Введение
Процесс становления психических образов занимает ключевое положение среди главных функций личности индивида. Без способности к созданию психических образов потеряли бы возможность к реальному воплощению самоосознание, речь, письмо, запоминание, сны, искусство, культура – все то основное, что свойственно лишь человеческому индивиду [1, c. 43].
Понятие объективация (от лат. objectivus — предметный) означает опредметнение, трансформацию в некий объект, мыслительную деятельность, посредством которой ощущение, что появилось как субъективное состояние, переходит в восприятие предмета внешнего мира. Данное понятие применяется относительно к чему-либо субъективному, психическому или применительно к некоторой внутренней, имплицитной, скрытой природе вещей. В психологической науке — это процесс и продукт локализации образов восприятия в реальной действительности — там, где находятся источники информационных данных, которые воспринимаются.
Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как специфическую сферу знания и одним из первых предложил идею неотделимости Души и живого тела. Душа или по-другому психика выражается в разнообразных способностях к практической деятельности: питающей, чувствующей, движущей, интеллектуальной. Ощущения оставляют свой отпечаток в форме представлений, то есть образов тех объектов, которые ранее оказывали воздействие на органы чувств индивида. Аристотель считал, что данные образы сливаются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, таким образом, он раскрыл ключевые виды связей - ассоциаций психических явлений. Данные явления оказались непостижимы для умов древнейших философ, также как они и не до конца исследованы и на сегодняшний день.
В мифологическом сознании людей душа, которая наделена функцией транскоммуникативной передачи житейского опыта, выступала в качестве субстрата бессмертия, характерного не только индивиду, а также и всем остальным природным предметам. Например, для данного периода специфической функцией наделялось имя человека, в котором отражалась знаковая объективация его души.
1. Процесс объективизации сквозь призму понятий ощущения-восприятия
В психологии восприятия оформление научных поисков психологической мысли двигалось от исследования конкретных ощущений к осознанию восприятия в качестве целостного процесса. В дальнейшем была открыта взаимосвязь восприятия и мышления, и появился закономерный вопрос: что первично – восприятие или мышление? Поиск ответа по данной тематике привел к выработке различных подходов к проблеме восприятия в когнитивной психологии. Одновременно в отечественной психологической науке восприятие получило определение перцептивной деятельности. И в зарубежной, и в отечественной психологии значимое место занял субъект – индивид, который волевым решением инициирует и определяет направление хода восприятия. Возникает понятие образа, который, с одной стороны, включает в себя существенные признаки восприятия, с другой – структурируется субъектом (в отечественной литературе – субъектом деятельности); именно субъект решает, что заключается в данном образе, а что отсутствует. «Образ» («percept») выступает аналогом воспринимаемого объекта, оптимально полно раскрывающий собственно процесс восприятия (perception), с целью отделения самого предмета внешнего мира восприятия от того, как он воспринимается индивидом. При создании образа особую значимость приобретают модальности, обусловленные органами чувств, обладающими свои ограничения и особенность [3, c. 39].
Для появления ощущений требуется влияние со стороны объектов внешней природы. Данное воздействие по специфике собственного возникновения может быть механическим, химическим, электромагнитным и т.д. Человек обладает органами чувств, которые приспособлены к восприятию определенного воздействия природных объектов. В результате такого взаимодействия органа чувств и природного предмета осуществляется кодирование информационных сведений о непсихическом влиянии в форме нервного возбуждения, то есть в образе физиологического допсихического процесса, который дойдя до перцептивных полей, трансформируется в ощущения [4, c. 429].
2. Средства объективизации образа в психологической науке
Как отмечает Ф.Е. Василюк, «в определенном живом образе сознания всякая из этих инстанций обладает собственным представителем, который формирует как бы нервные центры, узлы образа. Окружающая среда выражается в своем вещественном содержании, мир культуры – в символах и значениях, так как представителем языка выступает слово, а внутреннего мира – индивидуальный личный смысл. Всякий из узлов объективируемого образа представляет собой пограничную сущность, одной гранью повернутой к объективной действительности (внешнего мира, внутреннего мира, языка и культуры), а другой – к прямой субъективности; все вместе данные узлы определяют объем, в котором формируется и трансформируется живой образ». Исследуя вышеупомянутые конструкции, можно прийти к заключению о том, что, всякие механизмы переменчивости образов базируются на их субъективной важности для индивида. А также, воспринимая внешнюю реальность, человек приобретает информационные сведения в объеме гораздо большем того, который предполагается перцепцией, получается, трансформация новых и существующих образов реализуется посредством их осмысления, т. е. наделения их личностным смыслом [1, c. 44].
На процесс объективизации оказывает влияние особенности личности человека, его психической жизни, что называется апперцепция. Содержание объективизации зависит от поставленных задач и мотивов деятельности, его интересов и направленности, также существенное место занимают установки и эмоции. Индивид не просто фиксирует объективную действительность, перемещая окружающий мир во внутреннее содержание, но формирует его, т. е. строит в определенную структуру, организуя информацию о природе в взаимосвязанные системы, с целью понимания ее смысла. Именно это и дает возможность сконструировать «картину» действительной реальности. Не стоит отрицать, что создание целостной, личностно важной картины окружающей среды помогает индивиду не только изучать, но осознавать смысл бытия мира.
Заключение
Объективация — акт проектирования во внешний мир определенных наших внутренних ощущений, обретения внешней, объективной формы существования. Индивид в данном процессе является объективатором собственной субъективности во внешних формах отражения своей деятельности, в которых варьируется отзыв на влияния предметов природной среды и собственного организма. В качестве объектов психологического познания выступают объективированные формы субъективности. Основными психическими процессами в акте объективизации выступают ощущение и восприятие, которые обусловлены физическими нейронными реакциями, индивидуальными мотивами, волевыми способностями, специфическими социальными и эмоциональными установками личности человека.
В результате взаимодействия органа чувств и вешнего раздражителя осуществляется кодирование информационных данных о непсихическом влиянии в форме нервного возбуждения, который достигнув перцептивных полей, превращается в ощущения. Затем совокупность ощущений, характеризующих специфическое восприятие объекта познания, с учетом индивидуальных установок субъекта объективизирует образ данного предмета в психике человека.
«Образ» в психологической науке содержит в себе метафоры внешнего и внутреннего, когда внешнее влияет на внутреннее и наоборот. Тем более, внешнее, осознаваемое в самом широком смысле как образ окружающего мира, конструирует внутреннее, в широком понимании индивидуальное личностное сознание, а внутреннее отражает, формирует внешнее. Стоит отметить, что на сегодняшний день в психологии образа выработаны методические инструменты для исследования образа, дающие возможность определять, как функционирует человеческое сознание и как оно проявляется. Теория и практика неотделимо взаимосвязаны [3, c. 50]. Продуктивность метафоры образа позволяет изучать не только объекты или их группы, то есть объективный мир, но и субъекты, группы, социум в целом, а также абстрактные категории, то есть субъективный мир.