Введение
Построение эффективной и действенной модели организации местного самоуправления в Российской Федерации является одним из фундаментальных условий, способствующих укреплению основ государственности, показателем демократизации социальных и государственных институтов, средством создания взаимодействия между гражданами и государственными органами.
Поскольку работа органов местного самоуправления связана с постоянным активным и тесным контактом с жизнью общества, вполне логично, что в системе органов местного самоуправления есть институт государственного служащего, который принимает на себя некоторые обязанности для взаимодействия с населением соответствующего муниципалитета и представления его интересов.
Вместе с тем действующее законодательство условно предусматривает две большие группы государственных гражданских служащих: так называющие, общие (правовой статус которых урегулирован главным образом Федеральным законом Российской Федерации «О государственной гражданской службе»), а также отдельные категории государственных служащих. Специфика их деятельности обусловлена характерными особенностями деятельности в соответствующем государственном органе. Поскольку именно на государственных служащих возложено выполнение функций государственного органа, а также реализации задач в соответствующей сфере (экономической, социальной, административной и других).
Актуальность темы исследования заключается в том, что вопрос об определении понятия «государственная гражданская служба», которое может быть рассмотрено с различных точек зрения, о проблемах правового регулирования ограничений (запретов) государственных служащих.
Ограничения и запреты, связанные с государственной (гражданской) службой
Белорусский исследователь Василевич Г.А. полагает, что для эффективного функционирования государственной службы требуются определенные правовые и социальные условия. Так, в любом демократическом государстве социальная основа представлена приоритетами и ценностями гражданского общества, правами и свободами человека и гражданина. В связи с этим очень важным является постоянное развитие государственной службы.
Артемьев А. М. выделяет «три элемента, посредством которых обеспечивается такое развитие:
– формирующая роль коллектива государственного органа по месту службы;
– структура сквозного профессионального роста каждого государственного служащего;
– общественное мнение об исполнении должностных функций и поведения государственных служащих».
Анализ правового регулирования государственной службы, а также ее составных элементов, наводит на мысль о том, что невозможно характеризовать эту совокупность как единый внутренне непротиворечивый элемент.
Одной из общих обязанностей госслужащих является соблюдение ограничений, связанных с госслужбой. Основные такие ограничения закреплены в ст. 16 ФЗ «О государственной гражданской службе».
Кроме того, в ФЗ «О государственной гражданской службе» также установлены ограничения принятия на государственную службу. Так, «на государственную службу не может быть принят гражданин, который:
– быть признанным в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
– лишен судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;
– при наличии заболевания, подтвержденного медицинским заключением, заключение включается в перечень утвержденных заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей (активная форма туберкулеза, злокачественные новообразования);
– иные случаи, определенные законодательными актами».
Все основания для ограничения на государственной службе можно разделить на несколько групп:
– ограничения правового положения граждан Российской Федерации;
– возрастное ограничение;
– образовательные ограничения;
– ограничения по здоровью;
– ограничения, связанные с деловыми, личностными и моральными качествами работников;
– ограничения, связанные с общей правоспособностью;
– ограничения, связанные с незаконными действиями;
– ограничения, вытекающие из тесной связи с работниками и имуществом, если замена того или иного места непосредственно связана с подчинением или контролем одного из них другому.
Все перечисленные ограничения вытекают непосредственно из требований, предъявляемых к личности государственного служащего.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Говоря об отдельных запретах и ограничениях для государственных гражданских служащих, необходимо, прежде всего, отметить определение данного понятия.
Так, под запретами и ограничениями на государственной гражданской службе принято понимать определенные правила поведения, которые установлены законодательством, носят императивный характер, и, как следствие, их несоблюдение предполагает применение одной из мер государственного принуждения к субъектам, которые не соблюдают данные ограничения, то есть к государственным служащим.
Кроме того, в рамках характеристики общих положений о запретах и ограничениях на государственной гражданской службе, нами была отмечена основная классификация, согласно которой, все ограничения и запреты можно разделить на две большие группы:
– общие ограничения и запреты;
– специальные ограничения и запреты.
Госслужащие вправе требовать определенных гарантий их материального и социального обеспечения.
Следует отметить, что понятия «ограничения» и «запреты» различаются. Вместе с тем в юридической литературе существует мнение о необходимости изменения наименования ст. 16 ФЗ «О государственной гражданской службе», включив в нее понятие запрета.
Запрет, в свою очередь, определяется законодательством, что юридически невозможно совершить определенные действия (которые на самом деле представляются возможными), которые могут причинить вред физическим и общественным интересам и нести ответственность в случае нарушения условий, установленных соответствующими правовыми нормами.
В целом запрет представляет собой один из наиболее давно известных методов правового регулирования (регулятора поведения), так называемые, табу. В настоящее этот метод приобрел несколько иное значение и закрепление и представляет собой предписание государственных органов, содержащее в себе указание на непозволительность совершения определенных (например, перечисленных в законодательстве) действий. В целях эффективности применения данного метода государство устанавливает меры юридической ответственности в случае его нарушения.