Введение
Право на профессиональное представительство происходит из конституционных положений, так, например, в соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ) каждый имеет право на защиту своих прав и свобод, одной из гарантий защиты прав граждан в соответствии со ст. 46 Конституции РФ является право обращение в суд . В гражданском обществе адвокатура и адвокаты являются основными субъектами реализации этого конституционного права во всех видах судопроизводства.
Данные, изложенные в научной литературе, свидетельствуют о необходимости внесения изменений в действующее законодательство, в соответствии с которым следует ограничить «рынок» оказания юридической помощи путем его профессионализации. В 2015 2016 годы центральный аппарат Минюста России принял более 1 тыс. жалоб и заявлений пострадавших от некачественного оказания юридических услуг не адвокатами. Вроде бы немного, но большинство заявителей лица социально незащищенные (малоимущие, пенсионеры, инвалиды и т.п.), а некоторые даже были вынуждены брать кредиты для оплаты юридических услуг. В условиях формирования гражданского общества и создания свободной, рыночной, конкурентоспособной российской экономики, усиления роли судебной защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц возрастает значение представительства как гарантии в механизме защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.
Исследование института представительства от истоков до наших дней позволяет уяснить его природу и сущность, связь с судебной деятельностью; выявить виды, субъектов, основания и формы представительства в гражданском процессе; сделать его более эффективным в правоприменительной практике и широко использовать для защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Специфичность гражданского процесса, сложность в понимании человеком, не имеющим необходимого уровня знаний, норм права, обусловливает необходимость при защите своих прав прибегать к помощи специалистов. Статья 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), гласит «Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя» .
В виду сложившейся ситуации, законодателем был разработан проект Федерального Закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи» (Далее ФЗ «Об оказании квалифицированной юридической помощи»). В пояснительной записке к проекту ФЗ «Об оказании квалифицированной юридической помощи» указано «Является очевидным, что на современном этапе развития России решение провозглашенной Президентом Российской Федерации задачи борьбы с правовым нигилизмом и коррупцией не может быть осуществлено без обеспечения гарантированного ст. 48 Конституции России права на получение квалифицированной юридической помощи. В свою очередь, это требует исправления неудовлетворительной ситуации, сложившейся в России в сфере оказания юридической помощи (услуг)» . В действительности важность и необходимость профессионализации представительства сложно переоценить. Несмотря на это проект ФЗ «Об оказании квалифицированной юридической помощи» неоднократно подвергался не только обсуждению, но и критике. Законодателем принята попытка по профессионализации юридических услуг, в том числе и по представительству интересов граждан в гражданском процессе, путем предъявления квалификационных требований к субъектам оказания юридической помощи.
Глава 1. Правовые основы статуса адвоката-представителя в гражданском процессе
1.1 Правовой статус адвоката: понятие и содержание
Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность в порядке, установленном Законом об адвокатуре. Статус адвокатской профессии присваивается от имени государства решением квалификационной комиссии, адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Статус адвоката присваивается на неопределенный срок – пожизненно.
Территориальные органы Минюста России ведут региональный реестр адвокатов субъекта РФ и выдают им удостоверение, подтверждающее статус адвоката.
Реформа адвокатуры вызывает и критику в адрес власти, и разногласия внутри юридического сообщества. Один из спорных пунктов – увеличение в стране количества защитников за счет правовых профессионалов из бизнеса. Противники этого подхода утверждают, что он грозит гражданам понижением качества услуг, так что сперва, мол, надо укрепить положение нынешних адвокатов. При этом в их ряды многие корпоративные юристы отнюдь не спешат. Получается, что мало кто хочет повышения конкуренции и ответственности.
В юридической среде, например, уже заявляют о «тупиковости» реформы, которая предусмотрена Концепцией юридической помощи, разработанной в Минюсте РФ. Ряд адвокатских образований в регионах не просто высказываются против нововведений, а создают для противодействия им лоббистские группы вроде «Адвокатской инициативы – 2018». В них вступают как вольные юристы, не желающие попадать в зависимость от Федеральной палаты адвокатов (ФПА), так и те, кто выступает против повышения конкуренции из-за привлечения специалистов, практикующих сейчас вне адвокатуры.
Законом установлены основания приостановления и прекращения статуса адвоката.
Приостанавливается статус адвоката по следующим основаниям: его избрание в орган государственной власти или местного самоуправления на период работы на постоянной основе; призыв на военную службу; неспособность более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности; признание адвоката судом безвестно отсутствующим; принятие судом решения о применении к адвокату принудительных мер медицинского характера.
Прекращается статус адвоката по следующим основаниям: личное заявление в письменной форме о прекращении статуса адвоката; вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным; смерть адвоката или вступление в законную силу решения об объявлении его умершим.
Статус адвоката обеспечивается государственными гарантиями его независимости, в частности: запрещается вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в рамках закона, либо препятствование ей.
Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий, предусмотренных УПК.
Адвокат вправе:
осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории РФ без какого-либо дополнительного разрешения;
осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта РФ, сведения о нем вносятся только в один региональный реестр;
осуществлять свою профессиональную деятельность независимо от каких-либо влияний, руководствуясь собственным правосознанием и действующим законодательством;
состоять в политических партиях и общественных движениях;
Глава 2. Деятельность адвоката на различных этапах процесса доказывания
2.1 Формирование позиции по делу
Выработка позиции по делу - это технология, предполагающая определенную последовательность профессиональных действий, обеспечивающих целенаправленную и эффективную деятельность юриста. Поэтому выработка позиции по делу предполагает осознание и осмысление определенных этапов этой деятельности юриста.
Следует отметить, что в юридической профессии технологии не могут быть определены жестко и однозначно, как это имеет место, например, в технических специальностях. Технология в работе юриста зависит не только от обстоятельств конкретного дела, но и от личности самого юриста: его привычек, опыта, возраста, темперамента и пр.
Возможно предложить лишь отдельные составляющие этой технологии, но каждый юрист может вносить свои коррективы, определять наиболее приемлемый для него способ структурирования данной работы и последовательность ее выполнения. Вместе с тем необходимо признать, что невыполнение отдельных этапов при выработке позиции может привести к негативным последствиям, когда позиция не получит реализации и дело будет проиграно.
Этапы выработки позиции по делу:
1. Определение позиции по делу.
2. Согласование отдельных составляющих позиции.
3. Тест на реальность или работа с контраргументами.
4. Завершение выработки позиции и ее текстуальное оформление .
Перечисленные этапы выделяются условно лишь для удобства описания этой работы и ее отдельных элементов. В практике все эти этапы взаимосвязаны и существенно влияют как на выполнение отдельных технологических операций, так и на достижение конечного результата. Однако на понятийном уровне юрист должен знать, что представляет собой каждый из элементов выработки позиции по делу.
В реальной юридической практике навыки анализа дела и выработки позиции в деле неразрывно связаны. Результаты анализа влияют на развитие позиции, но позиция по делу, в свою очередь, требует снова и снова возвращаться к анализу. Анализ дела и выработка позиции, а затем ее реализация фактически составляют суть работы адвоката по делу. Анализ кейса проводится, как правило, с целью выработки наиболее эффективной позиции, определения стратегии и тактики ведения бизнеса и планирования всей работы по кейсу.
Для этого необходимо, прежде всего, определить, какова позиция в деле, от чего он зависит и из чего он состоит. Необходимо понять, почему такая ситуация возникает в судопроизводстве, когда процессуальные оппоненты говорят об одних и тех же фактах объективной реальности совершенно по-разному, но с одинаковой уверенностью в их правильности. Означает ли это, что одна из сторон явно неправа, и проблема суда состоит только в том, чтобы определить, какая именно? Кажется, что вопрос о позиции по делу гораздо глубже и требует обсуждения не только с точки зрения профессиональных навыков, но и понимания его теоретического характера.
В гражданских и уголовных делах участвуют стороны с разными интересами и противоположными позициями. Каждая сторона стремится к победе в этом процессе и для этого пытается найти и представить суду все факты, которые укрепляют его позицию и подрывают требования противника. Если в то же время сторона приводит ложный факт или искажает истинный, другая сторона может раскрыть его, к чему она мотивирована своей собственной выгодой, личным интересом.
В литературе предлагаются различные толкования понятия «положение в деле», основными из которых являются:
1) положение по делу - версия стороны фактических обстоятельств и заявленное юридическое требование, оправданное этой версией;
2) 100% опрошенных адвокатов заявили, что позиция по делу является «заявленным юридическим требованием» .
Заключение
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Учитывая, что С.Ю. не является представителем лица, в отношении которого просил предоставить сведения, запрошенная истцом информация относится к персональным данным гражданина, следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии у органа государственной власти правовых оснований для исполнения адвокатского запроса С.Ю.
При реализации права на оказание квалифицированной юридической помощи С. адвокат С.Ю. не лишен возможности, в случае судебного разбирательства, заявить перед судом ходатайство о необходимости получения и использования в качестве доказательств сведений об имущественном положении гражданина К.
Встречаются также случаи, когда правоприменитель соответствующими письмами заранее информирует адвокатов о характере запрашиваемых ими сведений. Примером может послужить, письмо Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции Российской Федерации о разъяснении действующего законодательства, касающегося направления адвокатского запроса о предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 9 ноября 2017 г. № 12-139627/17. В резолютивной части письма указывается: «Учитывая вышеизложенное, в целях выработки единой практики направления адвокатского запроса о предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые отнесены законодательством к сведениям ограниченного распространения, просим довести настоящее письмо до сведения адвокатских палат субъектов Российской Федерации».
Таким образом, несмотря на особый правовой статус адвокатов в гражданском судопроизводстве, их полномочия на получение информации приравнены к праву обычных граждан. Анализ законодательства и практики наглядно показывает, что право на сбор сведений адвокатов, необходимых для оказания юридической помощи, является в большей степени декларативным и на законодательном уровне не снабжено соответствующим механизмом его реализации. Законодательное усиление действенности адвокатского запроса будет способствовать повышению эффективности правосудия путем разгрузки судов от заявлений и ходатайств, касающихся истребования доказательств. Внесение соответствующих изменений в Закон об адвокатуре и в процессуальные кодексы поможет превратить адвоката в полноправного участника процедуры сбора доказательств и особого участника гражданского судопроизводства.