное мнение, учитывать его авторитет и силу.
9. Веберовская концепция лидерства и господства.
Особый интерес в социологической интерпретации проблемы лидерства имеет типология легитимного правления, предложенная М.Вебером. Основной вклад Вебера в анализ проблемы лидерства связан с открытием и разработкой понятия «харизма». Это понятие было им введено в контексте трехчленной классификации типов власти, а именно: традиционно-патримониального, рационально-легального (законно-формального) и собственно харизматического. Прежде чем перейти к характеристике этих типов власти, следует сделать ряд пояснений.
Тема 8
1. Структура и функции современной семьи.
Семья – это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство – человека. Чтобы вырастить и воспитать молодого человека до 18-20 лет, когда он сможет стать полноценным тружеником, семья затрачивает как духовные, так и материальные средства. Это безвозмездный вклад отцов и матерей в общественное производство. Если сложить эти многолетние родительские вклады, то нетрудно заметить – они составляют весомую часть национального богатства нашего общества. Возрастает роль семьи как психологической, коммуникативной ячейки, ячейки организации досуга и отдыха, укрепления здоровья человека. Все сказанное только одна из сторон значимости семьи.
3. Типы отношений власти и лидерства в семье.
В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла: вступление в первый брак — образование семьи; начало деторождения — рождение первого ребенка; окончание деторождения — рождение последнего ребенка.
5. Традиционная и современная семья.
Семья́ — организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
7. Современная семья и права ребенка.
В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69 % состоят из супругов с детьми. Ежегодно без отца остается примерно 300 тысяч детей. По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию. Ее основные признаки: а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами; б) совместное проживание в одном помещении; в) общий семейный бюджет.
9. Основные направления государственной семейной политики и социальной защиты семьи.
Существует острая необходимость согласования, координации мер в поддержку семьи, разработки законодательной базы и нормативных правовых актов государственной семейной политики Российской Федерации, соответствующей требованиям современности и задачам обеспечения социального развития страны.
Тема 9
1. Основные методологические подходы к изучению конфликта.
Конфликт играл и играет важную роль в жизни общества, поэтому неудивительно, что изучение конфликтов – тема, которая привлекает внимание многих ученых. В психологии существуют давние традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный за почти 100-летний период, отражается в многообразии подходов и теоретических платформ.
3. Социальный конфликт и теория постиндустриального общества.
Историю человечества всегда сопровождали конфликты разной степени остроты и масштаба. Не является исключением и современная цивилизация, что обусловливает пристальное внимание специалистов в области социальных наук к изучению конфликтов. На Западе с середины XX столетия проблематика изучения конфликтов рассматривается особой областью научного знания – конфликтологией, которая развивается усилиями социологов, психологов, политологов, экономистов, историков, философов, специалистами в области управления, юриспруденции.
5. Конфликт и консенсус в социальных институтах.
Современный этап модернизации российского общества характеризуется значительным повышением конфликтности во всех сферах общественной жизни. Отход от централизованной экономики, противоречия и трудности процесса демократизации, ослабление властных структур, распад СССР, кризис в межнациональных отношениях привели к проявлению старых и возникновению новых конфликтов в России и других странах СНГ. Конфликты межнациональные и конфликты между организациями, конфликты на улицах и конфликты в семьях - все это современная реальность.
7. Природа конфликта и теория человеческих потребностей.
Основной тезис теории Дж. Бэртона: неудовлетворение потребностей, определяющих основные мотивы человеческого поведения, становится причиной затяжных и трудноразрешимых социальных конфликтов. К ним относятся потребности в: безопасности, чувстве принадлежности (любви), самоуважении, самореализации, культурной идентичности, свободе, справедливости в распределении благ, признанном участи в социальной жизни. Если А. Маслоу обосновывал иерархический характер базисных потребностей человека, считая потребность в самореализации вершиной всей пирамиды, а удовлетворение физиологических потребностей ее основанием, Дж. Бэртон отказывается от этого допущения.
9. Предконфликтная стадия: фазы, способы, предупреждение конфликта.
Неадекватное осознание объективной конфликтной ситуации, как правило, имеет двоякого рода последствия. А именно: Оно может способствовать сдерживанию, затягиванию возникновения открытого конфликта. Это происходит в результате недооценки или преуменьшения опасности конфликтной ситуации. Оно может выступить катализатором явного конфликта, способствовать ускорению его перехода в открытую форму противоборства. Различные оппоненты потенциального конфликта могут быть заинтересованы в неадекватной оценке и неадекватном восприятии опасности противоречий и факторов, возникших на этапе осознания объективной конфликтной ситуации, и сознательно вводить в заблуждение других субъектов конфликта.
Тема 10
1. Социокультурный цикл: составляющие компоненты.
Представляя собой один из многих способов описания феноменологической реальности, социкультурный подход опирается на актуальные принципы, которыми руководствуется исследователь, и которые являются следствием его собственного опыта и мировоззрения. Под принципом понимается исходное утверждение теоретического знания, основа категориального строя той или иной системы знания. Другими словами, введением принципов обозначается наличие ключевых утверждений относительно природы, свойств и особенностей исследуемой реальности.
3. Типы структурной динамики культуры.
Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому. В культурологии принято выделять следующие источники (механизмы) культурной динамики: инновации, обращение к культурному наследию, культурное заимствование, культурную диффузию, синтез.
5. Динамика религиозности населения в современной России.
Религиозность населения России в последние десятилетия на разных этапах менялась по-разному. Таких этапов, как нам представляется, можно выделить четыре. Первый: с 1989 года (когда стали проводиться массовые опросы) по середину 1990-х—его иногда называют «религиозным бумом». В эти годы число верующих, точнее тех, кто называет себя православным, выросло почти в два раза: с 20—30 % в 1988—1989 годах до 50—60 % к 1995 году. Соответственно снизилось число неверующих (атеистов) с 50 до 30 % (табл. 1, 2).
7. Массовая культура.
Более поздние исследователи видят в популярной культуре не только продукт, который индустрия преподносит пассивным «массам», но и поле для творчества и отображения социальных процессов и изменений. Например, в популярной культуре прослеживается переход к расовой толерантности за последние 50 лет — в то время, как в мультфильме 1950-х годов «Том и Джерри» афроамериканка представлена лишь в качестве прислуги, чьи руки в белых перчатках время от времени мелькают в кадре, уже в 2000-х Хэлли Берри, Джейми Фокс и Дензел Вашингтон получают премии «Оскар» за лучшее исполнение главных ролей.
9. Постмодернистская парадигма современной культуры.
Логика эволюции современного общества - логика перехода от двухполярного к однополярному миру, себя исчерпала. Будущее планетарного бытия возможно только на основе многополярности, несмотря на процесс глобализации с его универсализацией, унификацией аксиологических ориентиров. Возникли новые мировые мегатенденции в эволюции культуры, отвечающие на вызовы современной эпохи: культурная глобализация и процесс становления общечеловеческой культуры - культуры будущего — культуры антропокосмизма.
Тема 11
1. Своеобразие и сущность формализованного анализа (контент-анализа) документов.
Суть этих методов сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям.
3. Оперативные социологические исследования.
Социологические исследования по своей направленности, определяются характером познавательных целей и подразделяются на 4 основных класса: теоретический, ориентированный на формирование или приращение специальных социологических теорий; теоретико-практический, ориентированный на приращение специальных социологических теорий с возможным опосредованным выходом в управленческую практику; практико-теоретический, ориентированный на решение прикладных задач с возможным обобщением результатов и, таким образом, выходом в теорию; практический, ориентированный на получение информации для прямого использования в системе социального управления.
5. Социологический эксперимент: структура, типы, этапы проведения.
Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий. Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы.
Тема 12
1. Метод фокус-группы.
Фокус-групповое исследование является самым распространенным качественным методом сбора информации. Термин «фокус-группа» является сокращением от понятия «фокусированное интервью», предложенного Р. Мертоном, М. Фиске и П. Кендалл в 1946 г. В дальнейшем представители различных социологических школ по-разному трактовали особенности этого метода. Однако устойчивыми остаются некоторые подходы и принципы, которым следуют те, кто его использует. По мнению Т. Гринбаума — автора популярного на Западе учебника по фокус-группам — исследования этого типа включают четыре общих элемента: Вовлечение нескольких респондентов, собранных в одном месте.
3. Математические методы анализа и интерпретации социологических данных.
Подобное представление о роля математики я условий её применимости, вероятно, в какой-то мере очевидно. Тем не менее, говорить об этом приходится, поскольку естественно ожидать, что именно недостаточно чёткое понимание того, пал практически можно строить упомянутые выше модели, приводи? к неэффективности использования математики в социология. Другими словами, основной причиной, приводящей к неадекватному применении математического аппарата в социологии, по большому счёту, естественно считать то, что не всегда правильно соотносятся потенциальные возможности метода и те содержательные задачи, которые исследователь намеревается с его помощью решить.
5. Соотношение качественных и количественных подходов к анализу социологических данных.
1. Количественные исследования допускают объективную реальность социальных явлений, доминирование метода, возможность измерения психологических переменных и их отношений, в то время как качественный анализ предполагает возможность конструирования социальной реальности, приоритет предмета исследования, комплексность и сложность измерения переменных.