1. Семинарское занятие № 1. «Красное и черное» Стендаля как социально-психологический роман
1. Смысл заглавия романа (тезисный ответ)
1. Перед главным героем на протяжении всего романа стоит выбор между церковной карьерой (одежда клириков имела черный цвет) и службой в армии (офицерский мундир обладал красным цветом), поэтому Стендаль и назвал роман «Красное и черное».
2. Некоторые исследователи полагали, что имеется в виду красное и черное поле рулетки: роман говорит об игре случая, о человеческой судьбе, поставленной на кон (выигрыш – возвышение, проигрыш – гибель). Но Жюльен Сорель – не игрок, не Германн из «Пиковой дамы», он человек волевой, сознательно идущий к намеченной цели. Жюльен не доверяет случаю, он трудолюбив и расчетлив, азарт и риск мало присущи его натуре. Нет, рулетка вряд ли может быть главным символом романа.
Возможно, черный цвет – это цвет сутаны, в которую хочет облачиться герой, чтобы добиться положения в обществе и богатства. Тогда красный цвет должен символизировать цвет военного мундира революционных и наполеоновских войск, о котором самозабвенно мечтал опоздавший родиться сын плотника. Но, по свидетельствам историков, ни революционная, ни наполеоновская армия никогда не была одета в красные мундиры. И вообще, красный цвет в то время еще не был символом революции.
3. Красный цвет – цвет любви, страсти. Жюльен любил госпожу де Реналь и Матильду де Ла-Моль, мог быть счастлив в любви с каждой из них, но разница в общественном положении сделала это счастье невозможным. Черный цвет – цвет траура, смерти, которая унесла не только Сореля, но и госпожу де Реналь (она не перенесла его казни).
Название романа таит в себе множество значений, и каждый читатель волен самостоятельно разгадывать эту загадку, задумываясь над историей жизни и смерти Жюльена Сореля.
2. Социальный анализ в романе: картины жизни современного французского общества в эпоху Реставрации (Верьер, Безансон, Париж). Разбиться на три микрогруппы и описать социальную среду – Верьер, Безансон, Париж
Стендаль проводит героя по 3 сферам:
1. Провинция, провинциальный городок Верьер – это клетка, где царит власть денег, к человеку относятся по мере его доходов. Старый Сорель-крестьянин во всем ищет выгоду – отдает сына за деньги в дом Де Реналь. Жюльена нанимают лишь потому, что у г-на Вально есть пара нормандских лошадей, но нет гувернера. Господин де Реналь – дворянин нового типа, важна власть денег, относится жестоко и с презрением к Жюльену. Все они - французы эпохи Реставрации (Реставрация Бурбонов – восстановление власти монархов – представителей династии Бурбонов во Франции на период с 1814 по 1830 годы. Этот период в истории Франции характеризовался противоречивыми приказами монархов, неустойчивой политической ситуацией в стране.)
Герои: Господин де Реналь – мэр Верьера,
Госпожа де Реналь – его жена.
Жюльен Сорель – сын плотника, влюбляется в г-жу де Реналь
Аббат Шелан – в Верьере
г-н Вально – богач в Верьере.
Горничная Элиза – девушка из дома де Реналь, которой отказал Жюльен, рассказывает Вально о г-же и Жюльене.
2. Духовенство, Духовная семинария в Безонсоне. Семинария – снова атмосфера клетки, ценится непосредственность. Цель - получить приход, чтобы получить деньги. Семинаристы ненавидят Жюльена: он слишком талантлив и производит впечатление мыслящего человека — здесь этого не прощают.
Фуке – лесоторговец из Безонсона, друг аббата Шеллана.
Аббат Пиррар – ректор семинарии в Безонсоне, духовник Жюльена, который отдает ему все свои деньги. Предлагает де Ла-Молю Жюльена взять себе в переписчики: Париж открывается Жюльену.
Господин де Ла-Моль – аристократ во Франш-конте, покровитель аббата Пиррара.
3. Составить таблицу «Своеобразие художественного метода в романе» (см. лекцию): выделить черты романтизма и черты реализма в произведении
Стендаль словно сочетает две литературные эпохи: романтическую и реалистическую. «Красное и черное» - безусловно реалистичный роман. В нем изображена широкая панорама жизни Франции эпохи Реставрации от провинции до Парижа, от крестьян до аристократов. Спектр проблем тоже сугубо реалистичный: герои не идеализированы, автор определяет их положительные и отрицательные черты. Он искренне и даже беспощадно прямолинейно («Правда! Суровая правда!») освещает все проблемы жизни общества. В своем произведении Стендаль характеризует роман как «зеркало, которое проносят по большой дороге. Если дорога грязная, если на ней есть лужа, это неизбежно отразится в этом зеркале, и напрасно было бы обвинять его в том, что оно точно отражает; надо обвинять дорогу или, вернее, смотрителя дороги, что он плохо хозяйничает на ней».
В образе Жюльена Сореля реалистичные черты сочетаются с романтическими. Так, Стендаль смело нарушает свойственную романтикам прямолинейность изображения героя, ведь Жульен - противоречивая личность, хотя его и наделен доминирующей чертой - честолюбием, и именно она вызывает изменения в сюжете романа.
Однако в некоторых фрагментах сквозь реалистическую канву повествования как бы «просвечивается» романтизм. Например, вы изучали, что романтики воспевали одинокого гордого персонажа, который стремится окунуться в высь фантазии, оторваться от рутины («дивлюсь я на небо...»). Герой «Красного и черного» переживает те же чувства: «Жюльен стоял на высокой скале и смотрел в небо, раскаленный августовским солнцем. Он мог охватить взглядом местность, протянувшаяся от его ног на двадцать лье кругом. Время от времени ястреб слетал со скалы над его головой и беззвучно чертил в небе огромные круги. Жюльен машинально следил глазами за хищным птицей. Его поражали спокойные мощные движения, он завидовал силе ястреба, одиночества хищника. Такая судьба была у Наполеона; не судилась она и ему?»
4. Образная система: образ Жюльена Сореля (противоречивость характера, этапы жизненного пути, внешний и внутренний конфликт, причины трагедии Жюльена)
Главный герой романа «Красное и черное» – молодой, амбициозный юноша Жюльен Сорель. Он - простой сын плотника, живущий с братьями и отцом. Основной целью девятнадцатилетнего молодого человека является идея подняться по церковной карьерной лестнице и оказаться как можно дальше от обыденности мира, в котором он вырос. Жульен не находит понимания со стороны общества. Стендаль отмечает, что «все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца...» Молодой человек наделен редким умом, способен цитировать священное писание на латыни по памяти. В своей идее стать священником юноша не видит ничего плохого, для него это единственный способ вырваться из серых, однообразных и угрюмых будней его существования.
На становление его характера очень сильно повлияли два человека: полковой лекарь, участник наполеоновских походов и местный аббат Шелан. Первый учил Жюльена истории и латыни, а со своей смертью завещал юноше уважение к Наполеону, крест Почетного легиона и книги, а также понятия чести и благородства. Второй привил Сорелю любовь к Священному писанию, к Богу, поощрил его стремления к интеллектуальному и духовному росту.
Именно эти качества и отделяют Жюльена от лживых, скупых людей городка Верьер. Он талантлив и щедро наделен умом, однако родился не в свое время. Час таких как он прошел. Юноша восхищается Наполеоном, и именно его эпоха и близка молодому человеку.
Из-за своей несовместимости со временем молодой человек вынужден притворяться. Он притворяется, чтобы достичь чего-то в жизни, но это оказывается не так просто. Со своими собственными правилами наступила эпоха Реставрации, в которой честь, благородство, храбрость и ум не стоят ничего. Эти качества были важны в эпоху Наполеона, тогда простой человек мог чего-либо добиться в военной сфере. Во время власти Бурбонов для того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, требовалось достойное происхождение. Для низшего сословия путь в военные закрыт.
Осознавая политическое положение эпохи, Сорель понимает, что единственный способ добиться духовного и сословного роста - стать священником. Жюльен решает, что даже в сутане он сможет достичь хорошего положения в «высшем свете».
5. Особенности психологизма Стендаля. Привести примеры
В раскрытии всех процессов и перипетий, происходящих в душе Жюльена Сореля, с особой выразительностью оказался психологизм Стендаля, достигший необычной тонкости и проницательности. И именно психологизм является фундаментальной чертой поэтики романа «Красное и черное».
Роман Стендаля «Красное и черное» является одним из самых ярких и характерных произведений объективного психологизма. В его художественной структуре выделяются два уровня: развертывание действия, рассказ о намерениях и поступки героя, отношения с другими персонажами, его коллизии и конфликты и параллельно с этим - голос автора, который анализирует и объясняет все то, что происходит с героем, раскрывает причины и мотивацию его действий. Так, письмо Матильды к отцу, в котором она сообщает о венчании с Жюльеном, заставляет маркиза де ла Моля наконец принять решение. И тут сразу вступает в свои права автор: «В этих исключительных обстоятельствах властно подали голос все значительные черты его характера, выкованные большими потрясениями, что он пережил в молодости, лишения эмиграции сделали его фантазером ... Однако то же воображение, которое уберегло его душу от губительной среды золота, сделало его жертвой безумной страсти - добиться для дочери любой ценой титула герцогини ».
Далее представлен развернутый внутренний монолог маркиза де ла Моля, содержащий тонкий всесторонний анализ характера Жульена: «Нет, нет у него гибкости и хитрости какого-нибудь проныры, не упустит ни удобной минуты, ни благоприятного случая. А с другой стороны - я вижу, что он руководствуется вовсе не высокими правилами.
1. Объективный роман Г. Флобера «Госпожа Бовари»
1. Проблематика романа и ее воплощение в художественном мире романа. Составить список основных проблем, представленных в романе
История Эммы Бовари дает писателю возможность проследить зависимость ее характера от среды, а также исследовать саму среду, которая в романе имеет ничуть не меньшее значение, так как она неразрывно связана с судьбой героини. Флобер ставил перед собой задачу вскрыть все пороки общества и воспитания.
Проблема несчастного брака. Стремясь к любви, о которой так мечтала, она выходит замуж за Шарля. Но Эмма не находит счастья в своем замужестве, не видит в реальной жизни всего того, о чем читала в книгах, понимает, что Шарль не может дать ей всю ту внешнюю роскошь, без которой она не мыслила себе счастливой жизни, и потому испытывает глубокое разочарование.
Проблема поиска любви. Именно стремление к любви толкает Эмму к Родольфу, в котором теперь она видит свой любовный идеал. Эмма радуется тому, что у нее есть любовник, не зная разницы между понятиями любить и иметь любовника. С самого начала ее любовник смотрит на нее, как на временную игрушку, и с первого свидания уже думает о том, как от нее потом избавиться. Эмма опять не находит той любви, о которой мечтала всю свою жизнь.
Проблема нравственного падения главной героини. Постепенно ее душевные порывы полностью заменяются стремлением к одним только чувственным наслаждениям. Все это приводит ее к окончательному падению - ей уже предлагают уплатить долг, став любовницей заимодавца.
Так, шаг за шагом, Флобер показывает, как разбиваются иллюзии героини, приводя к ее полному нравственному падению. «Вся ее жизнь превратилась в сплошную ложь. Ложь стала для нее потребностью, манией, наслаждением». Но в этом заключается не только ее вина — в этом ее трагедия. Автор не случайно наделяет свою героиню некоторыми положительными качествами. В начале романа Шарль поражается ее открытому, смелому и доверчивому взгляду, у нее есть идеалы, к которым она стремится, она единственная из всех героев не может смириться с узостью провинциализма.
2. Система образов, характерология (Эмма Бовари)
Итак, Эмма Бовари – героиня романа Г. Флобера, прототипом которой была реальная женщина – Дельфина Деламар, жена лекаря из города Ри. Флобер, хорошо знавший историю семьи Деламар из первых рук, воспроизвел в Эмме не только черты реального человека, но и отразил столкновение неординарной личности с пошлостью провинциальной жизни.
Эмма Бовари в начале романа – классическая романтическая героиня, ищущая в жизни «подлинности» бытия и стремящаяся осуществить «права сердца» в мире реальных социальных структур. Юная девушка, дочь фермера, воспитанная в монастырском пансионе, затем жена провинциального лекаря, Эмма с самой юности и до печальной зрелости живет иллюзорными представлениями о возможности воплощения романтической мечты.
Про Эмму никак не скажешь, что это обычная фермерская дочка. В ней есть нечто, свойственное любой женщине, любому человеку: все мы тешим смешные и нелепые мечты, в которых видим себя богатыми, красивыми, удачливыми, предстаем героями и героинями романтических приключений; и все-таки в большинстве своем мы достаточно благоразумны, трусливы и ленивы, чтобы позволить мечтам серьезно влиять на наше поведение. Эмма же необычна хотя бы тем, что пытается воплотить в жизнь свои фантазии, необычна она и своей редкостной красотой.
Время от времени она предпринимает попытки обрести искомый идеал в реальном существовании, столь чуждом красот, явившихся ей на страницах Вальтера Скотта, Ламартина и других романтических авторов. Образ воображаемого мира, литературные и религиозные призраки которого так манят барышню Руо (все эти «любовники, любовницы, сердечные тревоги, дремучие леса, соловьиное пение в рощах, герои, храбрые как львы, кроткие как агнцы», «звуки арфы на озерах, лебединые песни, голос Предвечного»), иронически осмыслен автором как заведомо «неистинный», не только не имеющий отношения к действительной жизни, но, что важнее, отвлекающий душу от познания подлинной красоты. Именно поэтому в один ряд с первоклассными писателями-романтиками поставлено имя слащавого и откровенно надуманного Ламартина.
Образ героини как бы перетекает из романтического в реалистический, показывая, как жажда возвышенного и духовного постепенно заменяются фальшивыми подделками и внешними атрибутами.
3. Как в романе проявляется авторская ирония? Найти в тексте и выписать примеры пародии на романтическую литературу
Для Гюстава Флобера характерен интерес к внешней стороне мира, объективность к этому внешнему миру, также восприятие различных сторон общества. Главными принципами изображения в его романах является бесстрастие и беспристрастие. Эти принципы и ведут к объективности.
Выбрав позицию автора-повествователя, Флобер не проявляет себя в произведении. Это и есть главное новшество Флобера в теории романа. По поводу «Госпожи Бовари» он писал: «Я хочу, чтобы в моей книге не было ни одного чувства , ни одного размышления автора». И действительно, в романе нет обращений автора к читателю, нет авторских реплик. Авторская позиция раскрывается в самом материале: в сюжете и конфликте, в стиле произведения.
Позиция автора - в романе хорошо показана позиция автора, непредвзятости к любому персонажу романа, он дает возможность каждому читателю самому оценить действия и поступки всех действующих лиц романа. Он же лишь освящает ту действительность и самобытность мещанства в глухой французской провинции. Беспочвенные иллюзии о счастливой жизни героини, скорое ее разочарование в семейной жизни, обманщик-муж, слишком заурядные и безответственные любовники – все настолько лишено романтизма в романе, что даже любовная сцена происходит ни где-то в уютном и милом местечке, а просто какая то выставка. Все сухо надменно и без лишних эмоций.
Флобер делает акцент на изображении характеров, а не обстоятельств. Он показал общественную психологию своего времени. Автор изобразил среднего героя, которого встречаешь на каждом шагу в повседневной жизни. Сюжет получился обыденный и трагический в одно и то же время. В романе показана эпоха, специфической особенностью которой была пошлость. Флобер обратился к проблеме, открытой еще Бальзаком. «Показать специфику современности – значит показать ее пошлость, следовательно, типичный современный роман должен стать трагедией пошлости».
У Флобера вместо избыточности описаний – поэтика детали. Автор сводит описания к минимуму : есть лишь отдельные штрихи портретов героев (прямой пробор в черных волосах Эммы). Флобер сдержанно и лаконично описывает все перемены настроений своей героини, все этапы ее духовной жизни, стремясь воплотить принципы безличного, или объективного, искусства. Он не облегчает читателю задачу определения авторского отношения к описываемым событиям, не дает оценок своим персонажам, полностью выдерживая принцип самораскрытия героев.
4. Особенности стиля, новаторство Флобера. Выписать примеры описания предметного мира в произведении. Внимательно прочитать сцену сельскохозяйственной выставки и устно ответить на вопрос: какую художественную функцию выполняет прием «монтажа» в романе?
«Госпожа Бовари», как и другие романы Г. Флобера, построена в виде биографии, а сточки зрения традиционной композиции, это биография Шарля, а не Эммы. Роман «Госпожа Бовари» носит подзаголовок «Провинциальные нравы». Противопоставление Парижа и провинции, понимание этой оппозиции как проблемы современного французского общества было предложено Бальзаком. В провинции, по мнению Бальзака, еще остается душевная чистота, нравственность, традиционная мораль. В Париже разрушается душа человека.
Подзаголовок «Провинциальные нравы» изображают среды и обстановки, которые формируют характер. Подзаголовок, данный роману, сразу же как будто включает его в классическую традицию французской литературы первой половины XIX в. Тем не менее, от стендалевского Верьера и бальзаковской провинции флоберовские Тост и Ионвиль отличаются решительно. «Госпожа Бовари» - это исследование современности, ведущееся средствами искусства, притом с помощью методов, близких методам естественных наук. Примечательно, что сам Флобер называл свое произведение анатомическим, а современники сравнивали его перо со скальпелем; показательна и знаменитая карикатура Лемо, изображающая, как Флобер рассматривает сердце своей героини, наколотое на острие ножа.
Если в «Сценах провинциальной жизни» Бальзака провинции противостоял Париж, то для Флобера такого противопоставления не существует; для него вся Франция - провинция, олицетворение ничтожества человеческих вожделений, всеобщего измельчания и опошления.
Композиция своеобразна: она появляется во второй главе, а после смерти повествование продолжается.