ВВЕДЕНИЕ
Кант оставил обширное лекционное наследие, которое до сих пор плохо изучено. Тематика его курсов впечатляет: метафизика, логика, математика, этика, естественная теология, физическая география и др.
Многие темы, затрагиваемые в лекциях, находят параллели в печатных работах Канта, что делает лекционные записи неоценимым источником для прояснения неясных моментов генезиса кантовских философских взглядов в разных сферах. Особое место среди других курсов занимают лекции Канта по логике.
Это связано не только с частотой чтения этого курса (с незначительными перерывами Кант читал его на протяжении всех сорока лет своей академической деятельности), но и с тем, что понимание взглядов Канта на логику необходимо для правильного понимания всей системы его критической философии, основанной на трансцендентальной логике и ее подразделении на аналитику и диалектику.
Для изучения практической философии Канта лекции по логике также могут сослужить неоценимую службу, проясняя такие важные понятия, как практическое и теоретическое познание, познание фактическое (историческое) и рациональное, понятие моральной веры и др. Изучение этих вопросов, разбираемых в лекционных записях курсов по логике, убеждает нас в том, что кантовский критицизм является логическим продолжением философской традиции Просвещения в Германии.
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью философского изучения института Кантовского просвещения.
Предметом исследования выступает учение Иммануила Канта о просвещении.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ПРОСВЕЩЕНИЯ» В ФИЛОСОФИИ
Характеристика Просвещения будет полной при условии учета того, как оно происходило в различных странах Европы, так как имеют место национальные особенности Просвещения. Просвещение в Германии, например, проявило себя преимущественно в литературе, искусстве, приняв форму художественно-литературного движения (Гердер, Лессинг, Шиллер, Гете…).
Немецкие просветители делали ставку в преобразовании общества на реформы образования, воспитания, в частности, нравственно-эстетического воспитания (Шиллер Ф. «Об эстетическом воспитании», Лессинг Г. «Воспитание человеческого рода»). Немецкие просветители главную цель видели в создании гуманного общества через нравственно-образовательную деятельность. Гуманность всех представлений включает в себя образованность, способность к развитию человечности, умение строить гармоничные отношения с другими .
В процессе просвещения общества и личности особую роль немецкие просветители отводили искусству. Особый характер во второй половине XVIII в. получило немецкое «просвещение». Французская просветительная литература проповедовала главным образом переустройство общества путем изменения учреждений, немецкая – его перевоспитание путем улучшения отдельных личностей.
Во французской литературе было больше того, что говорило уму, немецкая отличалась большею сердечностью. Из французских писателей самым понятным для Германии был Руссо, и он поэтому оказал громадное влияние на многих немецких писателей той эпохи. Первыми проповедниками просветительных идей в Германии были Лессинг (1729-1781) и Гердер (1744- 1803).
ГЛАВА 2 КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА
"Критика практического разума" (труд Канта) - главная работа Канта, посвященная не проблеме познавательной способности причины, а ее практическому применению, то есть определению причины для определения воли.
Главный вопрос, поставленный автором, заключается в том, достаточно ли чистого разума для определения воли или же эмпирические обстоятельства подавляют ее.
Главная цель кантовских поисков-критиковать идею эмпирической условной рациональности, определять волю с исключительностью, то есть объективной необходимостью человеческого поведения, и доказывать, что действительная рациональность обладает способностью формулировать моральные законы, основанные на автономии человеческой воли.
Вся работа была разделена кантом на учение о принципе (включающее в себя анализ и диалектику, то есть анализ и воспроизведение общего представления о действии действительного разума) и методологическое учение (занимающееся вопросами нравственного воспитания и учения).
Кант показал, что нравственное поведение может быть основано только на автономии воли, то есть ее качеством является добрая воля, действующая без всякого давления и принуждения со стороны собственных причин. В связи с этим она оправдывает, цитируя религию, волю Бога, естественную склонность человека быть счастливым и стремиться к счастью неприемлемо, подрывая способность разума к свободному самоопределению, чистоте и бескорыстному нравственному поведению.
ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И. КАНТА
3.1 Иммануил Кант о бытии и познании
Кант считал, что необходимые условия познания заложены непосредственно в самом разуме, которые и составляют основу знания. Именно разум придает знанию аспект необходимости и всеобщности, являясь непереходимой границей достоверного знания. Отказываясь от догматического приема познания, И. Кант полагал, что за основу следует брать метод критического философствования, который непосредственно состоит из исследования приемов разума, общих человеческих способностей познания в рамках того, как далеко могут простираться границы. И. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, непосредственно как они существуют, самостоятельно. Кант считал, что мир познаваем не так, как он есть на самом деле, а только каким он является. Знанию доступны лишь явления тех или иных вещей (феномены), составляющие многогранное содержание опыта: мир познается лишь в своих представленных формах. В своем учении о познании И. Кант акцентировал внимание на диалектике: противоречие было рассмотрено в качестве необходимого момента познания .
Диалектика являлась лишь гносеологическим принципом, довольно субъективным, за счет отражения противоречий не самих вещей, но противоречия мыслительной деятельности, в которой противопоставляются содержание знаний, логичность их форм, предметом же диалектики становятся данные формы. Непосредственно в логическом аспекте теории познания, И. Кант акцентировал положение и определение «синтетическая сипа суждения», которая позволяет осуществить синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта. И. Кант выделил воображение в теории познания, что назвал «коперниканским переворотом» в аспекте философии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия 19 века получила мощный импульс развития в рамках немецкого идеализма за счет известного деятеля И. Канта. Данный философ выдвинул основные принципы самоценности каждой личности, которая не должна быть жертвенной. Концепция И. Канта направлена на человека, его непосредственную связь с природой, изучение человеческих возможностей. Подчеркивая категорический императив, И. Кант говорил о том, что лишь две вещи наполняют душу новым: удивление и благоговение, и чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, тем лучше. Кант призывал к собственному определению, проникновению в сознание морального долга, следованию этому долгу всегда и везде, самостоятельному ответу за поступки. Таким образом, именно подобное представление И. Кант давал о квинтэссенции этики, строгой и бескомпромиссной. Подобный долг перед человечеством и совестью помогает человеку вести себя с глубоких позиций нравственности.
Что касается религиозной точки зрения, то в философии Канта нравственное слияние сопоставимо с идеями религиозного, божественного. И. Кант считал, что согласно идеалу веры, церковь является всеобщей и необходимой нравственной категорией людей, так как представляет собой царство Божие на мирской земле. С позиций религиозного развития человечества в истории, нравственный миропорядок в земной жизни является высшим благом. Тем не менее, идеал церкви трансформируется в эмпирически объяснимые формы, так или иначе очерченные в истории. Отрицание божественного существования, согласно позициям И. Канта, - абсурд.
Одна из заслуг И. при анализе понятия морали состоит в рассмотрении принципиальной всеобщности нравственных требований, которая отличает понятие морали от схожих социальных нормативов.