Глава 2 Проблемы и пути совершенствования реализации норм международного права медицинскими организациями
2.1 Проблемы реализации норм международного права медицинскими организациями
В правовой системе России нормативный правовой акт признан основным источником национального права, наряду с которым применяются нормативные договоры, общие принципы права и правовые обычаи.
Источниками регулирования любой сферы деятельности, в том числе медицины, традиционно считаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров, которые регулируются статьей 15 Конституции Российской Федерации. Всеобщая декларация прав человека, провозглашающая право человека на медицинскую помощь, необходимую для поддержания здоровья, признана международным актом, в том числе в сфере медицинской деятельности (статья 25).
Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах закрепляют право каждого человека на здоровье. При этом в них нет прямого указания на платный или бесплатный характер оказания медицинской помощи.
Среди других международных нормативных актов следует назвать Хартию Всемирной организации здравоохранения, согласно которой «здоровье - это не отсутствие болезней как таковых или физических недостатков, а состояние полного физического, психического и социального благополучия». В этом случае состояние человека можно оценить как здоровое, если при наличии этих характеристик отсутствуют заболевания, а также нарушения функций органов и систем организма. Здоровье человека - это качественная характеристика, состоящая из набора количественных параметров (антропометрических, физических, биохимических, биологических и др.). Минимальный стандарт соответствующих мер по охране здоровья, которые государство может гарантировать с учетом его финансовых возможностей на определенном этапе своего развития, закреплен в национальном законодательстве.
В целях унификации норм российского законодательства с общими принципами регулирования вопросов оказания медицинской помощи (включая лекарственное обеспечение) помимо Устава ВОЗ большое значение имеют иные документы Всемирной организации здравоохранения. Данные документы, не являясь обязательными для исполнения, содержат ориентиры для национальных министерств, предлагают решения злободневных проблем медицинской деятельности, полученные в результате широкого анализа складывающихся практик и их коллективного обсуждения [8].
Основным и важнейшим Законом России является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, закрепляющая основные положения во всех направлениях жизнедеятельности общества. Конституция РФ определяет политику и в сфере здравоохранения, в целом, и медицинской деятельности, в частности. Конституция РФ обладает высшей юридической силой в сфере охраны здоровья граждан, и все остальные нормативные правовые акты издаются на ее основе и не должны ей противоречить.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Цель социальной политики государства – обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.
2.2 Пути совершенствования реализации норм международного права медицинскими организациями
Хирургическая антибиотикопрофилактика должна проводиться в течение 120 минут до разреза, адаптированного к периоду полувыведения антибиотиков [7]. При оптимальных сроках введения антибиотиков, потенциал снижения инфекций в кардиохирургии составил от 9% до 31% [8].
Значительное снижение вероятности возникновения хирургической инфекции (0,54 (95% ДИ: 0,37-0,70) отмечено, когда антибиотики вводили до разреза, по сравнению с тем, когда не вводили антибиотики или вводили после разреза (ОШ 0,54; 95%: 0,37-0,70) [3].
По данным, выполнение рекомендаций КС ВОЗ на всех этапах проводилось у 90% пациентов (невыполнение отдельного пункта этапа КС было основанием для исключения). АБП в К-1 проведена у 89,3% пациентов (в контрольной – в 63,7%), в т.ч., в соответствии со временем введения антибиотиков в 85,4% и 64,7%, соответственно. Правильное применение АБП, несомненно, повлияло на частоту ИОХВ – в К-1 она была достоверно ниже по сравнению с К-2 (снижение от 13,2% до 2,6 раз).
Полное соответствие, используя все 3 этапа (Вход, Тайм-аут и Выход) КС было выявлено в 75,7% (1743/2304) процедур, в общей сложности 88,9% (2048/2304) использовали какие-либо части контрольного перечня, включая все случаи полного соблюдения 1,2 и 3 частей.
Использование чек-листа ВОЗ для профилактики хирургических осложнений позволяет эффективно снизить их количество, в первую очередь это касается так называемых предотвратимых осложнений, что доказано многочисленными исследованиями за последние 10 лет.
Основными показателями оценки эффективности Контрольного листа хирургической безопасности были периоперационные осложнения, показатели соблюдения рекомендаций.
Выполнение рекомендаций контрольного списка ВОЗ было проанализировано в клинике (К-1) и другой (К-2), где эти рекомендации не использовались на 2014-2018 годы.
Позиция ВОЗ заключается в том, что здоровье является одним из прав человека, которое «налагает на государства юридическое обязательство предоставлять доступ к своевременной, приемлемой и недорогой медицинской помощи надлежащего качества, а также к связанным с ней детерминантам здоровья, таким как безопасная питьевая вода, санитария, питание, жилье, информация о здоровье, санитарное просвещение и гендерное равенство. "ВОЗ рассматривает представление государствами универсальных периодических обзоров (УПО) Совету ООН по правам человека и деятельность Международного комитета по экономическим, социальным и культурным правам как примеры формы международно-правового контроля за соблюдением права на здоровье.
Устав (Устав) ВОЗ 1946 года10 (с поправками 1960 года, Резолюция WHA 12.43) устанавливает в преамбуле концепцию здоровья как состояния полного физического, психического и социального благополучия, обладание которым является одним из основных человеческих качеств. прав. Цель ВОЗ - достижение наивысшего уровня здоровья всех народов (статья 1 Хартии). Согласно ст. 21 Хартии Всемирная ассамблея здравоохранения, состоящая из делегатов государств-членов, уполномочена устанавливать санитарные и карантинные требования, номенклатуру болезней, стандарты диагностики и безопасности биологических и фармакологических продуктов, их рекламу и маркировку. в международной торговле.
В 2020 г. началось формирование т. н. «ковидного» права [2] на национально-правовом уровне. ВОЗ и Международный комитет по таксономии вирусов включили коронавирусную инфекцию (COVID-19) в Международную классификацию болезней. Тем самым ВОЗ получила право объявлять меры по обеспечению готовности и призывать государства к реагированию на это заболевание. 11 марта 2020 г. ВОЗ объявила первую в истории человечества вызванную коронавирусом пандемию, при которой мировое сообщество не в состоянии избежать негативного влияния пандемии на глобальную экономику и торговлю. Многие из государств – участников ВОЗ приняли действительно беспрецедентные меры по борьбе с коронавирусом [3], провели карантинные мероприятия и установили определенные ограничения прав граждан согласно требованиям общественной безопасности.