Введение
Наречие как самостоятельная часть речи упоминается ее в антических грамматиках под названием adverbium (лат. ‘при слове’). Калька данного наименования легла в основу славянской терминологии (например, наречие в русском языке, прыслоўе – в белорусском и др.). Однако, несмотря на давнюю историю изучения, имеются разногласия во взглядах на класс наречий в русском языке, которые касаются вопросов дефиниции, их объема, раздела на разряды по семантическим и морфологическим признакам, а также их словообразования.
Изучение наречий в российской лингвистике началось с исследований А.А. Потебни, который, углубив синтаксическую точку зрения на наречие как на несогласуемый «признак признака» и увидев в нем «особую форму, присвоенную обстоятельственным словам», вернул наречие в систему основных знаменательных частей речи [1]. Такая концепция нашла дальнейшее обоснование и развитие в грамматических системах академика А.А. Шахматова и профессора А. М Пешковского.
А.М. Пешковский сначала колебался в выборе между этимологической и синтаксической точками зрения на наречие. Потом склонился к признанию наречия категорией «целиком синтаксической». По словам А. Пешковского, в наречиях изображаются признаки того, что высказано в глаголе и прилагательном [2]. Хотя значение «признака признака», свойственное наречию, выражается целой серией морфологических примет.
Академик А.А. Шахматов в научном труде «Синтаксис русского языка» расширяет объем понятия наречия. По мнению Шахматова, наречие в известном смысле занимает центральное место в системе частей речи. «Наречие может быть определено, во-первых, как отвлеченное название признака и отношения, во-вторых, как название признака и отношения в их сочетании с другими признаками. Отсюда тесная связь наречия с другими частями речи, переход их в наречия, их адвербиализация» [3].
Глава 1. Наречие образа действия в грамматической системе русского языка
1.1 Сущность понятия и классификация наречий в русском языке
В основе определения лингвистического термина «наречие» лежат три подхода:
- семантический,
- морфологический,
- синтаксический.
Если брать в качестве главного признака только семантический критерий, то за пределами определения понятия термина «наречие» остаются такие слова, которые обозначают признаки и обстоятельства других признаков или действий. Нельзя согласиться и с морфологической концепцией, поскольку единого определения не достаточно по причине разной грамматической оформленности таких слов. Синтаксический принцип определения наречия ка самостоятельной части речи также не является убедительным. Поэтому лингвисты стремятся объединить все показатели, что, безусловно, является правильным по той причине, что при определении понятия учитываются все специфические черты наречия ка лексико-грамматического класса.
Так, М.А. Теленкова в учебном пособии «Современный русский язык» под общей редакцией Д.Э. Розенталя дает следующее определение понятия: «Наречие – часть речи, включающая слова, которые обозначают признак действия или состояния (бежать быстро, любить сильно), признак качества (пронзительно резкий), признак признака (ослепительно ярко), признак предмета (сон наяву)» [7, с. 334]. Тут видим, что исследователь выносит на первый план семантический критерий в дефиниции лингвистического термина.
Е.В. Клобуков в учебнике «Современный русский язык» под общей редакцией П.А. Леканта отмечает следующее: «Наречие – это часть речи, выражающая грамматическое общекатегориальное значение признака действия, состояния или другого признака (писать быстро и красиво, ребенку очень нравится, весьма приятный, разговаривать крайне любезно)» [8, с. 342].
Глава 2. Наречия образа действия в Национальном корпусе русского языка
Наречий образа действия, как свидетельствуют данные Национального корпуса русского языка (НКРЯ), немало, хотя не все они отражаются даже в электронных словарях, не говоря уже о бумажных. Они употребительны, в основном, в книжной и устной литературной речи. Кроме того, отметим, что задать запрос в НКРЯ с целью поиска именно наречий образа действия не представляется возможным. Это связано с проблемой омонимии, которую сложно решить с помощью возможностей искусственного интеллекта.
Именно поэтому нами было отобрано 20 наречий образа действия, которые относятся к разным семантическим подгруппам в соответствии с классификацией А.В. Дегальцевой, к которой нами были добавлены еще два пункта.
Таким образом, нами будут исследованы, с точки зрения употребления в Национальном корпусе русского языка, следующие наречия образа действия:
1) характеризующие движение или перемещения в пространстве – бегом, вразвалку;
2) особенности речевого действия – вслух, шёпотом;
3) сменяемость, очерёдность выполнения действий – поочередно, беспорядочно;
4) осуществление действия с точки зрения нахождения на месте его выполнения – лично, удаленно;
5) особенности расположения чего-либо на поверхности или в пространстве – врассыпную, впритык;
6) форма существования и воплощения объектов, процессов или явлений – наяву, виртуально;
7) характеристика исходной позиции восприятия или суждения – рационально, анонимно;
Заключение
Таким образом, в данной курсовой работе был исследован разряд наречий образа действия и его употребление в Национальном корпусе русского языка. В ходе работы мы пришли к следующим выводам:
1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, другого признака или предмета. В морфологическом аспекте, наречия характеризуются неизменностью формы, однако небольшая группа определительных наречий на –о имеет формы эмоциональной оценки, а также степени сравнения. В синтаксическом аспекте, наречия выполняют в предложении функцию обстоятельств, однако в зависимости от контекста могут быть подлежащим, сказуемым или определением.
2. Наречия образа действия являются особой группой наречий, поскольку являются переходным звеном между наречиями обстоятельственными и качественными, обозначая особенности протекания процесса и его составляющих. В лексико-семантическом плане, наречия образа действия владеют рядом оттенков лексического значения, в которых и отражаются основные характеристики и особенности протекания или выполнения действий. Присубстантивные наречия образа действия не переходят в разряд прилагательных, а только выполняют синтаксическую функцию определения в предложении.
3. Чтобы исследовать частотность и особенности употребления наречий образа действия в национальном корпусе русского языка (НКРЯ), нами были отобраны 20 наречий разных лексико-семантических значений. Исследование показало, что данные словоформы достаточно широко используются в текстах НКРЯ, однако система не всегда различает омонимичные и полисемичные формы наречий образа действия.