ВВЕДЕНИЕ
В исторической науке XVII век принято называть «переходной эпохой», в которой готовились реформы Петра Великого. Современники называли свою эпоху «бунтарской», так как она опрокинула привычные основы жизни и внесла кардинальные изменения в Древнюю Русь.
Но, несмотря на это, профессиональная музыка во многих жанрах достигает огромных, качественно новых высот в XVII веке. Ее развитие, идет по пути укрепления светского начала, и светская проникает в саму церковную музыку, изменяя ее характер и формы воплощения. Но в это время авторитет церкви снижается, в проведении церковных обрядов появляется желание все понять и проанализировать. В XVII веке в русской церкви произошел раскол, отразившийся на проведении богослужений и их оформлении. И возникает мнение, что божественное пение и музыка несовместимы. В связи с этими явлениями воссоздается знаменный распев и рождается партесное многоголосие.
В данной работе будут рассмотрены истоки и расцвет партесного пения.
История партесного пения и его стилевые истоки. Расцвет партесного пения
«Партесное пение» – наиболее развитый, зрелый жанр профессионального многословия, появившийся на юго-западе России на рубеже средневековья и нового времени – в конце XVI века. Появление этого жанра было связано с проникновением в Россию западноевропейских влияний, оказавших сильное воздействие на характер русского музыкального искусства [3, с. 125].
Источником формирования многоголосого пения гармонического склада, который получил название «партесное», была Украина, и большую роль в его распространении сыграли братские школы, которые были центрами не только сочинительства, но и музыкального образования. Среди минимальных знаний, которые ученик приобретал в школе того времени, была обязательная музыка, и, прежде всего, пение. Через музыку письменной традиции, изначально церковную музыку, развивалось профессиональное искусство, а музыка православной церкви выступала как воплощение «своей» культуры, в отличие от католической.
Однако полупрофессиональное творчество в жанре светской, а особенно духовной музыки было хорошо известно как в украинской, так и в белорусской среде – гимны, «пасторальные», колядки, псалмы, которые были распространены в Польше, Чехии, Словакии и других славянских странах и составляли содержание многочисленных певческих сборников (песнопений). Вероятно, именно этот пласт творчества создал почву для нового типа многоголосного пения. Кроме того, профессиональное многоголосие сформировалась под влиянием высокоразвитой европейской музыкальной культуры, прежде всего польской (как своего рода посредник между Западом и Востоком).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Партесное пение – это вид церковного пения, в основе которого лежит многоголосное хоровое исполнение композиции. Партесное пение берет свое название от слова «голос», так как делится на голоса или партии. Постоянное многоголосие обычно представляет собой 4-х вокальные мелодии знаменного и другого пения. Переменное многоголосие подразумевает чередование звучания полного хора и отдельных групп голосов.
Родиной партесного пения является Юго-Запад России. В борьбе против унии и католицизма православные христиане Юго-Западной Руси стремились развивать такой тип пения, который отличался бы от католического органного звучания.
Инициаторами развития этого типа пения были православные братства. Открывая школы при монастырях, они ввели изучение партесного пения в храмах, в хоровых церквях. Покидая Юго-Западную Россию, православные христиане перенесли партесное пение в Московское государство, где преобладало одноногое хоровое пение. Таким образом, партесное пение пришло на смену знаменному пению. Партесное пение было введено в литургическое употребление в 1668 году с согласия восточных патриархов.
История партесного пения и его стилевые истоки. Расцвет партесного пения
«Партесное пение» – наиболее развитый, зрелый жанр профессионального многословия, появившийся на юго-западе России на рубеже средневековья и нового времени – в конце XVI века. Появление этого жанра было связано с проникновением в Россию западноевропейских влияний, оказавших сильное воздействие на характер русского музыкального искусства [3, с. 125].
Источником формирования многоголосого пения гармонического склада, который получил название «партесное», была Украина, и большую роль в его распространении сыграли братские школы, которые были центрами не только сочинительства, но и музыкального образования. Среди минимальных знаний, которые ученик приобретал в школе того времени, была обязательная музыка, и, прежде всего, пение. Через музыку письменной традиции, изначально церковную музыку, развивалось профессиональное искусство, а музыка православной церкви выступала как воплощение «своей» культуры, в отличие от католической.
Однако полупрофессиональное творчество в жанре светской, а особенно духовной музыки было хорошо известно как в украинской, так и в белорусской среде – гимны, «пасторальные», колядки, псалмы, которые были распространены в Польше, Чехии, Словакии и других славянских странах и составляли содержание многочисленных певческих сборников (песнопений). Вероятно, именно этот пласт творчества создал почву для нового типа многоголосного пения. Кроме того, профессиональное многоголосие сформировалась под влиянием высокоразвитой европейской музыкальной культуры, прежде всего польской (как своего рода посредник между Западом и Востоком).
Польская музыка, имевшая сильные традиции развитого многоголосия, к середине XVI века заняла одно из ведущих мест в Европе. Некоторые ее особенности сильно отличались от русско-украинской музыки второй половины XVII века: сильное влияние светской мелодии, вторжение танцевальных ритмов, формирование детальной композиции на свободную тему [1, с. 154].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Партесное пение – это вид церковного пения, в основе которого лежит многоголосное хоровое исполнение композиции. Партесное пение берет свое название от слова «голос», так как делится на голоса или партии. Постоянное многоголосие обычно представляет собой 4-х вокальные мелодии знаменного и другого пения. Переменное многоголосие подразумевает чередование звучания полного хора и отдельных групп голосов.
Родиной партесного пения является Юго-Запад России. В борьбе против унии и католицизма православные христиане Юго-Западной Руси стремились развивать такой тип пения, который отличался бы от католического органного звучания.
Инициаторами развития этого типа пения были православные братства. Открывая школы при монастырях, они ввели изучение партесного пения в храмах, в хоровых церквях. Покидая Юго-Западную Россию, православные христиане перенесли партесное пение в Московское государство, где преобладало одноногое хоровое пение. Таким образом, партесное пение пришло на смену знаменному пению. Партесное пение было введено в литургическое употребление в 1668 году с согласия восточных патриархов.