Введение
Датой основания Московского университета считается 12 января 1755 года по старому стилю. Этим был ознаменован собой новый этап в развитии российского общества.
Европейские университеты всегда были важным фактором развития общества, его культурного и социального развития, внесли существенный вклад в становление науки и образования. Экономическое и промышленное развитие Российской империи в первой половине XVIII века требовало достаточного большого количества образованных личностей, следовательно, настало время появления первого российского университета. Эту мысль вынашивал еще Борис Годунов, но благоприятная историческая ситуация сложилась лишь к середине XVIII века.
Следует сказать, что к этому времени в России уже сформировались свои образовательные традиции. Большое значение имела Андреевская школа в середине XVII века, а затем Славяно-греко-латинская академия, в стенах которой учился и Ломоносов. Основавшие ее греческие монахи Лихуды, окончившие Падуанский университет, получившие там степень докторов, символизировали синтез православной культуры и западноевропейской учености. Именно Славяно-греко-латинская академия явилась отправной точкой для Московской Духовной академии и Московского университета. С этого времени была заложена традиция разделения духовного и светского образования в Российской империи.
Чтобы разобрать феномен Московского университета необходимо учитывать влияние национальных традиций на европейскую концепцию университета. Основы европейской учености, попав на российскую почву, оказались в благоприятной среде и дали мощный толчок развитию отечественной науки и образования.
Создание Московского университета явилось итогом совместных действий трех исторических сил: российской науки, просветительских взглядов и устремлений российского общества, а также государственной власти.
К тому же, к этому времени в России появилась и стала крепнуть патриотическая научная мысль, лицом которой был великий ученый-энциклопедист, один из первых русских академиков - Михаил Васильевич Ломоносов. Как образно сказал о нем Александр Сергеевич Пушкин, "он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом". В данной работе мы постараемся рассмотреть становление Московского университета и его влияние на российскую культуру в первые десятилетия существования.
1 Становление университета
Экономическое и социально-политическое формирование Российской империи в середине XVIII века потребовало большого числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не могли в глубокой мере удовлетворить потребности государства в отечественных специалистах. В обществе наиболее просвещенных людей России созревала мысль о надобности создания классического государственного университета, причем такого, в каком могли бы учиться не только дворяне, но и разночинцы.
Ко второй половине XVIII века возникла малочисленная русская интеллигенция — прогрессивные ученые, систематизировавшиеся вокруг М. В. Ломоносова. Основной проблемой являлось создание центра отечественной науки, который готовил бы кадры ученых из «природных россиян». Ломоносов обосновывал, что новый центр науки нужно создать в Москве, которая и после основания Петербурга продолжала являться экономическим, культурным и социальным центром русской действительности.
Занявшая в 1741 г. российский трон императрица Елизавета Петровна положительно относилась к формированию отечественной науки и культуры, пыталась приблизить к себе образованных представителей народа. Её официальная политика в области образования содержалась в продолжении дел, которые были начаты ее отцом императором Петром I. Он, как один из самых передовых правителей, также давно грезил об университете, который смог бы стать опорой воспитания русской науки и культуры.
Совместно с Ломоносовым, основную роль в осуществлении образовательной политики России играл фаворит императрицы камер-юнкер И.И. Шувалов. Молодой патриотически настроенный дворянин существенно влиял на вырабатывание отечественной науки и культуры, покровительствовал русским ученым, писателям, поэтам, художникам. Он со значительным уважением относился к М.В. Ломоносову и активно пособлял многим его начинаниям. Благодаря содружеству и сотрудничеству графа Шувалова и академика Ломоносова появилась мысль об основании московского университета.
Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, созданной Петром I, были основаны университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой целью не справились. Оттого М.В. Ломоносов многократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его суждения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, улеглись в основу плана Московского университета.
Эта идея была олицетворена в проекте И.И. Шувалова, сочиненного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица ратифицировала 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. 26 апреля того же года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух его гимназий. Сначала университет расположился в доме бывшей аптеки у Воскресенских ворот перед Красной площадью.
2 Учебный и воспитательный процесс
Должно заметить, что московский университет отличался демократическим составом студентов и профессоров. Это обусловило сравнительно быстрое распространение между преподавателей и студентов передовых идей. Крайне существенным было то, что в университет могли зачисляться выходцы из разнообразных сословий, кроме крепостных крестьян. М.В. Ломоносов показал на пример западноевропейских университетов, где было кончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые преподавали, но только трое были из дворян. Разночинцы складывали в XVIII веке и большую часть учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования отправляли в зарубежные университеты, закрепляя контакты и отношения с мировой наукой.
Плановые занятия на факультетах проходили пять дней в неделю. Студенты обязаны были посетить все публичные лекции, а все желающие могли также прослушивать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты должны были участвовать в ежемесячных диспутах, которые шли под инструкцией штатных профессоров университета. За неделю до очередной дискуссии провозглашалась его тематика и фамилии докладчиков из перечня студентов. В конце каждого полугодия в университете формировались открытые диспуты с вниманием профессоров, всех студентов и поклонников науки из числа населения Москвы.
Становление Московского университета не избежало определенных трудностей. Медленно увеличивалось число студентов - в 1758 г. их было лишь 100 чел. К сожалению, полный списочный состав не сохранился, т.к. пожар 1812 года почти целиком уничтожил университетский архив. Однако по документам различных ведомств и воспоминаниям выпускников университета можно назвать некоторых студентов, приступивших к деятельности в 1755 г.: Иван Артемьев, Петр Вениаминов, Сергей Забелин, Ефим Орлов, Вукал Петров, Илья Семенов, Иван Федулов.
Лишь тридцать студентов из числа казеннокоштных зарабатывали из казны жалованье в размере 40 руб. в год, а прочие жили на личные средства. В протоколе конференции университета от 2 июля 1759 г. есть такая запись: «Одной из причин, мешавших успешности занятий, было отсутствие учебников, которых казеннокоштные не могли приобрести по бедности».
По этому основанию еще в конце 1757 г. граф И.И. Шувалов распорядился отпускать деньги на обувь и платья, чтобы порядочно одеть студентов. Тогда же было предписано отпускать казеннокоштным «в прибавок жалованья для пищи по полтине в месяц каждому». Руководство директору университета воспрещала студентам заходить в классы в нагольных шубах, серых кафтанах и лаптях, что рассчитывалось как одежда бедняков.
3 Просветительская деятельность университета в 18 столетии
Московский университет играл весьма значительную роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла находиться в том числе и посторонняя публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были сформированы типография и книжная лавка. Этим было положено начало отечественному книгоиздательству. Университет начал выпускать дважды в неделю основную в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял воспитанник университетской гимназии, исключительный русский просветитель Н.И. Новиков.
Уже через год после открытия университета была основана публичная библиотека. Свыше 100 лет она была одной-единственной в Москве библиотекой, доступной всем.
При поддержке Московского университета и его профессуры были открыты следующие центры русской культуры: Казанская гимназия (с 1804 года — Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года — в ведении Московского университета), Малый театр и др.
В XVIII веке в стенах Московского университета обучались и работали примечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.В. Аничков; математики и механики В.К. Аркшеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Забелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бентыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хульфин, Е.И. Костров; правоведы С.В. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.Н. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.
Сплочение в деятельности Московского университета задач просвещения, культуры и науки обратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.
Отгораживание духовного образования содействовало тому, что Московский университет стал центром светской культуры. М. В. Ломоносов предусмотрел основание при университете разнообразных вспомогательных учреждений (физического кабинета, анатомического театра и т. д.) для того, чтобы ученые смогли заниматься различными изысканиями.
Беспрерывную роль играли университетские гимназии. В соответствии с устоями самодержавно-крепостнического строя и сословными взглядами дворянства на задачи и формы образования одна гимназия предопределялась для дворян и вторая — для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян. Грезы гениального Ломоносова о позволении крестьянам получать образование в университете не реализовались.
Заключение
Московский университет является одним из старейших и крупнейших классических университетов России, одним из центров отечественной науки и культуры. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова.
Московский университет можно рассматривать не столько как учебное заведение, сколько как особый культурно-исторический организм, тесно связанный с жизнью города. Университет развивался в системе старой традиционной культуры, будучи вначале явлением, чуждым для основной массы населения. Но именно московская обстановка способствовала развитию университета на грани европейской и русской культуры.
Университет представлял собой ячейку нового в море старого, и это позволяет говорить о некоем «университетском пространстве», месте, где протекали материальные и духовные процессы, формировался особый тип поведения. Обособленность «университетского пространства» сочеталась с максимальной открытостью университет. Важно отметить, что университет становился не только научным, но и культурным центром Москвы, одним из важнейших узлов его общественной жизни.
Обращая внимание на специфику русской действительности, следует отметить, что университет не мог получить полную автономию и самостоятельность, однако, университет становился живой культурной общностью, особой корпорацией. Все это позволяет говорить о «национальном типе» университета, под который в начале XIX в. Патриархальный строй здесь являлся основой воспитания, но при этом не противоречил основам университетского общества. Со времени под него подстраивалась вся система высшего образования России.