ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. За всю жизнь можно сделать не один выбор. И, конечно же, за каждый шаг ан человека возложена ответственность. Одним из самых сложных является выбор карьеры, от которого будет зависеть дальнейшая жизнь. Кто-то думает о профессии в начальной школе, кто-то принимает решение в последний момент - перед поступлением, а кто-то просто идет туда, где легче и не думает о своем будущем. Профессия доктора – это одна из самых древних и уважаемых профессии. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, зная средства лечения болезней.
Врачи - герои многих литературных произведений. Литература — это художественное переосмысление реальных жизненных ситуаций. Поэтому классическая русская литература очень богата произведениями, в которых главный или второстепенный персонаж - врач. В своих произведениях русские писатели сумели показать проблемы медицины и ярко и точно воспроизвести образ доктора.
Однако образ доктора в русской литературе – тема, которая до сих пор мало затрагивалась в литературоведении, но ее значение для культуры очень велико. Мотивы болезни и исцеления как в буквальном, так и в символическом смысле пронизывают фольклор, религию и все виды искусства каждого народа, потому что они «пронизывают» и саму жизнь.
Литература дает эстетический, не мирской, но глубоко жизненный раздел бытия, поэтому здесь речь идет не о специализированной информации как таковой, здесь мы учимся не ремеслу, а только пониманию, взгляду на мир: у каждой профессии есть своя особая перспектива. И мы можем говорить о художественном, в том числе и семантическом, смысле представленной работы.
Задача истории медицины – показать, как меняется имидж доктора и его профессиональные качества. Литература же затрагивает эту тему только косвенно, лишь в отражения жизни: что художник видит в области медицины и какие аспекты жизни открыты для доктора.
1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Русская литература - великая литература, корни которой уходят в глубины веков. Долгое время это было - и до сих пор остается для многих людей - самым легким для понимания и самым близким для души искусство. С момента своего возникновения она сопровождала человечество, отражая наиболее значимые исторические события, и является истинным зеркалом души русского народа.
Русская литература– это все литературные произведения, написанные на древнерусском и русском языках.
Многие произведения русских авторов по праву входят в золотой фонд мировой литературы. Кроме того, русская литература является важнейшим историческим и культурным памятником.
Русская литература всегда была важной частью мировой культуры и истории. Она выделялась из литературы других стран своим уникальным звучанием и красотой. Многие произведения отечественных авторов стали мировым культурным наследием и гордостью нашей страны.
Во все времена перед российскими писателями и поэтами стояли непростые задачи, поэтому их произведения важны и в современном обществе. В своих произведениях они поднимали вечные вопросы и создавали новые жанры, а порой и направления, часто используя очень своеобразный язык, обогащая тем самым русскую литературу.
Какие же задачи, в своем большинстве, стояли и стоят до сих пор перед русской литературой как явлением? К таковым задачам можно отнести:
1. высокая морализация произведения. прославления нравственных и высокоморальных качеств человека.
2. изображение конфликта в произведении. обычно конфликт присутствует практически во всех произведениях русской литературы, но бывают и исключения.
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТЕРМИНА «ОБРАЗ» В ЛИТЕРАТУРЕ
Образ является центральным понятием в искусстве, литературе и науке, и в то же время оно многомерно и трудно поддается определению. Оно иллюстрирует связи между искусством и реальностью, роль художника в создании произведения, внутренние законы искусства и раскрывает некоторые аспекты художественного восприятия.
Термин «образ» отечественное литературоведение позаимствовало из киево – церковного языка, что обозначает лицо, щека; в переносном значении – картина; номинация «образ» является калькой из гр. eikon –изображение.
Мы дадим четкое и конкретное определение этому термину. В этом случае будет нелегко сделать это без помощи конкретной научной литературы. Чтобы избежать неясностей и трудностей, обратимся к Литературному словарю. И в нем говорится, что слово «образ» происходит от греческого «eikon», т.е. икона [22, c. 226].
Получается, что теория художественного образа, как можно судить по этимологии слова, зародилась в древности и связана с понятием подражания: художник воссоздает жизнь в ее уникальном и индивидуальном значении. Уже Аристотель понимал произведение как живое существо, подчиняющееся своим собственным правилам, оторванное от автора, художественное творчество «производит» продукт эстетического наслаждения.
Художественное произведение – это мысль, которая выражается образно через образы. В отличие от публициста, писатель не выражает определенных положений, из которых читатель должен сделать выводы. Он связал все полностью и неразрывно: первый тезис, доказательство и конечный результат. Все это отражено в одном эскизе, в одной образе.
Теория художественного образа зародилась в древности и была связана с понятием имитации (мимесис): Художник воссоздает жизнь в ее уникальном – индивидуальном значении. Аристотель понимал произведение как живое существо, подчиняющееся своим собственным правилам, оторванное от автора, художественное творчество «производит» продукт эстетического наслаждения.
3. ОБРАЗ ДОКТОРА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Литературный герой может быть графом или принцем, рабочим или крестьянином, ботаником или учителем - все это не будет играть важной роли, но если он врач, то это другое дело. Профессия врача не только значима, но и символична. Профессия врача неразрывно связана с нашей сущностью: рождением, жизнью, страданиями, воскресением и, наконец, самой смертью - врач всегда с нами.
Так, врачи – одна из самых сложных профессий. В их руках человеческие жизни. Наиболее яркую сущность медицинской профессии можно увидеть в произведениях русской литературы. Писатели разных эпох часто делали героев своих произведений врачей.
Литературу и медицину сближает глубочайший интерес к человеческой личности, поскольку именно неравнодушное отношение к человеку определяет истинного писателя и истинного доктора.
Медицинская тема прослеживается в русской литературе с XVIII века. В эпоху просвещения поэтов и писателей интересовала танатология – учение о смерти, связь души и тела, смерть и бессмертие, причём для произведений этого периода не характерно описание анатомических или физиологических подробностей заболеваний [9].
В XIX веке были созданы произведения, связанные с появлением «русской физиологической школы» и последующим формированием реализма как основного направления в русской литературе. С 1840–х годов литературные изображения болезней и смертей были обусловлены популяризацией научной медицины. Среди писателей, затрагивающих тему смерти и болезненных состояний можно выделить следующих авторов: А. И. Герцен «Доктор Крупов» [6]; В. И. Даль «Мёртвое тело»; И. С. Тургенев «Отцы и дети», «Смерть»; Н. С. Лесков «На ножах»; Л. Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича» и др. Несмотря на распространение научных идей, литературные тексты, помимо физических и физиологических подробностей, они не представляют этиологии болезни, не описывают ее симптомов и не ведут профессиональных диалогов [5, c. 10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русская литература является великим сокровищем русской культуры и истории и выполняет многие задачи, которые актуальны и по сей день. Русская литература принципиально отличается от литературы других стран широкой направленностью, богатым разнообразием средств выражения и языковых форм, ее значением в мировой культуре, искусстве и истории.
Задачи русской литературы определяют ее особенности, отличающие ее в мировой культуре. По сути, к задачам русской литературы относятся: прославление высоких нравственно–нравственных качеств личности, патриотизма и священного долга перед Родиной, заповедь или наставление, а иногда даже совет подрастающему поколению, исторически важное описание жизни и традиций, российских городов различных периодов, историческая подоплека событий, происходящих в стране. Таким образом, все эти задачи определили вышеупомянутые особенности русской литературы, подчеркнули ее индивидуальность, оригинальность и неповторимость, выделили ее среди других, сделали русскую литературу достоянием не только русской, но и мировой культуры.
Образ героя – это художественный синтез человеческих черт, черт характера в облике индивидуального героя. Герой может вызывать восхищение или отвращение, быть положительным или отрицательным примером для подражания, совершать действия, поступки, т.е. делать то же самое, что и обычный человек. Образ, с другой стороны, является художественной категорией. Для уточнения определения стоит добавить, что литературный образ (т.е. образ героя произведения) – это образ человека, созданный вымыслом, который существует в пространстве художественного произведения.