Введение
Актуальность работы определяется тем, что при оценке Великой Французской революции и её Конституций, в настоящее время существуют разные точки мнения. Полное исчезновение идеологического пресса Коммунистической партии и государства, постоянно давившего на советских историков Французской революции, открыло возможности для свободного поиска в области методологии, для творческого восприятия передовых достижений зарубежной науки.
Цель: охарактеризовать Конституции Франции Нового времени.
Методы: логические (анализ, синтез) и специальные исторические (историко-генетические и структурный) методы.
Практическое применение: использование материала статьи на уроках по всемирной истории, лекции по дисциплине «История зарубежных стран», выступление на университетской конференции и публикация в журналах «Исторический журнал: научные исследования» и «История и современность».
1 Новые принципы государства и права времен Великой французской революции
Великая французская буржуазная революция 1789 года оказала глобальное влияние на развитие идеи прав человека. На следующий день после штурма символа французского абсолютизма, королевской тюрьмы Бастилии, Учредительное национальное собрание начало обсуждать права человека, в результате чего они были торжественно провозглашены 26 августа 1789 года в Декларация прав человека и гражданина. Она содержала идеи, которые выражали осуждение внутренней политики «старого порядка». Новые идеи, воплощение устремлений французских просветителей Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтера, К. де Монтескье были представлены в виде политической платформы, предложенной законодателями конституционного режима.
Провозглашение свободы и равенства (перед законом) через естественные и неотъемлемые права человека было направлено против системы собственности и деспотизма абсолютной монархии.
Такие естественные и неотъемлемые права человека и гражданина декларируемые как «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». В этой статье уже прослеживается противоречивый характер декларации. Провозглашение о том, что народ имеет право «противостоять угнетению», вовсе не соответствовало законодательной политике Учредительного собрания.
Декларация формулировала новые демократические принципы государственного устройства, которые по сути опровергали легитимность тысячелетней французской абсолютной монархии.
В соответствии с Декларацией, верховная власть в государстве принадлежала народу, но Франция при этом, оставалась монархией, хотя и конституционной. Только указом от 25 сентября 1792 года Франция была провозглашена единой и неделимой республикой [7, с. 12].
Осуществление естественных прав каждого человека ограничивалось только теми границами, которые предоставляют другим членам общества равные права. Кроме того, закон запрещал только действия, которые наносили вред обществу.
Закон являлся выражением общей воли, и поэтому каждый может участвовать в его создании – лично или через своих представителей (заместителей). Все граждане объявлялись равными перед законом.
В декларации не говорилось ни слова о механизмах фактической реализации французами заявленных гражданских свобод, а также собраний и свободе союзов.
Наконец, в Декларации ничего упоминалось о снятии крестьянских феодальных обязательств, то есть игнорировался один из фундаментальных вопросов революции. Разрабатывая новую социальную структуру, революционные идеологи – прежде всего представители богатой и средней буржуазии – противопоставляли принцип сословности старого порядка принципу индивидуализма. Сама универсальность принципов Декларации 1789 года означала абстрагирование всех специфических проблем и сфер деятельности человеческой личности. Поэтому были приняты во внимание только абстрактная личность и национальное сообщество, и идея о том, что общество и государство являются не иерархией сословий и корпораций, местных прав и привилегий, а объединением людей, вступающих в договорные отношения. Также было заявлено, что все люди являются представителями нации, к которой принадлежит высшая политическая власть.
2 Конституции революций Франции Нового времени
Важнейшим результатом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания стала Конституция, окончательный текст которой был составлен на основе многочисленных законодательных актов конституционного характера, принятых в 1789-1791 годах [2, с. 243].
Конституция 1791 года сделала Францию конституционной монархией. Разработка и обсуждение текста Конституции проходили быстро. Национальное собрание сочло, что оно должно было дать Франции конституцию. Также считалось, что ему была предоставлена полная свобода; большинство умеренных людей не считали одобрение короля необходимым для конституции. После жарких дебатов основные положения конституции были сформулированы 1 октября, приняты королем 5 октября вместе с провозглашением «прав человека» и немедленно опубликованы в виде специального закона [6, с. 385–386]. Согласно положениям Конституции из 24 миллиона человек, только 4,3 миллиона человек приобрели статус активного гражданства, тогда как все остальные относятся к категории пассивных граждан. Все женщины и мужчины в возрасте до 25 лет исключались из числа избирателей. Конституция значительно расширяла перечень личных и политических прав и свобод по сравнению с Декларацией 1789 года, в частности, она предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и соблюдения законов полиции, свободу обращения в государственные органы с отдельными лицами, петиции, свобода вероисповедания и право выбора духовенства. Право создавать союзы лиц одной профессии не допускалось. Конституция также предусматривала определенные социальные права, которые были отражением эгалитарных настроений, широко распространенных во Франции во время революции. Так, они объявили о введении общего и частично бесплатного государственного образования, о создании специального отдела [9, с. 121] для «общественной благотворительности для воспитания брошенных детей, для облегчения судьбы бедных и поиска работы для бедных, которые будут безработными [4, с. 115].
Концепция национального суверенитета получила дальнейшее развитие в данной Конституции. Компромиссный характер Конституции, отражающий тенденцию к политическому союзу новых буржуазных и старых феодальных держав, заключалась прежде всего в укреплении монархической формы правления [1, с. 225]. Идеи Монтескье о разделении властей, уже провозглашенные в Декларации 1789 года и реализованные в Конституции, довольно последовательно применялись в этой конституции [9, с. 121].
Избранные законодательные и судебные органы находились в руках представителей победившего третьего сословия, в то время как исполнительная власть, которая, согласно Конституции, была возложена на короля, считалась столпом благородства. Таким образом, абсолютизм был окончательно разрушен, и была создана конституционная монархия
Заключение
В ходе проведенного исследования автором были сформулированы следующие выводы:
1. Развитие прав человека и свободы гражданина нашли свое отражение в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 году. В соответствии с Декларацией объявлялось о провозглашение свободы и равенства (перед законом) через естественные и неотъемлемые права человека, формулировались новые демократические принципы государственного устройства, верховная власть в государстве принадлежала народу, все граждане объявлялись равными перед законом и т.д.
2. Конституция 1791 года закрепила новый государственно-политический порядок, преобладавший в 1789-1791 гг., в котором были введены передовые принципы: национальный суверенитет, разделение властей, провозглашен обширный список личных и гражданских прав. Тем не менее, документ не являлся гибким и стремился установить верховенство представительного органа. Это привело к слабости конституционного строя и предопределило его дальнейшее развитие. Конституция 1793 года, которая была наиболее важным результатом правительства якобинцев, показала наиболее выраженный политический радикализм. Основной задачей государства было дать гражданину возможность пользоваться своими естественными и неотъемлемыми правами. К ним относятся свобода, равенство, собственность и безопасность. Из-за своего политического радикализма якобинцы придавали особое значение гражданскому равенству. Конституция 1793 года отвергла принцип разделения властей и вместо этого установила простую государственную систему, а также отменяла разделение граждан на активных и пассивных избирателей, несовместимых с идеей равенства. Она законодательно закрепила всеобщее избирательное право для мужчин старше 21 года. Новый конституционный документ был принят Конвенцией в августе 1795 года и был объявлен Конституцией третьего года республики. Он отличался умеренным характером и утратой революционного пафоса. Права людей, такие как право на восстание и сопротивление угнетению, не упоминались. Документ опирается на укрепление экономических, моральных и правовых основ буржуазного общества в целях стабилизации его развития.