ВВЕДЕНИЕ
31 октября 2003 года на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Конвенция ООН против коррупции, КНР присоединилась к списку из 34 государств, ратифицировавших Конвенцию (Конвенция была ратифицирована 27 октября 2005 года на 10-й сессии 18-й Всекитайский съезд народных представителей). Этот документ официально вступил в силу 12 декабря 2005 года. В нынешней антикоррупционной кампании для КНР принципиально важно привести свое законодательство в соответствие с нормами Конвенции ООН, что приведет к международному руководству борьба с коррупцией на качественно новый уровень. Теперь некоторые нарушения и процедуры их устранения, установленные Конвенцией, еще не предусмотрены в китайском уголовном праве. Среди них: взятка иностранному государственному служащему; преступление, совершенное сотрудником международной организации; ареста и замораживания активов, полученных в результате мошенничества с коррупцией, если они были переведены за границу.
Вопрос смертной казни обладает определенной остротой, даже не в рамках рассмотрения коррупции, а в системе исполнения наказаний, а также вопроса, связанного с ошибочностью вынесенного приговора. По данному вопросу следует сказать о том, что пожизненное лишение свободы, например, наносит также несоизмеримый ущерб человеку, который был осужден за преступление, в котором он не виновен. Именно по этой причине рассматривать вопрос смертной казни по вопросу гуманности, на мой взгляд, не совсем корректно, в том числе и потому, что рассмотрение данного вопроса в такой плоскости позволяет говорить о вообще невозможности доверять судебной власти ввиду того, что она может допустить ошибку и осудить невиновное лицо.
КИТАЙСКИЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
Одной из наиболее значительных и значительных областей в строительстве новой антикоррупционной системы в КНР является активная работа, проводимая Китайской прокуратурой (КНР) по созданию специального антикоррупционного законодательства. В начале 90-х. создание такого закона было включено в число приоритетных задач с точки зрения развития страны на восьмой пятилетке. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей уполномочил прокуратуру Китая разработать такой законопроект. ВНП создал специальную группу для решения этой проблемы, и в течение относительно длительного периода было подготовлено около 17 проектов Закона о борьбе с коррупцией и взяточничеством. В процессе рассмотрения уголовного законодательства КНР один из этих вариантов был включен в Уголовный кодекс, который был принят 14 марта 1997 года на пятой сессии восьмого созыва Всекитайского собрания народных представителей и вступил в силу в октябре 1, 1997. В специальной части Уголовного кодекса, глава 8, «Коррупция и взяточничество», объединяющая 15 статей (статьи 382-339). Согласно нормам, изложенным в этой главе, коррупция в отношении общественных ценностей, совершенная государственными служащими, использующими официальную должность, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или арестом; с большой суммой суммы, отягчающими обстоятельствами - тюремное заключение на пять или более лет; при особо отягчающих обстоятельствах - пожизненное заключение или смертная казнь .
В настоящее время вопрос о разработке специального закона о борьбе с коррупцией вновь включен в повестку дня в прокуратуре Китая. Существует рабочая группа, которая, согласно официальным заявлениям, разрабатывает специальное антикоррупционное законодательство на основе Конституции КНР, соответствующих глав Уголовного кодекса, а также изучение антикоррупционного законодательства зарубежных стран и международные организации (в первую очередь Конвенция ООН против коррупции). Таким образом, 63% редакционного законодательства было составлено на основе заимствования зарубежного опыта и, соответственно, 37% напрямую отражают китайскую специфику борьбы с этим явлением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По данным Центральной комиссии ЦК КПК по проверке дисциплины, в 2008 году факты кражи государственных средств и государственных средств были выявлены в 41 (из имеющихся 55) министерств и комиссий при Государственном совете. Чиновники украли почти 172 миллиона долларов из специальных фондов для строительства собственных резиденций. В целом с 2004 по 2008 год 846 000 членов партии были обвинены в нарушении дисциплины. Таким образом, эти меры в рамках стратегии «война с коррупцией» достаточно эффективны и имеют видимый результат.
Таким образом, в Китае по всей стране в прокуратуре всех уровней создано антикоррупционное управление, число сотрудников, занимающихся предупреждением и пресечением коррупции, превысило 36 тысяч человек. Согласно официальным данным Высшей народной прокуратуры, в Китае с января 2006 года по август 2009 года в коррупционном деле было наказано 67 505 государственных служащих. В 2008 году в КНР были наказаны 9 работников коррупции на уровне провинций и министерств, около 12 000 гражданских служащих были привлечены к ответственности. Несмотря на то, что многие обвиненные чиновники добились успеха, успешной проводимой антикоррупционной кампанией является тот факт, что в 2010 году количество дел, переданных в судебные органы, снизилось на 10,9% по сравнению с предыдущим годом. Такие данные могут означать либо истинное сокращение числа случаев злоупотребления властью, либо развитие нарушителями новых механизмов уклонения и конфронтации с правоохранительными органами.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что противодействие коррупции – серьезнейший вопрос в рамках реализации политики абсолютно любого государства. Так, специфика КНР состоит в том, что коррупция в данном государстве абсолютно недопустима и должна пресекаться на корню, тем самым их политика, приведшая почти к истреблению коррупции вполне оправдана, несмотря на ее некоторую жесткость.