ВВЕДЕНИЕ
Борьба с организованной групповой преступностью является одной из актуальных проблем современного общества. Понимание социально-психологических особенностей возникновения и функционирования раз-личных преступных групп (группировок), сообществ (преступных организаций), объединений преступных групп, созданных для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, внутригрупповых динамических процессов, происходящих в них, правильная психолого-правовая, криминалистическая оценка их преступной деятельности является необходимым условием разработки наиболее эффективных приемов и методов борьбы с ними.
К наиболее простому типу преступных формирований принято относить так называемые случайные преступные группы, состоящие из двух и более исполнителей, совершающих преступления без предварительного сговора, имеющие самый низкий уровень психологической сплоченности, возникшие случайно, нередко в неожиданно сложившейся обстановке.
К следующей разновидности преступных групп относятся группы, состоящие из двух и более лиц, заранее, по предварительному сговору договорившихся совместно совершить преступление. Такой сговор происходит относительно места, времени или способа совершения преступления. Данная форма соучастия может сочетаться как с обычным соисполнительством, так и с соучастием в прямом смысле этого слова, т.е. с распределением ролей.
Подобные группы обычно возникают из случайных образований, особенно если последним удается остаться неразоблаченными.
Организованная преступная группа – более совершенная, а потому и более опасная форма криминального объединения, поскольку представляет собой устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Как правило, такая группа тщательно готовит и планирует преступление, распределяет роли между соучастниками, оснащается технически и т.д.
Далее в реферате мы подробно рассмотрим психолого-правовые признаки организованной преступной группы.
ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ
Борьба с организованной групповой преступностью является одной из актуальных проблем современного общества.
Понимание социально-психологических особенностей возникновения и функционирования организованных преступных групп, сообществ, объединений преступных групп, а также внутригрупповых динамических процессов, происходящих в них, правильная психологи-правовая, криминалистическая оценка их преступной деятельности являются необходимым условием разработки наиболее эффективным приемов и методов борьбы с ними.
Организованная преступность имеет 5 признаков:
1) сбор и передачи информации;
2) нейтрализация деятельности правоохранительных органов;
3) использование основных социально-экономических служб;
4) существование внутренней структуры;
5) определенная внешняя «законность действий».
Таким образом, исходя из этих признаков, можно дать определение организованной преступности – особый вид деятельности, осуществляемый определенной категорией субъектов, объединенных в преступные сообщества в целях противоправного достижения прибыли. Организованная преступность характеризуется следующими чертами:
1) системность организованной преступности;
2) групповой характер деятельности;
3) устойчивость и длительное существование многих из них;
4) наличие высших уровней организованности в форме преступных организаций и преступных сообществ, высокий уровень конспиративности, наличие коррумпированных связей, тесная связь уголовной преступности с экономической и профессиональной и взаимосвязь отечественной и зарубежной преступности [1, с. 48].
Различают следующие группы: группа по предварительному сговору, организованная группа, преступная организация.
Под традиционной преступной группой понимают антиобщественное объединение людей на основе совместной преступной деятельности, представляющая собой малую неформальную группу, определенным образом организованную и выступающую как единый особый субъект преступной деятельности.
Различают следующие типы традиционных преступных групп:
1) простая организованная группа;
2) структурная (сложная) организованная группа;
3) организованная преступная группировка;
4) бандитское формирование;
5) преступная организация (сообщество);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преступления, совершаемые группой преступников, всегда представляли большую общественную опасность, нежели аналогичные деяния, совершаемые отдельными индивидами. В первом случае в преступную деятельность одновременно вовлекается несколько (иногда значительное число) лиц, что вносит определенную специфику в механизм и иные составляющие криминальной деятельности, а главное, влечет за собой, как правило, наступление более тяжких последствий. И это вполне закономерно.
Любая преступная группа как одна из разновидностей малых социальных групп людей не является простым (механическим) сложением некоего числа индивидов, совместно совершающих преступления. Каждая преступная группа, с точки зрения психологии и социологической теории «малых групп», объединяя на основе совместного осуществления общественно опасной деятельности нескольких человек с явным стремлением к достижению преступной цели, с той или иной степенью организованности, фактически превращается в единый субъект криминальной деятельности. В таком коллективном субъекте преступления появляются новые, не свойственные отдельному преступному индивиду свойства, цели, возможности и пр.
В преступном действии, совершаемом группой лиц, происходит объединение индивидуальных способностей, общих и специальных знаний, умений, профессиональных навыков (особенно преступных), и др. Весьма существенно, что со временем происходит разделение преступного труда (с учетом состава группы это разделение может быть и профессиональным).
Работа над проблемой организованной преступности в разных формах ее проявления в теории уголовного права позволяет сделать вывод, что каждое типичное проявление организованной преступности обладает определенным сочетанием объективных и субъективных свойств, определяющих характер совместности, а также степень сплоченности и организованности лиц, объединивших свои усилия в целях совершения преступления. Материализуясь в объективных и субъективных признаках конкретного деяния, они образуют ту или иную форму соучастия, характеризующую уровень (степень) общественной опасности самого преступного объединения и, соответственно, степень общественной опасности совместно совершенного преступления и можно повториться, что от точного определения признаков организованных преступных форм зависит возможность их доказывания и, как следствие, применение соответствующих статей уголовного закона.