1. Теоретические основы проблемы развития у детей 4-5 лет творческого воображения посредством использования лего-конструирования
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития у детей 4-5 лет творческого воображения
Понятие «творческого мышления» представляет собой сложное сочетание мышления и творчества.
Согласно Л.С. Выготскому, мышление – это «социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза» [3, с. 117].
Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основным критерием, отличающим творчество от изготовления (производства), является уникальность его результата.
В.Н. Дружинин подчеркивает, что «результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию» [5],
Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-либо аспекты своей личности. Именно этот факт придает продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Под творческим мышлением понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем, что является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам).
Д.Б. Богоявленская считает, «творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы» [2].
Согласно В.Н. Дружинину, творческое мышление – «мышление, связанное с преобразованием знаний, включающее воображение, фантазию» [5].
В основе творческого мышления лежит высокий уровень творческого воображения. Воображение – это «психический процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений» [8, с. 163]. Творческое воображение – «это самостоятельное создание новых, несуществующих образов в процессе деятельности» [8, с. 168]. В данном случае речь может идти как об объективно (такие предметы действительно не существуют), так и о субъективно новом (это ново для данного человека).
Разница между творческим воображением и творческим мышлением в том, что главная функция мышления – раскрыть сущность предметов и явлений, и оно оперирует с реальным содержанием образов, а воображение – это реальный мир, взятый в ином измерении, это другое предметное содержание образа.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
Наряду с понятием «творческое мышление» широко используется понятие «креативность». Креативность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации [7, с. 162].
1.2 Потенциальные возможности лего-конструирования в развитии у детей 4-5 лет творческого воображения
С помощью конструктора ЛЕГО дети могут воссоздать своеобразный и свой уникальный мир, одновременно осваивая непростые математические знания, развивая мелкую моторику, двигательную координацию, разрабатывая глазомер. Проведение мероприятий по конструирования развивают пространственное и образное мышление, стимулируют любознательность, пробуждают самостоятельность и инициативность, активируют воображение и фантазию, и ко всему этому интерес к самому творчеству и изобразительству. Важнейшая задача стоит перед педагогом — сформировать нужные условия для вовлечения детей в интересующий вид деятельности, который позволяет открыть потенциальные способности своих воспитанников.
Игры ЛЕГО способствуют развитию интеллектуальных качеств: память, особенно зрительную, внимание; способность находить закономерности и зависимости, систематизировать и классифицировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить и исправлять недостатки и ошибки; пространственное и воображаемое; способность предвидеть результаты своих действий [14, с. 31].
Большинство игр ЛЕГО не ограничиваются предлагаемыми задачами, но позволяют детям создавать новые версии задания, то есть заниматься творческой деятельностью. Не замеченные ребенком, эти игры помогают приобрести очень важную способность сдерживаться, не вмешиваться в дела друга, думать и принимать решение, не просить о помощи, если вы не попытались сделать это самостоятельно.
Работа с деталями ЛЕГО стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его создавать и уничтожать, что также очень важно. Не уничтожать агрессивно, не задумываясь, а обеспечить возможность создания нового. Разрушая свою собственную конструкцию ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или завершить некоторые из своих частей из уже освобожденных частей, действуя как создатель. Таким образом, строительство ЛЕГО - это тип продуктивного моделирования производственной деятельности.
Благодаря этому, сложные задачи обучения могут быть решены через захватывающую творческую игру, в которой не будет проигравшего, ребенок и учитель могут справиться с этим. Наборы ЛЕГО отличаются высоким качеством, эстетикой, невероятной силой и безопасностью. Не все дети могут сразу закончить самую простую конструкцию, но это не страшно, так как они должны сначала ознакомиться с материалом. И первые уроки проводятся для этой цели. Необходимо дать детям строителя, чтобы они действовали как исследователи. После первого урока уже понятно, как дать детям конструктор, в коробке или россыпью. Предварительный разговор должен быть очень эмоциональным. Необходимо учитывать дозировку речевого материала. Дети не должны устать слушать. Чрезмерное торможение разговора приведет к снижению интереса. Увидев конструктор, дети уже хотят играть и строить. А здесь можно использовать короткие эмоциональные стихи: детали, детали, детали вы спать не устали? Сегодня с утра Нам строить пора!