2) Д.И Фонвизин и его роль в развитии русской драматургии. «Недоросль» как первая соц.- политическая комедия в русской классической драматургии. Драма как род литературы, основные жанры драмы.
Первые образцы национальной культуры дал Фонвизин комедиями «Бригадир» и «Недоросль». «Недоросль» - это мастерски созданная бытовая и общественно-политическая комедия-сатира, ярко рисующая жизненный уклад провинциального дворянства времен Екатерины II и гневно обличающая абсолютизм и крепостничество. Впервые комедия Фонвизина была поставлена 24 сентября 1782 г. в Петербурге и имела огромный успех. Современники свидетельствовали, что публика, переполнившая зал, получила «несравненное удовольствие» и даже метала на сцену кошельки с деньгами. В то же время реакционная часть дворянства встретила комедию с озлоблением, добиваясь отмены спектакля; московские актеры долго не соглашались играть «Недоросля», опасаясь «мести дворян». Но к ужасу узнавших себя Простаковых и Скотининых комедия Фонвизина на сцене укрепилась. Знаменитая комедия «Недоросль является самым значительным созданием Фонвизина как в идейном, так и в художественном отношении. Автор обнаруживает резко критическое отношение к русской действительности. Он создал правдивую и яркую картину жизни, образы комедии широко типичны, однако каждый из них имеет свою индивидуальность. В «Недоросле» черты классицизма переплетаются с чертами реализма. Обязательный для ком. клас-зма «благородный тон» шуток и острот в «Недоросле» не соблюдается.
Драма – один из родов литературы, принадлежащий одновременно 2-м видам искусства: литературе и театру, предназначенный для игры на сцене. В драматургии могут показываться люди в сфере бытовых, частных или же общественных отношений (личные, политические, экономические, культурные и др.), а также нравы, быт, события, исторические эпохи и социальная среда.
4) Романтизм Жуковского. Своеобразие его этич.- эстетической концепции мира и человека в элегиях и балладах.
Романтизм — особый тип сознания, особый вид чувствования человека, характерная особенность культуры России начала XIX века.
Благодаря Жуковскому в русскую литературу входит один из жанров западноевропейских романтиков – баллада ( «Людмила», «Кассандра», «Эолова арфа», «Ивиковы журавли», «Перчатка», «Кубок»). Это стихотворение, в основе которого заложено историческое событие или народное предание, с острым напряжённым сюжетом, имеющее песенную интонацию. Самая известная из баллад «Светлана» (1811г.), для многих ставшая символом всей поэзии Жуковского. В ней есть одновременно черты и повествования, и песни. Как и у многих русских романтиков в поэзии пиита отражены народный быт, народные обряды, автор стремится даже передать народный, фольклёрнопоэтический, склад речи персонажей). Другой жанр, прочно утвердившийся в русской литературе благодаря творчеству Жуковского, – элегия (стихотворение среднего размера, обычно печального содержания, проникнутое грустными мотивами). Самой известной и читаемой элегией В. Жуковского стало стихотворение «Море».
Романтическим манифестом поэта можно считать стихотворение Невыразимое (1819). Жанр этого стихотворения – отрывок – подчеркивает неразрешимость вечного вопроса: Что наш язык земной пред дивною природой? Бесспорно, что Жуковский – родоначальник романтизма в русской литературе. Его творчество – ранний этап романтизма в России; этап, который был назван предромантическим. Субъективизм и стремление преодолеть рационализм – общее для предромантизма и романтизма. Но у Жуковского с его религиозно-просветительскими идеалами нет, как и у предромантиков, ни крайнего индивидуализма, ни полного разрыва с рационализмом.
6) Человек и история, человек и государство («Полтава», «Медный всадник») в произведениях Пушкина.
Человек неизменно связан с историей, а история с таким понятием как власть. Здесь все взаимозависимо: люди властвуют, издают указы и тем самым входят в историю. В произведениях Пушкина можно встретить не только подтверждение данной точки зрения, но и характеристику каждого из понятий. «Полтава». Поэма знакомит читателя с событиями великой эпохи, правителем который был первый император России Пётр Алексеевич. Историческая картина описана автором достаточно подробно с использованием реальных фактов, однако взаимодействие власти, человека и, непосредственно, истории здесь завязываются на одной персоне — правитель. Начало 18в. ознаменовалось лишением России выхода к Балтийскому морю со стороны Швеции. Переговоры между дипломатами государств также не дали результата, после чего Пётр Первый решает начать войну. Здесь Пушкин выражает тёплое отношение к царю, ведь его действия и власть, так или иначе, направлены на благо народа. Например, именно возможность свободно плавать в Балтийском море позволит защищать население от внезапного вторжения, развивать морскую торговлю, а, следовательно, и привлекать деньги в страну. Однако негативно автор относится к императору, как к человеку, отмечая огромные потери в сражении. Подчёркивает Александр Пушкин и значимость войны, ставшей историческим событием. Иными словами, писатель анализирует преимущественно фигуру царя, который соединяет в себе понятие власти, истории и человека.
8) Русская картина мира в свободном романе Пушкина «Евгений Онегин». Духовная трагедия русского героя и героини.
Роман «Евгений Онегин» является центральным пушкинским творением. Здесь читатель увидел все стороны русской жизни: петербургскую «золотую молодежь» и провинциальное дворянство, нравы и вкусы поколения 20-х годов XIX века, их пристрастия и занятия. Роман «Евгений Онегин» явился поэтической летописью времени, где «отразился век и современный человек». Автор описывает не только характеры и поступки героев, в многочисленных лирических отступлениях сообщает о современном ему состоянии театра, литературы, моде и нравах русского общества.
Образ Онегина - это сложное и противоречивое сочетание многих положительных качеств и многих недостатков. Наряду с ним образ Татьяны самый значительный и важный в романе. Отношения между ними составляют основную сюжетную линию пушкинского романа в стихах. Татьяна также представительница новой, молодой России. Как Онегин, который «для всех… кажется чужим» (письмо Татьяне), так и «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Она влюбилась в Онегина потому что, как говорит поэт, ей пришла пора любить. Но то, что Татьяна влюбилась в него, не случайно.
10) Трагедия действительности и поиски нравственного спасения России в « Мертвых душах » Гоголя. Поэзия контекстности.
У России большая история. Автор любовно описывает то, что создано русским человеком. Красивые города, дома и дворцы. Молодежь стремится в Петербург за знаниями, за службой, за новой жизнью. Дерзкая дивная природа России схожа с творениями искусства, она обвивает здания, поднимается в вышину и теряется в облаках. Природа скрывает бедные домишки, разбросанные по огромной стране. В России все противоречиво. Народ так долго был угнетаем, что не умеет провести обычную сходку. У него получается «препорядочная путаница». Мужики не знают, кому верить. Они погружаются в свое ремесло, заливают горе водкой, гибнут по кабакам. Патриотизм знати заменяется постройкой избы на русский манер. Огромное количество благотворительных обществ появляется и сразу пропадает. Страна держится за прошлое, видя в нем пример для процветания. Но автор верит, связь с прошлым сильна только у богатых с «мертвой душой». Другие образованные люди надеются на лучшее развитие событий и меняют настоящее.
12) Драма как литературный род (Островский «Гроза»).Образ Катерины в русской критике.
Драма – один из родов литературы, принадлежащий одновременно 2-м видам искусства: литературе и театру, предназначенный для игры на сцене. В драматургии могут показываться люди в сфере бытовых, частных или же общественных отношений (личные, политические, экономические, культурные и др.), а также нравы, быт, события, исторические эпохи и социальная среда.
Островский глубоко понимал жизнь людей, умел ярко изображать ее наиболее характерные черты. Пьеса А. Островского "Гроза" является в этом смысле очередным проявлением его таланта.
"Гроза" вызвала массу различных мнений со стороны русской критики, многие из которых были прямо противоположны друг другу. Наибольшие споры вызвал образ главной героини пьесы - Катерины. Выдающийся русский критик Добролюбов считал ее "лучом света в темном царстве русской действительности" с характером "по преимуществу созидающим, любящим, идеальным".
14) «Война и Мир» Л.Н Толстого как роман эпопея. Мысль народная в романе.
Роман “Война и мир” можно расценивать как роман-эпопея, потому что он представляет собой рассказ о судьбах разных людей, при этом речь идёт об исторических событиях. Причём все эти люди являются олицетворением народа или даже народов. Основная тема романа «Война и мир» - «мысль народная». Л. Н. Толстой показывает не только панораму народной жизни, но и душу народа, её глубину и величие. Писатель противопоставляет холодной расчетливой светской жизни - простую, естественную жизнь крестьян, истинно праведную и счастливую. Люди из народа глубоко впитали в себя мудрость Творца и мудрость природы. В природе нет ничего некрасивого, в ней всё прекрасно, и всё на своем месте. Герои романа проверяются этой народной мудростью, которую олицетворяет в произведении Платон Каратаев.
Истинно народной оказывается любимая героиня Толстого – Наташа. Стоит только вспомнить, как она плясала под гитару дядюшки, и, «воспитанная эмигранткой-француженкой» в «шелку и бархате», умела понять всё то «что было в каждом русском человеке». В общении с русскими солдатами находит смысл и цели жизни и Пьер Безухов, осознав ложность своих прежних установок. Навсегда он остается благодарным Платону Каратаеву, с которым познакомился в плену у французов, - русскому солдату, проповедующему добро и любовь к жизни.
16) Художественный мир прозы Чехова .Рассказ-новелла как жанр.
Художественный мир Чехова – это мир подвижных отношений, в котором взаимодействуют разные человеческие «правды». Постоянно уточняются, как бы «притираясь» друг к другу, несовместимые, казалось бы, идеи, постоянно оглядываются на свою жизнь и жизнь других людей герои – носители субъективных, относительных истин. Автор контролирует тональность своих оценок: они не могут быть безусловно «героизирующими» или безоглядно сатирическими. Как характерная чеховская тональность воспринимается читателем тонкая, подчас едва уловимая лирическая ирония.
Рассказы Чехова иногда называют новеллами. Однако в классических новеллах всегда есть новость – неожиданное событие. В чеховских произведениях нет ничего непредвиденного, никаких внешних сюжетных поворотов. Кажется, что писатель иронизирует над самим жанром, подчеркивая то, что не случилось и, очевидно, никогда не произойдет. Интерес перенесен с событий на психологию персонажей, на их настроение и «подробности» чувств.
18) Лирическая проза Бунина 1900-х годов. Импрессионизм как стилевая манера раннего Бунина(движение Бунина прозаика).
Главное направление, по которому развивалось бунинское творчество в лирических миниатюрах, заключалось в сочетании лиризма стиля и психологического саморазвития характера, анализа и синтеза. Бунин был завершителем целого периода русской классической литературы, связанного с усилением в ней психологизма, что обязывало его к дальнейшему развитию и обогащению поэтики и стилистики, к выработке новых форм художественной изобразительности. Как нельзя более полно воплотили в себя специфику жанра лирической прозы особенности поэтики бунинских лирических миниатюр. Лирическая проза характеризуется эмоциональным и интеллектуальным самовыражением героя, художественной трансформацией его индивидуального жизненного опыта, имеющей не меньшее значение, чем объективное изображение реалий материальной действительности. Основные тенденции лирической прозы Бунина - общий лиризм, симметрия формы, отсутствие внешней интриги, движение чувств героя, биполярность художественной системы рассматривается как подлинный образец искусства самораскрытия от первого лица.
20) Есенин. Своеобразие лирич . героя .Влияние моцарта и сальери Пушкина(«Черный человек»).
Лирический герой Есенина отличается противоречивостью и стихийностью в проявлении чувств. Он и в других возбуждал противоречивые чувства, и сам был раздираем противоречивыми страстями. Есенин – поэт безоглядности и удали, бескомпромиссности и максимализма: "Здравствуй, ты, моя черная гибель, я навстречу тебе выхожу!" Для него характерны крайности, неостуженность суждений, оценок и образов. Если тоска, то "разгульная", если чувства, то "буйные", сердце – "сумасшедшее". Поэт говорит о своей душе как о "поле безбрежном": "Несказанное, синее, нежное..." Широта натуры Есенина, предельная открытость перед людьми, щедрость, с какой он расточал себя, разбрасывая пригоршнями сокровища своей души, ставили его в положение полной незащищенности. Выплескивая всю душу в слова, обнажая свое кровоточащее сердце, поэт словно исповедуется от стиха к стиху. В лирической исповеди он очищается и очищает своих читателей. Эта искренность и нежность, противоречивость и неустойчивость, ранимость лирического героя вызывает особое чувство сопричастности его судьбе у русского читателя. Глубочайший душевный кризис Есенин лечил стихами. Лирика поэта последних трех-четырех лет жизни являет собой пример колоссальных творческих усилий, трагических по своей природе, направленных на преодоление духовной драмы.
22) Роман – эпопея Шолохова «Тихий Дон». Исследования о романе.
Роман-эпопея – разновид-ть романа с особой полнотой охватывающая истор.процесс в многослой.сюжете, вкл.многие чел.судьбы и драмат.события нар.жизни, изучает отдел.лич-ти. В 1926 г Шолохов начинает работу над «Тихим Доном». Хронологические рамки в романе четко определены: май 1912 — март 1922 года. Это десятилетие делится на две равные половины Октябрем 1917 г.: до и после революции. Соответственно строится композиция книги. Первая часть посвящена мирной жизни казаков, предшествовавшей Первой мировой войне, и самой войне. Мирная жизнь оказывается расколотой войной. Все описываемые события рассматриваются автором в сравнении: как было раньше и что стало теперь. “Тихий Дон” начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. Особенность худ произведения придает его связь с традициями народного творчества. Пословицы, поговорки, песни передают настроение, переживания героев и открывают глубины романа-эпопеи. Эпиграфом к первой книге послужили старинные казачьи песни. Мир своих героев Шолохов видит изнутри. Ему понятны и дороги все приметы казачьего быта, он прекрасно знает казачий фольклор и донскую природу.
24) Платонов- мастер философской прозы.(«Чевенгур» ; «Котлован»)
Повесть «Котлован» написана в 1930.В повести отразились глав.истор. события кон.1920-х — нач.1930-х годов: проводимые в СССР в годы первой пятилетки, индустриал-ия и коллектив-ия. Символом осуществляемых в стране преобразований Платонов избрал проектирование и строит-во «общепролетарского дома». В «Котловане» описаны события, напоминающие целый ряд произв-ий о коллектив-ии. Глав.мотив «Котлована» - стремление участника событий понять смысл происходящего, чтобы осознанно участвовать в строительстве нового мира, — обозначен в самом начале повествования. Образ «общепролетарского дома» в повести многозначен: его основу составляет библей.легенда о Вавилонской башне. Соотнесение строительства «общепролетарского дома» с безуспешной и наказуемой попыткой человечества построить «город и башню высотою до небес...» свидетельствует о масштабах автор.осмысления «стройки социализма». В сюжете строительства общепролетарского дома просвечивает символика «дерева». Его фундамент закладывают с надеждой, что сажают в землю «вечный корень неразрушимого зодчества». Но строительство «вечного дома» остановилось на стадии рытья котлована под фундамент. Вместо ожидаемого возрождения материи происходит обратное: люди тратят себя на мертвый камень. Челов.жизнь безвозвратно стекает в общую