В 2011 году литературно-художественным и публицистическим журналом «Урал» была сформирована так называемая линия «Уральская школа драматургии» с целью опубликования авторских сборников пьес молодых драматургов, уже заработавших популярность в театральном мире, при помощи постановок в российских театрах, журнальным и интернет-публикациям. В важности данного направления сомнений нет, так как для большей части авторов как раз такой тип печатания происходит в первый раз, а читатель имеет возможность завершенного понимания текстов авторов. В этой линии вышел сборник пьес «Русская народная почта: 13 комедий», вышедшая в 2012 году, Олега Богаева.
Довольно сложная структура произведений исследуемого автора говорит о том, что его драматургия является специфической. Необходимо более подробно изучить творчество и пьесы Олега Богаева для формирования четкого понятия о художественных методах, применяемых в контексте современного русского театра.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью подробного изучения определенного художественного материала и литературоведческого понимания драмы избранного автора в контексте «современной драмы» и «театра абсурда».
Объект исследования – «театр абсурда» «новая драма» как художественные элементы в драматургии Олега Богаева.
Предмет исследования – художественные тексты, написанные драматургом Олегом Богаевым.
Цель исследования – на основе изучения художественной литературы, правильно и адекватно раскрыть понятие «театр абсурда» в драматургии Олега Богаева.
1 Олег Богаев как представитель российской «новой драмы»
В 2011 году литературно-художественным и публицистическим журналом «Урал» была сформирована так называемая линия «Уральская школа драматургии» с целью опубликования авторских сборников пьес молодых драматургов, уже заработавших популярность в театральном мире, при помощи постановок в российских театрах, журнальным и интернет-публикациям. В важности данного направления сомнений нет, так как для большей части авторов как раз такой тип печатания происходит в первый раз, а читатель имеет возможность завершенного понимания текстов авторов. В этой линии вышел сборник пьес «Русская народная почта: 13 комедий», вышедшая в 2012 году, Олега Богаева.
Пьесы Олега Богаева получили высокую профессиональную оценку: премии «Антибукер», «Евразия», «Действующие лица», которые в свою очередь вызывают интерес театральных критиков и литературоведов.
2 Главный герой «Русской народной почты» как антипод героев «новой драмы»
Герои «новой драмы» по большей части люди, которые оказались на самом дне социального слоя, находящиеся в пограничных ситуациях: самоубийцы, беглые преступники, лица без определенного места жительства, умирающие, осужденные, террористы. Этот список можно продолжать до бесконечности, но названные лица довольно шаблоны и стереотипны.
Пьеса Олега Богаева «Русская народная почта» имеет подзаголовок «Комната смеха для одинокого пенсионера в одном действии». Действующее лицо пьесы Олега Богаева – старик, Иван Сидорович Жуков, и его развлечение – написание писем самому себе. Иван Сидорович достаточно одинокий человек, который существует в своем виртуальном мире и живет в своих фантазий.
Можно сказать, что герой отождествляет собой шаблон, стереотип несчастного человека, в жизнь которого вошло такое состояние как отчужденность, а оно в свою очередь переходит в новую стадию – одиночества, но сам герой это замечает довольно поздно. Одиночество становится нормой жизни, будто так было всегда.
Большая часть молодых русских драматургов пишет о том, что не имеет никаких эталонов и шаблонов, не стремится никому подражать. В случае Олега Богаева это не так: Ивана Сидоровича можно назвать прототипом героя чеховских рассказов. В произведениях исследуемого автора можно найти пространные авторские ремарки, концепция которых достаточно однотипна и напоминает авторские ремарки Николая Коляды или Михаила Угарова. Это достаточно объяснимо, так как Олег Богаев является выходцем из «Уральской школы». Совпадения можно проследить в конкретных описаниях душевного и морального состояния героя, доскональном описании предметов и явлений, которые окружают героев произведений, и предметов, создающих их внутренний мир. Авторская ремарка, таким образом, из шаблонного замечания переходит в полноценную часть драматического изложения, дает возможность иного восприятия. Такой текст вбирает в себя два жанра, как бы граничит с драмой и прозой, когда сценическая интерпретация не является необходимой частью авторского замысла. Читатель пьесы, так же, как и читатель прозы, имеет необходимое количество информации и фактов для того, чтобы в его воображении разыгралось действие, исключительно воображаемое «театральное представление».
3 Пьеса «Шпильки» как драма абсурда
Для того, чтобы грамотно проанализировать пьесу, нужно сделать небольшой акцент на заглавие. В журнальной редакции пьеса имела другое название, а именно «Как я съела своего мужа». Довольно-таки емкое название, уже говорит о том, что абсурда в данном произведении достаточно.
Сюжет пьесы раскрывает семейно-бытовые отношения, которые через призму шоковой терапии и театра жестокости отражает весь абсурд произведения и сюжетной линии. Герои в полной мере и достаточно серьезно обсуждают недостатки своих вторых половин, то есть супругов, и открыто, не без интриг, серьезно раздумывают над убийством. При том мотивируя это тем, что дальнейшая жизнь с данными людьми невозможна или же развода. Несомненно, диалоги с споры и всевозможных способах убийства и избавления от тел, вызывает не просто шок, а панический страх, боязнь того, что зрителя может ожидать в дальнейшем. Но не все так страшно, как абсурдно. Киллер, который нужен для выполнения важного задания – слепоглухонемой. Герои произведения выбирают бюджетный вариант на групповое убийство мужей, который носит название «Скинемся, сестры».