Введение
Актуальность темы исследования определена тем, что преступления против жизни и здоровья являются наиболее тяжкими, как в российском законодательстве, так и в законодательстве других государств и справедливо влекут за собой наиболее суровые наказания. История развития уголовного законодательства показывает, что жизнь и здоровье человека всегда занимали особое место в системе уголовно-правовой охраны. Преступления против жизни и здоровья – это особая группа преступлений.
Исходя из этого законодатель при структурировании статей об ответственности за преступления против жизни и здоровья в главе 16 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) поставил их на первое место в Особенной части. В данном случае провозглашенная ст. 2 Конституции РФ концепция приоритета защиты человека, его прав и свобод как высшей ценности нашла реальное воплощение в нормах уголовного закона.
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года Российская Федерация – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где охраняется здоровье людей (ст. 7), материнство и детство (ст. 38), а права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 17).
Соответственно, главной задачей любого государства является охрана жизни человека, и естественно, что за лишение этого права виновное лицо должно нести строжайшую ответственность. Убийство является одним из самых страшных преступлений, которое затрагивает интересы не только государства, а также интересы семьи и общества. Последствием убийства является лишение человеческой жизнь.
Актуальность работы состоит в необходимости рассмотрения данного вопроса ввиду сложности как квалификации, так и определения видов убийств по законодательству нашего государства.
1.1 Эволюция понятия убийства в уголовном праве России
Жизнь человека представляет собой важнейшее, от природы ему данное благо, основополагающую социальную ценность. При совершении преступлений против жизни наступают последствия, которые не поддаются восстановлению или возмещению: утрата жизни необратима. В истории общественной жизни убийство является одним из наиболее древних преступлений. Состав убийства уже был сформулирован уже в «Русской Правде» – первом кодифицированном законодательном акте Древней Руси. Наказание за убийство разграничивалось в зависимости от субъекта, на которое направленное само преступление. В основном, каралось душегубство, по «Русской Правде» денежной вирой.
В первых судебниках, Соборном уложении 1649 г., законодательных актах Петра I складывается система норм о преступлениях против жизни. В период царствования Петра I «Артикул воинский и Морской устав были изначально предназначены для военных, но за недостатком общего уголовного законодательства стали распространяться и на лиц гражданского состояния».
В нем было уделено большое внимание посягательствам на жизнь: дана более четкая деление убийствам, совершенным умышленно и неосторожно, дано деление убийств на простые и квалифицированные.
За совершение простого убийства предусматривалось наказание в виде смертной казни путем отсечения головы, а за квалифицированное – путем колесования. К квалифицированным видам убийства относились убийство по найму, из корысти, убийство родителей, «дитя во младенчестве», убийство путем отравления.
Интересно заметить, что в законодательных актах Петра I предусматривалось наказание за «убийство самого себя» (иначе - для самоубийц). В Артикле воинском сказано: «Ежели кто сам себя убивает, то надлежит палачу тело его в бесчестное место отволочь и закопать, волоча прежде по улицам или обозу». А за неудачную попытку самоубийства без уважительных причин полагалась смертная казнь.
Глава 2 Виды убийств в уголовном законодательстве России
2.1 Простые виды убийств
«Простое» убийство» – именно так в теории права называют намеренное лишение жизни человека без каких-либо особых (квалифицирующих) признаков. Наиболее частыми примерами такого преступления являются случаи причинения смерти в драке, бытовой ссоре, в результате ревности и так далее. Такие действия подпадают под часть 1 статьи 105 УК РФ. Как представляется, закрепленное в ч. 1 ст. 105 УК РФ определение убийства не является достаточным. В настоящее время назрела необходимость добавить действующее определение указанием на противоправное лишение жизни.
Такое указание позволит отграничить убийство от правомерного лишения жизни, которое возможно, например, при необходимой обороне. Традиционно состав любого преступления в отечественном уголовном праве анализируется через объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Объект играет определяющую роль при квалификации преступлений и отграничении одного преступления от другого. Родовым объектом убийства является личность человека, под которой в праве понимается субъект правовых отношений, носитель прав, обязанностей, свобод. Непосредственным объектом убийства является жизнь человека. И именно в том, что объект убийства – это жизнь человека, кроется ряд теоретических и практических проблем .
Так, причинение смерти потерпевшему имеет место при ряде других преступлений – при причинении тяжкого вреда здоровью (ч. 4 ст. 111 УК РФ), при совершении террористического акта (п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ), при захвате заложника (ч. 4 ст. 206 УК РФ), при посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ). Однако в этих преступлениях жизнь человека является дополнительным объектом. Основным же объектом выступают общественная безопасность, безопасность государства, основы конституционного строя или порядок управления. Также в перечисленных составах чаще всего имеется потерпевший с особым статусом (военнослужащий, судья).
Заключение
Из определения убийства, используемого законодателем в Уголовном кодексе Российской Федерации, вытекают сразу два суждения. Во-первых, убийство является причиной смерти жертвы при условии, что существует вина в форме прямого или косвенного умысла. Убийство в уголовном праве никак не соотносится с неосторожностью. Во-вторых, самоубийство не считается убийством, поскольку объектом защиты уголовного права в случае убийства является жизнь «другого лица».
Однако краткость формулировки законодателя привела к тому, что из определения «выброшен» признак противоправности преступления и некоторых признаков, присущих объекту посягательств.
В первом случае отсутствие признака незаконности лишает способности правоприменителя отделить убийство от законного лишения жизни человека, то есть в случаях: необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление. Примечательно, что в этих ситуациях смерть умышленно наносится другому человеку, но эти действия нельзя назвать убийством, поскольку они лишены незаконности.
Во-вторых, отсутствие признаков посягательства, присущего объекту данного преступления, связаны с трудностями в сравнении классических типов убийств с их нетипичными аналогами, в случае умышленного причинения смерти в действиях правонарушителя, направленных на причинение другого вреда.
Вследствие этого на передний план выйдет необходимость введения еще одного доктринального определения убийства, которое не противоречит законодательному, но и является взаимодополняющим и конкретизирующим его, что поможет решить самые сложные проблемы квалификации насильственных посягательств на жизни людей.
Большинство доктринальных определений убийства включают признак «противоправности» деяния, которое вызвало смерть. В законодательном определении в УК не дается этого определения. Но признак противоправности, характеризующий убийство, кажется необходимым.
Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что российское уголовное право постоянно совершенствуется, оно постоянно вводит изменения, улучшающие Уголовный кодекс, и в этом свете убийство является незаконным умышленное нападением на жизнь другого человека как личности, выражаясь в нанесении ему смерти.