Введение
Одной из существующих проблем в области общественных наук является проблема изучения определения понятия общества, несмотря даже на то, что современная литература изобилует множественными дефинициями и подходами к определению.
Более того, выделенные и обоснованные дефиниции включают в себя разделение и изучение различных сторон общества. Принимая во внимание сложность, неоднозначность, абстрактность, а также многоуровневость данных определений и сущностных характеристик предмета изучения, многие исследователи говорят о том, что единого и универсального определения общества существовать не может, поскольку, уже описанные и обоснованные термины так или иначе сводят общество к какому-нибудь одному признаку. Вышеуказанные причины обосновывают актуальность выбранной темы для более глубоко и детального изучения.
Говоря о научной разработанности данной темы, следует упомянуть таких исследователей, как были А.А. Богданов и Людвиг фон Берталанфи, которые были родоначальниками системного подхода к пониманию общества; Платон, который обосновал и описал основные принципы системности общества; ветвь его понимания общества продолжили изучать в своих трудах такие ученые исследователи, как Аристотель, Спиноза, Кант, Шеллинг, Гегель, а позже и Маркс.
Объект исследования: общество как социальный феномен.
Предмет исследования: основные сферы общественной жизни.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты общества как системы.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
1. Проанализировать общество как систему.
2. Охарактеризовать основные сферы общественной жизни.
3. Рассмотреть общество и власть.
1. Общество как система: основные элементы и специфические черты
С того времени, когда многие научные отрасли были уже оформлены и которые занимались изучением общества, многие исследователи и ученые акцентировали свое внимание на изучении вопроса обоснования дефиниции общества. Социологи, главным образом, рассматривали общество, как комплекс, единое целое, включающее в себя различные элементы. Сама по себе социальная система может понимается как целое, которое упорядоченно и является комплексом объединенных между собой социальных элементов, которые являют собой группы индивидов, а также разного рода организации или институты. Данные элементы образовывают объединение устойчивых связей, которые впоследствии и образовывают социальную структуру [2, с. 132].
Данное определение выводит нас на мысль о том, что и само общество может пониматься как система, которая включает в себя множественность подсистем. Обобщая вышеописанное, представляется возможным сказать, что общество выглядит как матрешка, внутри которой располагаются ее меньшие части. Однако, прежде, чем углубиться в сам вопрос, который касается рассмотрения общества как системы, необходимо увидеть, как представляют себе общество ученые разных научных школ. Так, например, американский исследователь, занимающийся вопросами социологии, - Н. Смелзер, говорил, что общество представляется ему как объединение людей, которые имеют конкретные географические границы, а также общую правовую базу, понимаемую как законодательная система и определенную социо-культурную идентичность.
2. Основные сферы общественной жизни, их специфика и обусловленность
Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная [4, с. 53].
Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.
Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.
3. Общество и власть: соотношение
Власть в качестве «сущности» означает, во-первых, предположение, что существует некая абстрактная природа власти, а во-вторых, власть может быть представлена как некая вещь или некая сила, владельцем которой является индивид или группа лиц.
В такой трактовке власть может обозначать некую энергию, исходящую от личности или заложенную в принципах, принятых сообществом. Управляющие (индивидуальные или коллективные) становятся в этом случае владельцами указанной энергии. Такая концепция власти сложилась еще на заре человеческой цивилизации. Анализ деяний королей и других царственных особ, власть которых над людьми была, что называется, тотальной, а подчинение ей – безусловным, не составляет труда предположить, что эти правители обладали некими особыми качествами, отличавшими их от простых смертных. Цари и короли оказываются в таком подходе как бы над человеческим сообществом и обладают некими особыми качествами, позволяющими им подчинять других людей. Как пишет В. В. Желтов, эта, на первый взгляд, убедительная концепция не позволяет объяснить и понять целые периоды исторического развития. Во многих странах не раз бывали ситуации и полосы развития, в которых власть оказывалась беспомощной, неспособной влиять на ход развития событий. Более того, не только обстоятельства, но и люди, еще вчера полностью покорные, выступали в определенных условиях против власти, а иногда и полностью разрушали ее [7, с. 162].
Проблема заключается в том, что система власти как целостность включает ряд подсистем – политическую, экономическую, военную, правовую, административно-управленческую, воспитательно-образовательную и т.д., внутри которых и между которыми как по горизонтальному, так и по вертикальному срезам устанавливаются определенные, характерные для каждой из них отношения. Более того, в любом обществе постоянно осуществляется конкуренция властей, ее результат и определяет субъекта. Многие политологи, в том числе марксистской ориентации, считают важнейшей среди них экономическую власть, власть собственников средств производства и других общественных богатств.
Заключение
Общество являет собой сверхсложную и многоуровневую систему, которая обладает специфическими особенностями, которые проявляются в своем происхождении, функционировании, а также развитии. Источником такого развития является единство разнообразных сил, в том числе таких, как – природные, социальные и духовные. Их соотношение в ходе исторического развития изменяется и не может быть постоянно предсказываться с абсолютной точностью. Важно также отметить, что в данном исследовании общество было рассмотрено как универсальный способ организации социального взаимодействия человечества, который способен обеспечивать удовлетворение основных потребностей людей.
Было обосновано, что общество – это открытая система, которая может включать в себя не полностью реализованный потенциал и разного рода возможности, также как и возможно существование закономерной непредсказуемостью многих событий. Также есть все основания полагать, что на современном этапе развития мировая цивилизация располагается на рубеже необходимости безотлагательного решения глобальных проблем современности. Такое положение вещей позволяет по-новому взглянуть на процессы взаимодействия разных культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических и экономических концепций. Также важно отметить, что человечество способно выжить, развиваться и эволюционировать при полном исключении насилия как единственном пути решения всех существующих проблем общества и обеспечения права каждого человека на существование в соответствии с их предназначением. В итоге, видится необходимость подчеркнуть, что социум являет собой целостную систему с характерными для нее качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности. Вследствие своих качеств данная социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к включенным в неё элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.