Модальность считается одной из основных категорий естественного языка, поскольку является языковой универсалией, т. е. свойством, присущим всем языкам мира. Объем понятия «предложение» в лингвистике включает в себя семантическую завершенность и интонационную оформленность. Эти показатели достигаются конкретным автором предложения в зависимости от степени его осведомленности по теме высказывания, а также от собственного мнения и отношения к предмету речи. Это значит, что каждое предложение несет в себе модальное значение как указание на отношение автора к высказываемой им действительности.
Модальное значение в предложении выражается с помощью модальных слов, ряда морфологических и синтаксических средств. Модальные слова выражают правдоподобное, утвердительное значение или возможность, сомнение, неуверенность говорящего в происходящем. Они образовались при помощи перехода различных частей речи (глаголов, имен существительных, наречий и пр.) в разряд модальных слов с приобретенным модальным значением. Так, например, рассмотрим следующие предложения: «Правду говорить легко и приятно» и «Говорить, правда, легко и приятно». В первом предложении «правда» – имя существительное, обозначающее абстрактное понятие истины, а во втором – модальное слово, выражающее утвердительное отношение автора к тому, что он говорит.
К морфологическим средствам выражения модальности относятся глагольные категории наклонения и времени. Сравним: «Я пришел на работу вовремя», «Приходите на работу вовремя!» и «Я пришел бы на работу вовремя». В первом предложении, благодаря изъявительному наклонению, выражается правдаподобное, утвердительное значение: автор уверен в том, что он говорит. Во втором предложении на основе повелительного наклонения глагола видим призыв собеседника к действию, убеждение его в том, что автор прав. А третье предложение с сослагательным наклонением содержит модальное значение возможности действия, неуверенности автора в реализации сказанного.
Синтаксические средства выражения модальности заключаются в разных типах предложения в зависимости от цели высказывания и интонационной оформленности – повествовательные, побудительные, вопросительные и отрицательные и др, каждое из которых несет определенную цель высказывания и выражает отношение к объективной или субъективной действительности.
Выводы по 1 главе
Таким образом, в лингвистической литературе понятие «модальность» представлено в узком и широком виде. Согласно узкому подходу, модальность – это отношение высказывания к действительности, выраженное семантическими значениями утверждения, долженствования, уверенности, возможности и др. В широком смысле, модальность охватывает не только отношение сказанного (написанного) к действительности, но и авторскую оценку сказанному.
В таком виде, определение послужило разграничению субъективной и объективной модальности, различая которые исследователи подчеркивают, что объективная модальность содержится высказывании, поскольку она отражает отношение между содержанием высказывания и действительностью. Рассматривая субъективную модальность, следует сказать, что она может выражаться морфологическими средствами (модальные глаголы, междометия, частицы, слова категории состояния с модальным значением и др.) и синтаксическими предложения). Факты действительности и их связи, являясь содержанием высказывания, могут мыслиться говорящим как реальность и достоверность, как возможность или желательность, как долженствование или необходимость. Автор создает любое произведение, используя личностное видение мира, все многообразие языка и культуры, для воздействия на читателя.
Модальность (субъективная и объективная) реализовывается в языковом материале с помощью семантического значения языковых единиц, что послужило основой для определения модальности как семантической категории. Основными значениями являются реальность или нереальность высказывания, утвердительность или отрицательность, желательность, возможность, долженствование.
Категории объективной и субъективной модальности могут существовать в пределах слова или предложения и охватывать их понятийную структуру полностью. Однако модальное значение может проявляться и на уровне целого текста, выражая тем самым авторскую позицию. На основе такого подхода появилось понятие «авторской модальности», которое реализуется на разных уровнях структуры текста. В работах одних филологов данное понятие семантически граничит с образом автора в тексте, у других – с субъективной модальностью. Таким образом, видим, что вопрос авторской модальности и ее определения остается спорным.
Глава 2. Языковые средства выражения авторской позиции в повести В. Крапивина «Гуси-гуси, га-га-га»
Владислав Крапивин – российский прозаик, утвердившийся в литературе как детский писатель. Его произведения, фантастические, приключенческие, адресованы школьникам, но могут быть интересны и взрослому читателю. В частности, повесть «Гуси-гуси, га-га-га» [20] из цикла «В глубине великого кристалла» знакомит с классическим антиутопическим миром будущего, где все люди ради всеобщего счастья и стабильности наделены индексами, все законодательные, исполнительные и контролирующие сферы жизни людей решает «машина правосудия». Главный герой повести Карнелий Глас за незначительное нарушение правил получает 1:1000000 шанс на наказание – смерть, и Машина выносит ему смертный приговор. Карнелию пришлось пережить многое, эволюционировать в своем сознании и жизненных установках, пересмотреть свое отношение к «самому счастливому» миру.
Повесть Владислава Крапивина «Гуси-гуси, га-га-га» интересует нас в данном исследовании с точки зрения выявления авторской модальности и средств ее выражения.
Авторская модальность представляет собой оценку изображаемого. При этом субъективное отношение автора к сообщаемому может быть выражено целой гаммой значений (одобрение, отвращение, сомнение, недоверие, удивление, истинность и т. п.). К лексико-стилистическим способам выражения авторской модальности мы отнесли индивидуально-авторские средства выразительности, или тропы, а также эмоционально-окрашенную лексику. Данные группы, на наш взгляд, наиболее ярко отражают авторскую позицию по отношению к художественной реальности повести.
Интересно, что автор не прибегает к словесному описанию внешности своих героев, даже главного персонажа он описал просто как мужчину 42 лет. Мы так и не узнаем, был ли Карнелий красив или, напротив, уродлив, или просто заурядной внешности. Зато широко представлен психологический портрет господина Гласа, успешного, зажиточного, внешне самоуверенного, но после получения уведомления о казни мули (так в повести называли изгоев) из средней школы, трусливого, ранимого, неуверенного.
Выводы по 2 главе
Проанализированный языковой материал повести «Гуси-гуси, га-га-га» позволяет говорить о том, что авторская позиция, проявляемая Владиславом Крапивиным, представлена объемным использованьем средств эмоциональной оценки художественной действительности.
Лексические средства выражения авторской модальности, выявленные в тексте, изображают многочисленные оттенки авторского эмоционального отклика на происходящее в повести. Наиболее продуктивно используются средства экспрессивно- и эмоционально-оценочной лексики, передающие оттенки значений, которые влияют на восприятие персонажей повести, их поступков, речевой деятельности. Эмоциональная оценка передается использованием лексем, в значении которых уже заключена определенная коннотация: любовь, дружба, страх, удовольствие, трусость, добро, зло и др. Кроме того, часто используются эмоционально-оценочные суффиксы со значением пренебрежения, иронии автора в отношении к героям и их жизненным перипетиям: лапочка, животик, словечко, глазки, зацепочка, щелочка, бутылочка и т.п.
Морфологические средства выражения авторской позиции наиболее широко представлены использованием модальных слов и частиц, в значении которых проявляется отношение к антиутопической реальности, авторская оценка событий. Также модальность В. Крапивина в тексте выражается с помощью междометий, которые изображают эмоционально состояние героев, их переживания.
На синтаксическом уровне авторская модальность проявляется в вводных словосочетаниях и предложениях. Самыми часто употребляемыми можно назвать вводные предложения, служащие для передачи дополнительной, уточняющей информации от автора в отношении персонажей и реалий художественной действительности повести.
Ярким сопутствующим средством выражения авторской позиции является интонация. В письменной речи выявлению ее характера помогают знаки препинания, междометия, повторы, прием нанизывания и градация.
Подводя итог, следует отметить, что авторская модальность категория текстовая, ее выражение заключено в комплексном использовании на разных уровнях языка, что мы и проследили на материале повести «Гуси-гуси, га-га-га».
Заключение
Исследовав и проанализировав аспекты, касающиеся проблемы выражения авторской модальности в повести В. Крапивина «Гуси-гуси, га-га-га», мы пришли к следующим выводам.
Понятие «модальность» в филологической литературе охватывает не только отношение сказанного (написанного) к действительности, но и авторскую оценку сказанному. Такое определение, данное В.В. Виноградовым, послужило разграничению субъективной и объективной модальности, а также модальность авторскую – авторская позиция, эмоциональная оценка в отношении созданной им художественной действительности. Если объективная и субъективная модальности содержатся в высказывании, предложении, то авторская модальность – категория текстовая, выражающаяся на всех его уровнях.
Понятие «авторская модальность» семантически граничит с субъективной модальностью, поскольку направлены они на отражение отношения автора к тому, что он говорит, пишет. Разницей между понятиями выступает только сфера выражения – текст или предложение. Именно по причине зачастую невозможности разграничения двух дефиниций в научной литературе появилось направление субъективно-авторской модальности.
Семантически категория модальности включает в себя полностью понятийную структуру предложения или текста. Так, авторская модальность выражается на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне, используя различные средства, изученные в данной работе на основе повести «Гуси-гуси, га-га-га». Следует отметить, что для эффективности изучения средств выражения авторской позиции мы рассматривали отдельно каждый способ в зависимости от языкового уровня. Однако в самом тексте все эти средства сосуществуют как единое целое, создавая специфическую авторскую модальность.
Так, лексические средства выражения авторской модальности, выявленные в тексте повести, изображают многочисленные модальные оттенки авторского эмоционального отклика на происходящее в повести посредством использования эмоционально-оценочной лексики и художественных средств выразительности. Исследование показало, то автор использует названную группу лексики для выражения отношения к персонажам и событиям повести. С помощью оценочных суффиксов передается отношение одобрения и отвержения, утвердительности и отрицательности, пренебрежительности.