ВВЕДЕНИЕ
Музыка занимает особое место в системе искусства из-за ее комплексного воздействия на человека. Поэтому очень значим тезис о важности музыкального воспитания детей, о его значении для раскрытия общих психических свойств (восприятия, мышления, памяти, воображения, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, формирования нравственно-эстетических потребностей ребенка, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.
Успех приобщения учащихся к музыкальному искусству в целом во многом основан на приобретении детьми определенного багажа знаний, навыков и умений, положительно влияющих на возникновение, сохранение и консолидацию их интересов - познавательных, эстетических, моральных, социальных. Система обучения в детских музыкальных школах строится на взаимосвязи музыкальных предметов, таких как: сольфеджио, прослушивание музыки, хор, сольное пение, музыкальная литература, музыкальный инструмент.
Важность дисциплины «Сольфеджио» в образовании музыканта невозможно переоценить: изучение нотной грамоты, музыкальной теории и приобретение навыков сольфеджио (пения) составляют необходимую профессиональную базу музыканта и вокалиста.
Актуальность темы доклада обусловлена тем, что одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-интонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т. д.).
Цель работы – изучить особенности развития вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио в 1 классе детской музыкальной школы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать особенности вокально-интонационных навыков;
- изучить возможности развития вокально-интонационных навыков в 1 классе детской музыкальной школы.
В процессе подготовки доклада были использованы труды следующих авторов: Т. Вахромеевой, Л.М. Масленковой, Ж. Металлиди и др.
РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В 1 КЛАССЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Предмет «Сольфеджио» - одна из обязательных дисциплин в учебных программах детских музыкальных школ и школ искусств, определяющих оригинальность и универсальность национальной системы музыкального образования. Сольфеджио - практическая дисциплина, направленная на развитие музыкальных способностей [4].
Сольфеджио также играет огромную роль в формировании многих качеств, характеризующих независимую личность. Уроки сольфеджио развивают не только музыкальный слух и память, но и обучают: развивают концентрацию внимания, умственную и творческую активность, ассоциативную основу, способствуют приобретению учащимися аналитических навыков.
Основная тема предмета сольфеджио - пение. Правильное и выразительное пение - чуть ли не главный навык, приобретаемый на уроках сольфеджио. Хотя пение является естественным фактором, в последнее время по ряду причин дети поют все хуже и хуже. Задача уроков сольфеджио - научить детей петь, но не только развить голос, но и научить детей слушать себя во время пения без перерыва, постоянно анализировать следующие параметры с разных точек зрения: точность высота звука по отношению к высоте, длине, оттенку, звуковой мощности и т.д. При этом не следует забывать и о художественной стороне исполнения [2].
Одна из необходимых форм работы на уроках сольфеджио - вокально-интонационные упражнения. Они помогают развитию музыкального слуха (модального, гармонического, внутреннего), а также обучают практическим навыкам пения с листа, записи мелодий и анализа аудирования. Вокально-интонационные упражнения позволяют практически закрепить теоретическую информацию, которую учащиеся получают на уроках сольфеджио. При работе над интонационными упражнениями педагог должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, структура, свободное дыхание, умение петь нараспев, легато). Как и в случае с сольфеджированием, важную роль играет тональная настройка.
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В 1 КЛАССЕ
На первом году обучения развитие чистоты интонации - это отдельная форма работы на уроках сольфеджио. В дальнейшем работа над интонацией включена практически во все разделы сольфеджио.
Правильное пение - залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагог должен строго следить за качеством пения в любой форме работы, будь то интонационные упражнения, чтение с листа или пение выученных песен. Запрещается петь без дыхания, отрывистого звука или петь с закрытыми губами, едва слышно.
С детьми выполняются интонационные упражнения на первом году обучения. Пение начинается с певческого набора:
1. Правильная удобная посадка – это установка на внимание.
2. Правильное дыхание поможет выработать ровный звук.
Пение начинается с песни на один звук, постепенно расширяя диапазон. Многие дети не могут перейти от разговоров к пению. Решая эту задачу, следует помнить, что гласные играют важную роль в пении, и поэтому первые песни и мелодии должны быть основаны на пении преувеличенных гласных.
Хорошо усиливает интонацию, развивает слух распевка в полутоне. Полутоны поются с «y» вверх и вниз от основного тона, сначала с поддержкой фортепиано, затем без. Распевки не меняются часто, так как их повторение способствует формированию вокальных и интонационных навыков, кроме того, хорошо, если распевки относятся к изучаемому материалу, это позволяет еще раз закрепить его.
Чтобы дети слышали себя, нужно петь негромко, не форсируя звук. Маленькие песни лучше всего исполнять без сопровождения. Развитие чистого певческого навыка у начинающих следует начинать с небольших мелодий, построенных на отдельных интонационных оборотах. Например, при пении интонация нисходящей трети (на начальном этапе удобнее петь сверху вниз). Имеет смысл начать с интонирования в унисон и пения под один и тот же звук, хотя в некоторых случаях это может быть труднее, чем интонирование нисходящей трети. Затем постепенно усложняются мелодические обороты, добавляются шаги, расширяется диапазон мелодий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, необходимо использовать вокально-интонационные упражнения, начиная с младших классов на уроках сольфеджио, это закладывает основу для учащихся в правильном певческом дыхании, формировании певческого диапазона, слуховом контроле, модальном ощущении, функционально-гармоническом слухе, развивает координацию между слухом и голосом. Известно, что использование игры на уроках сольфеджио помогает ребенку легче усваивать материал, мобилизовать внимание, поскольку игра позволяет ребенку работать на уроке не пассивно, а творчески. Каждый преподаватель вправе не только выборочно использовать необходимые упражнения, но и вводить свои в зависимости от конкретных педагогических задач.
Следует отметить, что вокально-интонационные навыки - основа всего вокального развития. Очень важно заложить этот фундамент уже на начальном этапе обучения, правильно выбрать варианты практических заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, заинтересовать и увлечь их пением. Все это будет способствовать творческому росту и развитию ребенка.